Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел (стр. 3 из 6)

В исследовании даются определения понятий «тайна», «государственная тайна», «служебная тайна». При этом основой определения является конфиденциальность как основное, отличительное свойство информации, обращение которой ограничено. Такой подход не связан с построением определения на основе перечисления эквивалентных составляющих – он базируется на ключевом свойстве конфиденциальности, что позволяет отличить тайну от иных видов информации.

Под конфиденциальностью следует понимать ограниченность оборота информации и установленный обладателем информации режим ее хранения и обращения, при котором обеспечивается ее доступность только определенному кругу субъектов и исключается возможность ее разглашения, блокирования либо утраты.

В диссертации предлагаются основные критерии различия государственной и служебной тайны, которые заключаются в потенциальной и действительной ценности сведений соответствующей категории конфиденциальности, характеристиках возможного ущерба от нарушения их конфиденциальности и характеристиках мер, обеспечивающих охрану государственной и служебной тайны. В частности, в случае посягательства на государственную тайну причиняется вред либо создается угроза его причинения интересам государственной безопасности Российской Федерации. В случае посягательства на служебную тайну лицом, обладающим допуском к ней, вред либо угроза его причинения не связаны с интересами государственной безопасности и направлены на охраняемые законом интересы в сфере государственной либо муниципальной службы, а также на охраняемые законом интересы третьих лиц.

Во втором параграфе – «Понятие служебной тайны» – исследуется содержание такой разновидности конфиденциальной информации, как служебная тайна, проводится сравнительный анализ служебной тайны и иных видов тайны (например, профессиональной). В состав служебной тайны могут входить и иные охраняемые законодательством виды конфиденциальной тайны, если такая информация стала достоянием субъектов государственной службы либо службы в органах местного самоуправления в процессе выполнения ими служебных функций. При этом, если в процессе непосредственной деятельности операторы служебной тайны становятся операторами государственной тайны, то сведения в части, касающейся государственной тайны, должны быть регламентированы нормами, обеспечивающими обращение и охрану именного государственной тайны.

Операторами служебной тайны могут являться государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, а также иные лица, обладающие допуском к информации, составляющей служебную тайну. При отсутствии допуска на обращение с такой информацией и совершении посягательства на служебную тайну вопрос о привлечении к уголовной ответственности за наступившие последствия должен решаться в отношении оператора служебной тайны как субъекта, по вине которого служебная тайна выбыла из установленного оборота. При совершении деяний, связанных с разглашением служебной тайны лицом, не относящимся к указанным выше лицам, и наступлением тяжких последствий, должен решаться вопрос о привлечении к уголовной ответственности оператора служебной тайны, по вине которого такая информация выбыла из установленного оборота.

Анализ федеральных законов и иных нормативных правовых актов позволяет заключить, что к обязанностям государственных служащих и служащих органов местного самоуправления относится обеспечение охраны служебной тайны, запрет на неправомерное обращение со служебной тайной, операторами которой они являются. Также законодательством предусмотрены основания юридической ответственности за нарушение конфиденциальности служебной тайны. Уголовный закон не содержит нормы, обеспечивающей охрану такой конфиденциальной информации, как служебная тайна.

В основу определения служебной тайны положены ее основные и отличительные свойства – конфиденциальность и содержание информации (сфера общественных отношений).

В третьем параграфе – «Классификация сведений, составляющих государственную и служебную тайну» − рассматриваются содержательные элементы государственной и служебной тайны и выделяются их общие признаки, что позволяет разделить весь массив сведений, составляющих государственную и служебную тайну, на несколько информационных групп.

Так, государственная тайна может быть разделена на отдельные составляющие (информационные компоненты), основываясь на следующих признаках:

1. В зависимости от предмета государственной охраны (сведения в области оперативно-розыскной деятельности, мобилизационных ресурсах и др.).

2. В зависимости от отдельных направлений государственной деятельности по территориальному признаку. При этом возможно выделение двух групп сведений, составляющих государственную тайну:

− сведения, составляющие государственную тайну о деятельности в перечисленных областях на территории Российской Федерации (внутритерриториальная государственная тайна);

− сведения, составляющие государственную тайну о деятельности в указанных областях за пределами территории Российской Федерации (внешне территориальная государственная тайна).

3. В зависимости от степенисекретности (грифы «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности»).

4. Объем сведений, составляющих государственную тайну, доступ к которым имеет определенный субъект-обладатель (либо оператор системы) информации, определяется содержанием его должностных полномочий.

В связи с этим представляется возможной классификация сведений, составляющих государственную тайну, в зависимости от субъекта их обладателя (оператора): государственная тайна Министра внутренних дел, его заместителей и сотрудников Министерства внутренних дел, государственная тайна начальника органов внутренних дел субъекта Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономного округа, автономной области), его заместителей и сотрудников ОВД субъекта, государственная тайна горрайлинорганов внутренних дел и их сотрудников.

При рассмотрении вопроса о классификации сведений, составляющих служебную тайну, отмечается, что ее объектами являются данные в различных сферах деятельности государственных либо муниципальных органов, должностных лиц и отдельных граждан. К служебной тайне следует относить информацию в сфере врачебной, коммерческой, нотариальной и иной деятельности, операторами которой являются органы внутренних дел. Но в то же время нарушение конфиденциальности служебной тайны не связано с посягательством на безопасность государства.

Представляется возможной следующая классификация сведений, составляющих служебную тайну:

1. В зависимости от сфер деятельности органов государственной либо муниципальной власти:

− сведения в сфере деятельности правоохранительных органов;

− сведения в сфере деятельности иных государственных либо муниципальных органов власти.

2. В зависимости от содержания информации:

− сведения о деятельности государственных или муниципальных органов и их должностных лиц;

− иные сведения конфиденциального характера, ставшие известными в процессе деятельности этих органов или их должностных лиц.

3. В зависимости от объекта, которому причиняется ущерб в результате противоправного распространения служебной тайны:

− сведения, распространение которых ставит под угрозу интересы государственной либо муниципальной службы;

− сведения, распространение которых ставит под угрозу иные охраняемые законом интересы.

4. Подобно классификации сведений, составляющих государственную тайну, сведения, отнесенные к служебной тайне, также возможно дифференцировать в зависимости от обладателя (оператора) информационной системы.

Классификация сведений, составляющих государственную и служебную тайну, может быть полезна при квалификации преступных посягательств на охраняемую законом конфиденциальную информацию, разграничении смежных составов преступлений, а также при назначении наказания за подобные деяния.

В четвертом параграфе – «Особенности охраны сведений, составляющих государственную и служебную тайну в органах внутренних дел» – рассматриваются отдельные аспекты, связанные с обеспечением конфиденциальности государственной и служебной тайны в практической деятельности органов внутренних дел.

Проведенное исследование подтверждает, что факты нарушения конфиденциальности государственной либо служебной тайны нередко не закрепляются в официальной статистике. В частности, по данным проведенного опроса, руководство подразделении органов внутренних дел в 37,13 % случаев нарушения конфиденциальности государственной либо служебной тайны вообще не принимает никаких мер по привлечению к ответственности за данные нарушения, а также по предотвращению дальнейшего развития наступивших последствий. Более того, как показывает проведенное исследование, руководители подразделений органов внутренних дел нередко умышленно скрывают подобные противоправные посягательства на конфиденциальность государственной либо служебной тайны от официальной статистики. Так, 2,9 % опрошенных сотрудников ОВД отметили, что их руководство «укрывает подобные случаи нарушения конфиденциальности государственной либо служебной тайны».