Смекни!
smekni.com

Инквизиция - её формирование и устройство (стр. 7 из 8)

Светские власти, однако, верили, что, сжигая ерети­ков, они исполняли приказания инквизиции.

Законы всех государств Европы присуждали еретиков к сожжению живыми; в лице инквизитора признавали судью, приговоры которого подлежали слепому исполнению[57].

Не раскаявшейся еретик, предпочитавший мученическую смерть вероотступничеству, не был единственной жертвой костра. Еретиком, также достойным костра, считался тот, кто отказывался от исторгнутого у него признания. Человек, торжественное обращение которого было признано ложным, был неисправимый еретик, его требовал костер.

Зачастую светские судьи не обращали внимания на снисходительные приговоры инквизиции и сжигали без всякого милосердия; в свое оправдание гражданские власти ссылались на то, что иначе не удастся очистить страну от еретиков и что снисходительность поведет к усилению ереси[58].

Факт сжигания человека только за то, что он верит иначе, чем мы, представляется такой драматической жес­токостью и так поражает ужасом, что, в конце концов в нем стали видеть существенную черту деятельности инк­визиции. Но необходимо помнить, что среди других нака­заний, налагаемых ее приговорами, костер был сравни­тельно менее употребителен. Бернар Гиза время своей инквизиторской деятельности в Тулузе (1308—1323 гг.) от­правил на костер шестьсот тридцать семь еретиков, не счи­тая шестидесяти семи приговоров сожжения останков умер­ших еретиков. На деле инквизиторы более добивались обращений, разоблачений и конфискаций, чем увеличе­ния числа мучеников. Костер, зажигаемый время от вре­мени, поддерживал в населении ужас, который считали спасительным. Главным и самым страшным оружием свя­того трибунала, притом оружием страшным, были тюрь­мы, массовые конфискации, унизительные епитимьи и, наконец, невидимая полиция, благодаря которой она па­рализовала ум и сердце всякого, кто имел несчастье раз попасть в ее руки[59].

Теперь о самой казни. Когда собиралась толпа смотреть предсмертную агонию мучеников, то старались не выказать никакой к ним жалости, чтобы не смягчить фанатизма зрителей. Виновного не удушали раньше, чем поджигали дро­ва, как это практиковалось в позднейшей испанской инк­визиции; порох еще не был изобретен, и поэтому еще не обвязывали шею жертвы мешком с порохом, чтобы сокра­тить ее мучения, когда пламя охватит ее. Несчастного при­вязывали живым к столбу, возвышавшемуся над грудой дров настолько высоко, чтобы верные могли видеть все. Монахи сопровождали его до последней минуты в надежде вырвать, если возможно, его душу из когтей дьявола; если он не был рецидивистом, он мог еще в последнюю минуту от­речься и спасти свое тело. Монахам строго запрещалось убеж­дать несчастную жертву умереть без сопротивления, или взойти твердым шагом на эшафот, или мужественно отдатьсебя в руки палача, ибо, давая подобные советы, они мог­ли ускорить ее конец и тем самым допустить «неправиль­ность». Обыкновенно казнь совершалась в праздничный день, чтобы могло собраться больше народа и чтобы зре­лище было поучительнее; из боязни, чтобы жертва не вы­звала в собравшихся чувства жалости или симпатии, на нее накладывалось молчание[60].

Второстепенные подробности известны из отчета од­ного свидетеля казни Яна Гуса в Констанце в 1415 г. Несча­стный должен был стать между двух вязанок хвороста, и его крепко привязали веревками к толстому столбу; на шею ему надели цепь. Затем заметили, что он повернулся лицом к востоку, а так как это было неприлично для еретика, то его повернули лицом к западу. Он был обложен до самого подбородка связками хвороста и соломы. После этого граф-палатин, наблюдавший за исполнением казни, подошел к эшафоту вместе с констанцским прево и в последний раз предложил Гусу отречься. Когда тот отказался, они отошли и ударили в ладони, что было знаком для исполнителей казни поджечь костер. Когда огонь пожрал все, то присту­пили к окончательному уничтожению обуглившегося тру­па; его разорвали на части и перебили кости, а затем ос­танки и внутренности снова бросили в огонь.

Чтобы присутствовавшие не сохранили останков му­ченика, после того, как огонь погасал, тщательно собира­ли пепел и бросали его в проточную воду[61].

Если еретик умирал до совершения над ним казни и, если делалось постановление о выкапывании его тела или костей, то церемония сожжения их была, конечно, менее торжественна, но не упускали ничего, чтобы сделать ее ужас­ной. В 1237 г. в Тулузе было вырыто много трупов людей знатных и других покойников. Их кости и разложившиеся трупы тащили по улицам, причем впереди шел глашатай и кричал: «всякий, кто поступит так, так вот и погибнет», затем они были сожжены «во славу Бога, Блаженной Девы Марии, Его Матери, и блаженного Доминика, их служите­ля». Эта процедура, несмотря на то, что была довольно до­рога, сохранялась все время существования инквизиции. Согласно отчетам от 1323 г., вырыть кости трех еретиков, купить для них мешок, купить веревки, чтобы завязать мешок, нанять двух лошадей дотащить мешок до площади и купить дрова для костра — стоило больше пяти ливров.

Костер служил инквизиции еще для того, чтобы очи­щать страну от «заразительных и еретических сочинений»; это было начало цензуры, занявшей впоследствии видное место в деятельности инквизиции[62].

Методы, изобретенные и одобренные инквизицией, епископские суды применяли к еретикам; и вскоре наси­лие и произвол распространились на все дела, подсудные епископским судам.

Еще более гибельно сказалось влияние инквизиции на светское судопроизводство. До конца XVIIIв. в большей ча­сти Европы инквизиционное судопроизводство, развивше­еся в целях уничтожения ереси, стало обычным методом, применявшимся в отношении всех обвиняемых. В глазах свет­ского судьи обвиняемый был человеком, стоящим вне за­кона, виновность его всегда предполагалась, и из него надо было, во что бы то ни стало хитростью или силою вырвать признание. Так же относились и к свидетелям. Узник, со­знавшийся под пыткою, подвергался новым пыткам, что­бы он выдал «других преступников», которых он мог знать[63]. Равным образом инквизиция ввела в обычный суд преступ­ление «подозрения»; если не удавалось обличить обвиняе­мого в преступлении, которое приписывалось ему, то его можно было наказать как подозреваемого, причем наказа­ние предоставлялось усмотрению судьи. Вся эта порожден­ная инквизицией система до XVIII в. Отдавала несчастных и беззащитных на произвол жестоких судей[64].

Как и большинство импраторских организаций, Инквизиция обширна и покрывает галактику бесчестным количством агентов. Но, тут сходство кончается, так как внутреннее устройство Инквизиции отлично от чудовищной бюрократии AdepusTerra. Цели её открыты, мандат прост: защищать Императора и Человечество от любых угроз, любыми способами. Такая миссия требует абсолютной гибкости: спектр угроз варьируется от индивидуального мутанта до заговоров и вторжений пришельцев распространяющиеся на целые системы и спектора.

Инквизиция имеет невероятные силы, доступ и войском, вооружнию, архивам и информации сверх большинства имперских организаций, но всё же за этим она должна обращаться к AdepusMechanicusи др.

Инквизиция существует не как сила сама по себе, но как направляющая рука, которая направляет Империуму, наблюдающих за угрозами мутаций, агрссии чужич, предательства и некомпетентности.

Таким образом, Инквизиции часто приходится работать в роли побуждния. Если планета подверглась нападению пришельцев, коррупции хаоса или другим серьёзным угрозам, долг инквизитора – заставить работать военную машмну и следить за её работой. Часто Адмиралы и Полковники империума, прибыв на мсто события, даже не догадываются, что именно инквизиция побудила серию событий, вследствие которых они оказались в данном месте в данное время.

Заключение

Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды - история самой религии, историческая истина, противопоставленная церковным вымыслам и легендам, а в истории религии – самое потрясающее явление – инквизиция. Если под инквизицией понимать осуждение и преследование господствующей церковью инакомыслящих – вероотступников, то хронологические рамки инквизиции следует расширить на всю историю христианской церкви – от ее возникновения по настоящее время, ибо епископы еще со времен раннего христианства и по сей день присвоили себе право осуждать и отлучать от церкви тех верующих, которых они считают еретиками.

История инквизиции – прежде всего тайная история. Церковь имела все основания тщательно скрывать и замалчивать или извращать в целях самооправдания ужасающие факты инквизиции. История инквизиции неразрывно переплетается с историей всего общества и ее корни надо искать не в религиозном духе идей, а в условиях и обстановке классовой борьбы между буржуазией и угнетаемыми классами.

Изучив все факты и аспекты затронутой проблемы, можно сделать такое умозаключению, что цель не была оправдана теми средствами, которые были затрачены для её достижения.

Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени - таков общий итог деятельности инквизиции. Среди ее жертв - участники народных еретических движений, руководители восстаний, герои патриотической борьбы, философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители, противники папства и феодальных порядков.