Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая политика в сфере реализации государственно-религиозных отношений (стр. 8 из 10)

В системе законодательства Российской Федерации существует такой пласт как законодательство о религиях. Его более точное название -законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Нормативно-правовые акты, входящие в законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, содержат статьи, посвященные именно принципу равноправия граждан независимо от отношения к религии.

Предмет преступления факультативен. Это могут быть вещи, документы, другие предметы материального мира.

Объективная сторона нарушения равенства прав и свобод граждан представлена в виде деяния, нарушающего равноправие прав и свобод человека и гражданина, наступления последствий в виде вреда его правам и интересам и причинной связи между ними.

Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что гражданина по признакам, указанным в ч. 1 ст. 136 УК РФ, лишают права или не предоставляют ему возможности реализовать свое право или создают препятствия для реализации этого права.

Общественно опасные последствия как обязательный признак объективной стороны заключаются в существенном ограничении человека и гражданина в тех или иных правах, ущемлении его законных интересов, причинении им вреда. Вред может быть материальным и моральным. Материальный вред - проявляется в виде реального ущерб и (или) упущенной выгоды. Моральный вред имеет место в том случае, когда ущемляется достоинство человека, чувство уверенности в своем будущем и т.д.

Действие (бездействие) и наступившие общественно опасные (вредные) последствия должны находиться в прямой, действительной причинной связи.

Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния по ст. 136 УК РФ. Однако в некоторых случаях может выступать в качестве обстоятельства, отягчающего наказание.

Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина следует считать оконченным с момента причинения вреда, т.е. с того момента, когда права и законные интересы человека и гражданина были ущемлены. В связи с этим - состав преступления - материальный

Субъективная сторона. В вопросе о субъективной стороне данного состава преступления в научной литературе встречаются разногласия. Их смысл сводится к следующему. Не подлежит сомнению тот факт, что вина здесь представлена в форме умысла. Разночтения возникают лишь в отношении того, какой из видов умысла должен иметь место. Мнения разделились. Одна группа ученых утверждает, что речь должна идти только о прямом умысле, другая - предполагает возможность наличия как прямого, так и косвенного умысла.

Действительно, нарушение равенства и прав и свобод человека и гражданина возможно и с прямым, и с косвенным умыслом. Виновный не только осознает, что нарушает равноправие граждан, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда правам и законным интересам граждан и желает причинить этот вред, но и сознательно допускает причинение такого вреда или относится к этому безразлично.

Для квалификации деяния по ст. 136 УК РФ обязательно наличие мотива. Мотивом здесь будет побуждение нарушить равноправие из-за недоброжелательного, пренебрежительного отношения к человеку не подобного себе. Применительно к анализируемой проблеме - не подобного по отношению к религии, относящего к иной религиозной конфессии.

Субъект преступления - общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 статьи, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Использование служебного положения выступает здесь в качестве квалифицирующего признака.

В составе преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 136 УК РФ, можно выделить дополнительный объект, в качестве которого выступает законная деятельность предприятия, учреждения, организации, где работает виновный, использующий для совершения преступления свое служебное положение.

Субъект преступления, совершенного по ч. 2 ст. 136 УК РФ - специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, не относящийся к числу должностных лиц.

Под использованием служебного положения следует иметь в виду противоправное использование не только служебных полномочий и функций, но и тех возможностей, которое лицо имеет в связи с занимаемой должностью.

Если нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина совершается должностным лицом, то необходимо квалифицировать деяние по совокупности преступлений, предусматривающих ответственность за должностные преступления.

Состав нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина следует отграничивать от ст. 282 УК РФ (Возбуждение расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды). Основное разграничение этих составов происходит по направленности деяния. Деяние, предусмотренное 136 ст. УК РФ характеризуется нарушением равенства прав и свобод человека и гражданина. Тогда как деяния, квалифицируемые по ст. 282 УК РФ направлены именно на возбуждение вражды между расами, национальностями или представителями религиозных конфессий.

Однако если нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина происходит публично и умышленно, то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 136 и ст. 282 УК РФ. Примером такого деяния может служить, скажем, публичный отказ в приеме на работу, учебу лиц иного вероисповедания.

Закрепленный в ст. 19 Конституции России принцип равенства прав и свобод граждан независимо от отношения к религии логически продолжается в праве на свободу совести и вероисповедания.

Рассмотрим преступления, совершаемые по религиозным мотивам.

Условием обеспечения гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, расы и отношения к религии является усиление уголовной ответственности за преступления, совершаемые по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.

В соответствии со ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах «всякое выступление в пользу национальной, расовой и религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 44, 46 Конституции Российской Федерации. Совершение преступлений по указанным мотивам рассматривается как совершенное с обстоятельством, отягчающим наказание (п. «е» ч.1 ст. 63 УК РФ), а в ряде статей как квалифицирующий признак.

К преступлениям, совершаемым по религиозным мотивам, относятся преступления, предусмотренные п. «л» ч. 2 ст. 105 (убийство по мотиву религиозной ненависти или вражды), п. «е» ч. 2 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по мотиву религиозной ненависти или вражды), п. «е» ч. 2 ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по мотиву религиозной ненависти или вражды), п. «з» ч. 2 ст. 117 (истязание по мотиву религиозной ненависти или вражды), п. «б» ч. 2 ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по мотиву религиозной ненависти или вражды) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Составы данных преступлений объединяет как одна особенность. Объединенные в данную группу преступные деяния имеют единую основу - мотив, который отнесен к обязательным признакам субъективной стороны преступления. Мотив преступлений - религиозная ненависть или вражда.

Преступления, предусмотренные п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ, условно объединим в одну группу. Основанием такой классификации выступает их законодательное объединение в одной главе уголовного кодекса.

А. Убийство, совершенное по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ)

Убийство, совершенное по мотиву религиозной ненависти или вражды предусмотрено п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ. В отличие от п. «м» ст. 102 УК РСФСР 1960 г., где речь шла об убийстве, совершенном на почве национальной или расовой вражды или розни, говорится и об убийстве, совершенном по религиозному мотиву.

Религиозная ненависть или вражда выступает как основной мотив, хотя может сочетаться и с другими мотивами (корысть, зависть, месть, осуществление потерпевшим общественного или служебного долга). Побуждение виновного - физически расправиться с потерпевшим в связи с его отношением к религии в целом или вероисповеданием. Побудительными причинами такого убийства могут также выступать желание возбудить религиозную вражду других граждан к представителям иного вероисповедания; отмщение потерпевшему за несогласие поддержать религиозную дискриминацию; разрешение религиозного конфликта; неправомерные действия потерпевшего или иных лиц; неугодные, нежелательные для виновного решения властей, если потерпевший отождествляется с ними и др.

Объект преступления - жизнь человека как благо.

Объективная сторона представлена действием или бездействием, наступлением последствий в виде смерти другого человека, причинной связью между ними.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летего возраста. При характеристике субъекта убийства, совершенного по мотиву религиозной ненависти или вражды, следует учитывать, что им может любое лицо вне зависимости от принадлежности к религии. Потерпевший - лицо другого вероисповедания, нежели виновный либо принадлежащий к той же самой конфессии. В последнем случае виновный мстит за несогласие поддержать религиозную дискриминацию. Персонификация потерпевшего виновным также не обязательна, главное, что он идентифицировал его «чужака», враждебного вере.