Смекни!
smekni.com

Инквизиция - её формирование и устройство (стр. 5 из 8)

Несомненно, первые инквизиторы были из домини­канцев. Когда, после заключения договора между Раймундом Тулузским и Людовиком Святым, серьезно принялись за уничтожение альбигойской ереси, то епископские суды оказались не в силах выполнить эту задачу, и были посла­ны доминиканцы, которые должны были работать под ру­ководством епископов. Понемногу в руки доминиканцев перешла борьба с ересью и на севере Франции. В 1232 г. их рекомендовали Таррагонскому архиепископу в Арагоне как людей, опытных в деле розыска еретиков. Формально веде­ние расследований было поручено им в 1249 г. Вскоре юг Франции был разделен между ними и францисканцами; доминиканцам была поручена западная часть Франции[39].

Нищенствующим орденам были предоставлены всевозможные привилегии и льготы. В течение всего XIII в. сделали их совершенно независимыми от местных церковных властей, освободили нищенствующих монахов от подсудности суду епископа; одни только статуты ордена должны были быть применяемы к ним, несмотря ни на какие положения канонического права.

Захват нищенствующими монахами всего в свои руки возбудил вражду всего духовенства, которое боялось не только за свои привилегии, за свои богатства и за свой авторитет, но понимало также, что новая папская милиция окончательно подчинит его Риму и лишит его последней независимости[40].

Иногда оба ордена работали совместно. Но между обоими орденами издавна росли соперниче­ство и ненависть, и обе стороны только искали случая, чтобы удовлетворить ее, не стесняясь в средствах, что гро­зило Церкви крупным скандалом и большой опасностью. Так, например, в 1266 г. ссора возникла между доминикан­цами Марселя и францисканцем, инквизитором этого го­рода. Раздор распространился по всему Провансу.

Повсюду они публично проповедовали друг против друга и возводили друг на друга всевозможные обвинения. Кли­мент IV был вынужден запретить на будущее время инкви­зиторам пользоваться своей властью для взаимных пресле­дований, хотя бы виновность одной из сторон и была вполне очевидной, так как во время этой борьбы пользовались все­ми средствами, предоставляемыми инквизицией.

Вражда между двумя орденами была настолько силь­на, что Климент IV счел необходимым определить, чтобы между их владениями постоянно находилась нейтральная полоса, по крайней мере, около тысячи километров. Возникли даже споры о праве на место в процессиях и при погребениях.

Однако, несмотря на соперничество, оба нищенствующих ордена с начала XIIIв. были наиболее деятельной силой не только Церкви; они оставили глубокий след в развитии средневекового общества, как в хорошем, так и в дурном отношении[41].

2.3. Следствие

Следствие инквизиции держалось на трех основных китах: розыске, доносах и сыске. Но основным из этих трех инструментов на начальном этапе являлся розыск[42].

Инквизитор, в отличие от обыкновенного судьи, дол­жен был не только установить факты, но и выведать самые сокровенные мысли своего пленника. Преступление, кото­рое преследовал инквизитор, было духовным, уголовные действия виновных не подлежали его юрисдикции. Простое сомнение считалось ересью, и инквизитор должен был убе­диться в том, что, внешне, будучи верным католиком, под­судимый не был еретиком в глубине своего сердца. Но ин­квизиторы полагали, что лучше принести в жертву сто невинных, чем упустить одного виновного. Из трех форм возбуждения уголовного преследования — обвинение, до­нос и розыск — третья обратилась в правило. Обвинение, как форма возбуждения уголовного преследования, была ус­транена под предлогом, что оно вызывала пререкания, т. е. давала обвиняемому возможность защищаться. Донос не был обычен, и с самых первых дней основания инквизиции ро­зыск стал почти исключительной формой возбуждения дела[43].

На обвиняемого заранее смотрели как на виновного. В 1278 г. один опытный инквизитор принимает за правило, что в областях, сильно подозреваемых в ереси, нужно вы­зывать на суд каждого жителя, требовать от него отречения от ереси и подробно его допросить о нем самом и о других, малейшая неоткровенность должна была позднее привести к наказаниям, которые полагались для впавших снова в ересь. В протоколах инквизиции в 1245 и 1246 гг. говорится о двух­стах тридцати допросах жителей маленького городка про­винции Авиньона, о ста допросах в Фанжо и о четырехстах двадцати допросах в Мас-С.-Пуэльес.

Никто, достигший того возраста, в котором, по мне­нию Церкви, он был ответственен за свои поступки, не мог отказаться от обязанности давать показания перед ин­квизитором. Соборы Тулузы, Безье и Альби, предписывая требовать клятву отречения от всего населения, определи­ли этот возраст в четырнадцать лет для мужчин и в двенад­цать для женщин; другие считали, что дети должны быть достаточно развиты, чтобы понимать значение присяги; третьи считали ответственными их, начиная с семилетнего возраста; некоторые определяли предельный возраст в девять с половиной лет для девочек и в десять с половиной для мальчиков. Правда, в латинских землях, где законные совершеннолетие наступало только в двадцать пять лет, никто моложе этого возраста не мог быть вызван на суд; но это препятствие, которого несовершеннолетнего пытали и казнили уже с четырнадцати лет, когда человек делался ответственным по обвинению его в ереси.

Отсутствие считалось неявкой и только увеличивало заранее предполагаемую виновность новым прегрешением; неявка считалась равной признанию.2

Инквизитор был принужден совершать постоянные объезды подведомственного ему участка. Приезжая в тот или иной населенный пункт, он объявлял, так называемый, срок милосердия, в течение которого все окрестные еретики могли прийти и покаяться перед лицом инквизиции. По окончанию этого срока инквизитор начинал розыск. Если имелись покаявшиеся еретики, то он заставлял их выдать своих бывших единоверцев.

Если же таковых не оказывалось, то инквизитор принуждал под присягой всех местных жителей указать подозрительных или еретиков. Арестовав вновь выявленных еретиков, он под конвоем препровождал их в центр епископии, где и начинал допрос. Почти с первых же шагов инквизиция начала применять пытки, как физические, так и нравственные[44].

Единственным поводом отвода свидетелей являлась смертельная вражда, но инквизиция не практиковала сообщение имен свидетелей подозреваемым.

Единственным его шансом было назвать его злейших врагов, надеясь, что свидетель попадет в их число. Инквизитор совмещал в одном лице обязанности судьи и обвинителя, а адвокат обвиняемому в ереси не полагался, да и любой защитник мог быть обвинен в сочувствии ереси и тут же занять место своего подзащитного. Инквизитор имел право назначать себе помощников и охранников, которые пользовались церковной неприкосновенностью и обладали полной свободой притеснять, унижать население.

Отличительной особенностью инквизиторского следствия была его значительная протяженность во времени, иногда до десяти лет. Все действия и слова обвиняемого, равно как и обвинительное заключение, фиксировались в двух экземплярах. Подобная организация делала невозможным для еретиков укрыться в другом государстве. Так как при необходимости копия могла быть послана вслед за ним. Поняв, что существует огромное количество лжесвидетелей, инквизиция ввела следующее правило: " Если кто-либо уличен в лжесвидетельстве, на него должно быть наложена суровая епитимья, но показания его из дела изыматься не должны"[45].

Обычно ход инквизиционного процесса был следую­щим. Указывали инквизитору на отдельное лицо как на по­дозреваемое в ереси или его имя было произнесено каким-либо задержанным при его признаниях; приступали к негласному расследованию и собирали все возможные сви­детельства на его счет; затем его тайно требовали явиться в суд в такой-то день и час, и брали с него поручительство; если казалось, что он намеревается бежать, его неожидан­но арестовывали и держали под арестом до дня явки на суд. По закону вызов в суд должен был повториться до трех раз, но это правило не соблюдалось. Когда преследование было основано на народной молве, то в качестве свидете­лей вызывали первых попавшихся, и когда количество до­гадок и пустых слухов, распространенных этими свидете­лями, боявшимися навлечь на себя обвинение в сочувствии к ереси, казалось достаточным для возбуждения мотивиро­ванного дела, то неожиданно наносили удар. Таким обра­зом, обвиняемого осуждали уже заранее; на него смотрели как на виновного уже по одному тому, что его вызывали на суд. Единственным средством спастись было для него при­знать все собранные против него обвинения, отречься от ереси и согласиться на всякую епитимью, которую могли бы наложить на него. Если же при наличии свидетельств против него он упорно отрицал свою виновность и настаи­вал на своей верности католичеству, то он превращался в нераскаявшегося, закоренелого еретика, который должен быть выдан светской власти и сожжен живым[46].

Чтобы сломить упорство заключенного, который отказывался сознаться или отречься, посылали к нему в камеру жену и детей, слезы и убеждения которых могли склонить его. Заключенному резко улучшали условия содержания, с ним обращались с видимой добротой в расчете, что его решимость ослабнет, колеблясь между надеждой и отчаянием. Инквизитор последовательно применял все приемы, которые могли дать ему победу над несчастным. Одним из наиболее действенных приемов была медленная пытка бесконечными отсрочками разбора дела. Арестованный, который отказывался признаться или признания которого казались неполными, отсылался в свою камеру, и ему предоставлялось размышлять в уединении и в темноте. После многих недель или месяцев заключенный просил выслушать его снова; если его ответы были опять неудовлетворительны, его снова запирали. Часто бывало, что между первым допросом заключенного и окончательным решением протекало три, пять, десять или даже двадцать лет.