· Апофеоз св. Фомы, левая часть.
· Апофеоз св. Фомы, правая часть.
· Андреа Бонайути. Апофеоз св. Фомы, деталь.
· Липпо Мемми. Триумф св. Фомы.
На противоположной стене находится фреска с изображением «Апофеоза Фомы Аквинского». Её композиция отличается некоторым схематизмом и симметричностью построения. В центре в верхней части картины на троне восседает Святой Фома в мандорле; он держит раскрытую книгу, на страницах которой написано изречение из «Книги премудрости Соломона». Выражение лица святого и разворот его фигуры обнаруживают сильное влияние фрески из церкви Сан Франческо в Ассизи, и перекликаются с известным «Триумфом св. Фомы», созданным Липпо Мемми. У его ног можно видеть трёх поверженных светом его учения еретиков – это Сабеллиус, Аверроэс и Арий – фигуры их ничтожны в сравнении с фигурой св. Фомы. Вокруг роскошного готического трона парят семь главных добродетелей, а по сторонам от Фомы расположились пророки – Иов, Давид, Моисей, Исайя, Соломон, апостол Павел, и четыре евангелиста Марк, Иоанн, Матфей и Лука.
В нижней части фрески изображены четырнадцать тронов, разделённых посередине узким промежутком. Справа восседают аллегории Свободных искусств: Грамматика, Риторика, Диалектика, Музыка, Астрономия, Геометрия, Арифметика, под которыми располагаются соответствующие античные и библейские представители каждой науки: Присциан, Цицерон, Зенон, Тубалкаин, Птолемей, Эвклид, Пифагор. Каждому трону соответствует одна из семи планет. Символика женских фигур с левой стороны затруднена тем, что подписи под ними давно стёрлись. Вазари (1568) утверждал, что они олицетворяют семь теологических дисциплин. Шлоссер (1896) полагал, что они символизируют Гражданское право, Каноническое право, Физику и теологические науки, представленные Историей, Догматикой, Этикой и Мистикой. Современные исследователи в целом согласны с такой интерпретацией; выдающиеся представители каждой дисциплины, изображённые ниже - это соответственно Император Юстиниан, папа Иннокентий IV, Гиппократ, св. Иероним, св. Дионисий Ареопагит, Иоанн Златоуст и св. Августин.
Южная стена, где располагается главный вход, покрыта фресками со сценами из жизни св. Петра-мученика. Часть этих фресок была переписана предположительно в 1592 году. Особый акцент здесь делается на чудеса, совершаемые св. Петром уже после мученической кончины, в частности на простенке между окнами изображено как пилигримы ищут у его могилы исцеления и утешения. Присутствие в росписях св. Петра-мученика учёные считают следствием желания доминиканцев придать более весомую значимость внешней деятельности их ордена, в то время как присутствие св. Фомы должно выражать внутреннее, идейное кредо этой организации.
В построении сюжетов и их компоновке Андреа Бонайути пользовался рецептами предшествовавших и современных ему мастеров. Кроме того, что он ориентировался на росписи Буффальмакко в пизанским Кампосанто, художник опирался на росписи Джотто в Ассизи и произведения братьев Лоренцетти; манера построения образов и фигур напоминает о работах Аньоло Гадди и Джованни да Милано, который приблизительно в это же время (1365г) расписывал капеллу Ринуччи в ц. Санта Кроче. Фрескам Бонайути присущ спокойный повествовательный тон, лишенный излишней экспрессии и драматизма даже при изображении трагических сюжетов, таких, как «Распятие». Исследователи также говорят о некоторой сухости исполнения, об ограниченной палитре жестов, поз и мимики персонажей, чьи лица подчас выглядят застывшими и лишёнными эмоций. Большим контрастом к этим недостаткам является экстравагантное и щедрое на детали изображение одежд, причёсок и головных уборов. Колорит росписей выдаёт особое пристрастие живописца к ярким цветовым эффектам.
Станковые работы и позднее творчество.
После смерти Орканьи, последовавшей в 1368 году, Андреа стал ведущим флорентийским мастером. Этому периоду приписывают некоторые станковые работы, атрибуция которых основана на стилистическом анализе: полиптих «Мадонна с младенцем и святыми» из флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине (1360-62гг), диптих «Св. Агнесса и св. Домицилла», который стилистически близок полиптиху из Санта Мария дель Кармине (каждая створка 66х28см; 1365 -70 гг. Галерея Академии, Флоренция), небольшой алтарь «Мадонна с младенцем и десять святых» (27,6 х109см; 1360-70; Национальная Галерея, Лондон) – довольно редкое произведение, в котором художник изобразил святых Марка, Петра-мученика, Фому Аквинского, Доминика, Иоанна Богослова, Григория, Екатерину Александрийскую, Магдалину и св. Епископа (возможно, это Томас Бекет, т.е. Фома Кентерберийский). К болеее позднему периоду, 1370-77 годам относится небольшое «Распятие» из Пинакотеки Ватикана (32,5 х 22 5 см), которое, по мнению экспертов, инспирировано работой Джотто для ц. Сан Франческо в Римини.
· Мадонна с младенцем и святыми. 1360-62. ц. Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
· Диптих "Св. Агнесса и св. Домицилла"1365-70. Галерея Академии, Флоренция.
· Богоматерь с младенцем и десятью святыми. 1360-70. Национальная галерея, Лондон.
· Распятие. 1370-77. Ватикан, Пинакотека.
После Флоренции Андреа некоторое время жил и работал в Орвьето, но вскоре вновь возвратился во Флоренцию, где написал большой образ Св. Луки для госпиталя Санта Мария Нуова (1374г). В 1376 году художник отправился в Пизу для исполнения заказа на роспись алтаря, но задержался там надолго, получив контракт на фрески в пизанском Кампосанто. Цикл фресок был заказан местным богатым дворянином, синьором Пьетро Гамбакорти, который из соображений престижа пригласил известного художника-флорентийца. Живописная программа была посвящена житию св. Райнерия, покровителя Пизы, жившего в XII веке купца, который порвал со своим ремеслом, ради того, чтобы отправиться в Святую Землю и стать там христианским отшельником. Андреа написал три большие фрески:
· 1. «Обращение св. Райнерия» (337х767см), в которой содержатся три сюжета из жития святого,
· 2. «Св. Райнерий на Святой Земле» (335х779см), в которой художник изобразил пять разных сюжетов,
· 3. «Искушение и чудеса св. Райнерия» (346х795см), в которой написаны три искушения, которым подверг св. Райнерия дьявол, и два чуда, сотворённые святым – укрощение диких зверей, и чудо с хлебом, оставшимся целым, после кормления десяти человек.
Часть этих фресок была утрачена уже к XVIII веку, пожар произошедший во время Второй мировой войны в 1944 году нанёс ещё больший ущерб, поскольку выгорел верхний красочный слой и живопись потеряла цвет. В 1947-48 гг. их сняли со стены, в 1952 г. перенесли на асбестоцементные листы, и с тех пор фрески хранятся в пизанском Музее синопий. Некоторые исследователи видят в этих фресках элементы сиенского влияния, в частности, творчества Амброджо Лоренцетти. Крупный итальянский учёный Энцо Карли весьма негативно отзывался об Андреа Бонайути в свете этих росписей («…плоский и посредственный иллюстратор, слабый последователь Орканьи и Нардо ди Чоне, находящийся под влиянием Джованни да Милано.» E. Carli, Pittura pisana, 1994). Исследователи связывают низкое качество фресок с тем, что Андреа во время их исполнения уже чувствовал себя больным, причём настолько, что, не закончив этот цикл, отправился во Флоренцию, где жила его семья, чтобы составить завещание. Согласно документам, 13 октября 1378 года художник получил плату за три фрески в Кампосанто от «Оperaio del Duomo» (т.е. ответственного работника собора) Людовико Орселли, а 2 ноября 1377 года он уже был во Флоренции, т.к. этой датой помечено его завещание. Андреа так и не вернулся в Пизу, чтобы завершить начатое; между 16 мая и 2 июня 1379 года художник скончался, оставив своей вдове и единственному сыну Бартоломео очень скромное наследство.
Библиография.
· Прокопп, М. Итальянская живопись XIV века. Будапешт, 1988.
· Искусство итальянского Ренессанса. Konemann. 2000.
· Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии 1280-1400. М. 2003.
· Gardner, J. “Andrea di Bonaiuto and the Chapterhouse Frescoes in Santa Maria Novella.” Art History, 2, 1979, pp. 107–138.
· Offner, R., and K.Steinweg. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting, Section 4, Vol. 6. Locust Valley, N.Y., 1979.
· Polzer, J. “Andrea di Bonaiuto’s ‘Via Veritatis’ and Dominican Thought in Late Medieval Italy.” Art Bulletin, 1995, pp. 262–289.
· Luttrel, A. A Hospitaller in a Florentine Fresco. Burlington Magazine 114, 1972, pp.362-366
· Romano, S. Due affreschi del Capellone degli Spagnoli: Problemi iconologici. Storia dell’Arte 28, 1976 pp. 181-213
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Андреа_Бонайути