Вероятно, в группу религиозных преступлений следует включать все преступления, совершенные на религиозной почве или связанные с религиозной деятельностью.
В зависимости от непосредственного объекта религиозные преступления можно условно разделить на следующие группы:
• преступления против религии и церкви;
• нарушения законодательства о религиях;
• общеуголовные преступления, совершенные по религиозным мотивам;
• общеуголовные преступления, совершенные под видом следования религиозным обрядам;
• иные преступления, совершаемые на религиозной почве.
К первой группе следует относить деяния, непосредственно нарушающие религиозные нормы, другими словами, направленные против божьих велений, а также преступления против церкви как общественного института. Современное российское уголовное законодательство, как и уголовное право советского периода, не знает составов подобных преступлений. Объясняется данный факт достаточно просто. Российская Федерация - светское государство, а из этого вытекает, что, во-первых, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и, во-вторых, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом ". Из данного конституционного установления следует принцип взаимного невмешательства государства и церкви в сферу их деятельности. Поэтому вполне логичен отказ государства от регулирования вопросов об ответственности за нарушение религиозных норм и деяний, посягающих на саму церковную организацию.
Вторая группа преступлений, совершаемых на религиозной почве, - нарушения законодательства о религиях. К таким преступлениям следует относить деяния, предусмотренные ст. 136 УК РФ (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), ст. 148 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания) и ст. 239 УК РФ (Организация объединения, посягающего на личность и права граждан). Объединение указанных составов и выделение их в одну группу требует объяснения.
Сама идея создания подобной группы преступлений уже была высказана в специальной юридической литературе. В свое время В.В. Клочков в монографии "Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах" предлагал выделить в УК РСФСР 1960 г. главу "Преступления против порядка отправления религиозных культов и преступления, составляющие пережитки местных обычаев". При создании Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. это предложение не было воспринято, и законодатель остался на прежних позициях, то есть включил указанные составы в различные главы УК РФ. Нарушение равноправия граждан и воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания вошли в главу 19 " Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина", а организация объединения, посягающего на личность и права граждан - в главу 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности". Такая позиция законодателя нам кажется, по меньшей не мере, не совсем верной. Составы преступлений, предусмотренные ст. ст. 136, 148 и 239 УК РФ имеют один непосредственный объект - законодательство о религиях.
Следует отметить, что под законодательством о религиях здесь подразумевается совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере религиозной деятельности. В частности это Федеральный закон от 26. 09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", Постановление Правительства РФ от 2. 02. 1998 г. № 130 "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций", Постановление Правительства РФ от 3. 06. 1998 г. №565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" и некоторые другие.
Отталкиваясь от общепринятого подхода к определению места состава преступления в Особенной части уголовного кодекса (родовой объект - раздел УК, непосредственный - глава УК), представляется наиболее правильным выделить отдельную главу УК РФ, включив в нее ст. ст. 136, 148 и 239 УК РФ 1996 г. В рамках вопроса о классификации религиозных преступлений (преступлений, совершаемых на религиозной почве) такого обобщающего признака, как единый непосредственный объект, вполне достаточно для выделения отдельной группы преступлений.
Третья группа в предложенной классификации религиозных преступлений объединяет деяния, совершаемые по религиозным мотивам. Религиозный мотив - мотив религиозной ненависти или вражды, выделяемый в качестве квалифицирующего признака ряда составов преступлений. Следуя логике законодателя, к этой группе преступлений относятся:
• убийство по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ);
• умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ);
• умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ);
• истязание по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ);
• надругательство над телами умерших и местами их захоронения по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ).
Четвертую группу религиозных преступлений составляют преступления, совершенные под видом следования религиозным мотивам, и иные преступления, совершаемые на религиозной почве. Мотивом выделения такой группы религиозных преступлений послужило использование в диспозиции уголовно-правовой нормы ссылки на религиозную мотивацию совершения преступления. Ввиду этого, в группу преступлений, совершенных под видом следования религиозным мотивам, и иных преступлений, совершенных на религиозной почве, выделим:
• возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ);
• геноцид (ст. 357 УК РФ).
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что современное уголовное законодательство России содержит группу общественно опасных, противоправных, виновных, наказуемых деяний, направленных против религии, религиозных устоев, а также совершаемых на религиозной почве и по религиозным мотивам. Тем самым вполне оправданным будет выделение в российском уголовном праве института религиозных преступлений.
Конституционно закрепленный светский характер Российского государства не позволяет криминализировать деяния, непосредственно направленные против божьих велений и против церкви как общественного института. В связи с этим институт религиозных преступлений включает деяния, нарушающие законодательство о религиях, а также общеуголовные преступления, совершаемые по религиозным мотивам, под видом следования религиозным обрядам и иные преступления, совершаемые на религиозной почве.
Рассмотрим несколько составов религиозных преступлений, относящихся к разным группам.
Одна из групп религиозных преступлений - нарушения законодательства о религиях. К преступлениям, нарушающим законодательство о религиях, относятся нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ), воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148 УК РФ), организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ).
Все указанные составы объединяет общий признак - непосредственным объектом посягательства здесь является совокупность общественных отношений, регулируемых законодательством о религиях.
1. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ)
Статья 136 УК РФ 1996 г. устанавливает ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан. УК РСФСР 1960 г. не предусматривал состав, выделенный в ст. 136 УК РФ, так как защита и гарантии прав граждан не считались тогда приоритетом государственной политики.
В рамках характеристики религиозных преступлений содержание ст. 136 УК РФ представляет интерес только в части нарушения прав и свобод человека и гражданина в зависимости от отношения к религии.
Данное преступление посягает на конституционное право человека и гражданина быть равным среди равных вне зависимости от отношения к религии и нарушает конституционный запрет на ограничение прав граждан по признаку религиозной принадлежности. Нарушение этого права может быть выражено в ограничении прав и свобод человека и гражданина в зависимости от религии, но независимо от каких-либо индивидуальных качеств.
Объект преступления. Анализ точек зрения, предлагаемых в юридической литературе, относительно объекта нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина заставляет сделать следующие выводы.
Во-первых, в части работ характеристика объекта преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ, вообще опускается. Этот факт, в свою очередь, наводит на размышления: либо характеристика объекта в рамках ст. 136 является для авторов настолько незначительной, что они не уделяют ей внимания вообще, либо данный вопрос настолько сложен, что отводить ему большее место кажется нецелесообразным. Тем более, что преступление, предусмотренное ст. 136 УК РФ, не относится к деяниям, представляющим повышенную общественную опасность.
Во-вторых, в тех трудах ученых-юристов, где объекту нарушения прав и свобод человека и гражданина все же отводится место, прослеживаются определенные противоречия. Так, в учебнике "Уголовное право России. Особенная часть" под редакцией Б.В. Здравомыслова выделяется непосредственный и факультативный объект преступления. Непосредственным объектом выступает "установленное ст. 19 Конституции РФ равенство прав человека и гражданина". По мнению авторов, "в зависимости от способа нарушения равноправия возможен факультативный объект. Например, при нарушении равноправия с применением насилия или угрозой его применения им может быть в зависимости от вида насилия здоровье, телесная неприкосновенность человека, его свобода". С точкой зрения о наличии факультативного объекта можно согласиться только в том случае, если рассматривать данный вид объекта преступления в качестве необязательного.