Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Бирская государственная социально-педагогическая академия
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории
Курсовая работа
Инквизиция - её формирование и устройство
Выполнила:студентка 3 курса
ОДО Мазитова О.В.
Научный руководитль:
Ментюгова Н.А.
Бирск-2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. | 3-6 |
Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕРЕСИ………………………………... | 7-15 |
1.1.Ересь…………………………………………………………………... | 7-8 |
1.2.Вальденцы……………………………………………………………. | 8-10 |
1.3.Катары………………………………………………………………... | 10-12 |
1.4. Альбигойцы…………………………………………………………. | 12-15 |
Глава 2. Установлениеинквизиции………………………. | 16-31 |
2.1.Преследования……………………………………………………….. | 16-18 |
2.2. Нищенствующие монахи…………………………………………... | 18-20 |
2.3. Следствие…………………………………………………………….. | 20-23 |
2.4. Наказания……………………………………………………………. | 24-31 |
Заключение………………………………………………………….. | 32-33 |
Список использованных источников и литературы……………….. | 34-35 |
ВВЕДЕНИЕ
В X-XX вв. Церковь стала владычицей всего христианского мира. Для поддержания своего положения Церковь нуждалась в централизации власти. Римская кафедра захватила всемирную юрисдикцию и подчинила своей воле волю епископов. Смиренный служитель алтаря был лишь орудием, при помощи которого папские декреты и епископские распоряжения проводились в народ.
Чтобы удержать верующих на правом пути, Церковь могла прибегнуть к духовным судам, которые были при каждой епископской кафедре. В жизни человека было сравнительно мало таких вопросов, которые не затрагивали бы его совести, следовательно, не вызывали бы вмешательства духовного суда.
Забота о сохранении чистоты душ вызывала постоянное наблюдение за действительными или мнимыми заблуждениями каждого; а это предоставляло Церкви возможность вмешиваться в частную жизнь человека. Лицо духовного звания было подсудно только своим духовным судам, которые не могли вынести смертного приговора; кроме того, всегда можно было на решение духовного суда принести жалобу верховному судилищу Риму, а подобная апелляция часто была равносильна полной беззаконности[1].
Все эти суды, следствия, доносы, наказания получили общее название – инквизиция. Слово инквизиция возникло от лат. inquisitio –розыск, расследование – специальные трибуналы католической церкви, созданные для борьбы с еретиками[2].
Инквизиция - один из тех исторических институтов, деятельность которого на протяжении многих веков оказывала огромное влияние на судьбы народов Европы и Америки, препятствуя их борьбе за освобождение от социального и духовного гнета. В чем секрет долговечности этого учреждения, одно имя которого внушало ужас всему христианскому миру? В чем причина его возникновения и упадка? Кем были его руководители - "жертвами долга", фанатиками, готовыми пойти на самые чудовищные преступления, чтобы защитить церковь от мнимых или подлинных врагов, или бездушными церковными полицейскими, послушно выполнявшими предписания своего начальства? Кем были жертвы? Кого и за что преследовала инквизиция?
Неужели то “добро”, которое было совершенно инквизицией, значительно перевешивает чашу “зла”, содеянного ею же? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы и как можно более детально разобраться в самой сущности инквизиции.
Не будет тайной, что католическая церковь не терпела инакомыслия. Этому свидетельствует то, что на протяжении столетий в мире господствующего феодализма, костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, неизведанного, возвышался разум, возникала надежда на социальную справедливость. Имена многих людей, ученых, например Джордано Бруно стали символом верности патриотическому долгу и научным убеждениям.
Тема нашей курсовой работы «Инквизиция – её формирование и устройство».
Хотя со времен инквизиции прошло немало времени, интерес к данной теме не угасает, а наоборот – возрастает, причем не только специалистов – исследователей, но и широкого круга читателей.
Временные рамки данной курсовой работы охватывают X-XXвека.
Нижняя хронологическая рамка определяется падением Западной Римской империи, то есть с 476 года. Под верхней хронологической датой мы подразумеваем возникновение гражданского общества, то есть рубеж XII-XIIIвеков.
Территориальные рамки обхватывают всю Западную Европу (Италия, Испания, Франция, Германия, Ирландия, Португалия).
Цель данной курсовой работы – изучение истории возникновения и устройства инквизиции; для начала понять, что собой представляет, а затем уже оценивать её как позитивное или как негативное явление.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
· Проанализировать социальную ситуацию перед образованием инквизиции.
· Выявить внешние и внутренние условия возникновения инквизиции.
· Разобраться в проблеме устройства инквизиции.
На данную тему посвящена обширная литература, но это не говорит об «исчерпанности» этого вопроса. В истории инквизиции есть еще что можно было бы открыть и изучить.
В процессе написания данной курсовой работы была использована следующая литература: «История инквизиции в Средние века»[3], «Инквизиция»[4], «Святая инквизиция»[5], «История инквизиции»[6], «Инквизиция: гении и злодеи»[7], «История тайных обществ, союзов и орденов»[8], и много разных и интересных статей.
Основополагающей литературой при написании курсовой работы является книга - монументальный трехтомный труд американского исследователя Генри Чарльза Ли (1825-1909), впервые вышедший в свет в 1888г., основанная на обширном документальном материале, в том числе и на подлинных протоколах инквизиционных процессов, сохранившихся в архивах Европы. В переводе на русский язык «История инквизиции» была опубликована в 1911г. В Санкт-Петербурге в издательстве «Брокгауз - Эфрон» под редакцией известного также и в советское время историка католической церкви С. Г. Лозинского. Русский перевод выполнил А. В. Башкиров с перевода на французский язык.
Данная книга позволяет сохранять не только основное содержание и все главы авторского текста трехтомника, но также избавляет читателя от мелких подробностей. Даёт возможность увидеть общую картину истории возникновения и деятельности инквизиции в Средние века, намного расширяя сведения о ней, которые читатель мог почерпнуть из общедоступных книг по истории Средневековья, католицизма и инквизиции, выходивших в Советском Союзе и России.
Книга Г. Ч. Ли не утратила актуальности и сегодня. Это, по выражению В.О. Ключевского, – та История, которая ничему не учит, но наказывает за незнание ее уроков[9].
Среди публицистов и исследователей данной темы можно выделить Н.В. Будур «Инквизиция: гении и злодеи». Книга вышла в Москве в 2006 году.
Полнота описания автором событий позволяет представить дух эпохи. Здесь раскрыты противоречия простого народа с Церковью, на основании которого можно видеть конспект основного течения истории, и подойти к пониманию влияния инквизиции на ход истории.
Кроме этого в работе дано подробное описание преследования инквизиторов - еретиков, вальденсов, катар, альбигойцев, а также взаимоотношения простого народа с ересью.
Помимо литературы при написании курсовой работы, были использованы также и источники. Самым основным из них является книга под названием «Молот ведьм». Перевод названия этой книги не совсем точен «MalleusMalefikarum» - скорее переводится не как «Молот ведьм», а как молот зловредов», так как мефициум – это причинение зла, вредительство. Книга написана монахом – доминиканцем Яковом Шпренгером (1436-1495) и деканом Кельнского университета приором Генрихом Кральером, на церковной латыни (1430-1505) в 1487.
«Молот ведьм» - бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд. Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание. Руководство для охоты на ведьм переиздавалось, по крайне мере 13 раз до 1520 года и еще не менее 16 изданий вышло между 1574 и 1669 годами.
Одним из важных трудов при написании курсовой так же является труд «Критическая история испанской инквизиции». Автором этой работы является Дон Хуан Антонио Льоренте. Это бывший секретарь инквизиции двора Фердинанда; сановник – инспектор школ и каноник первосветительской церкви города Таледо. В 1809 году ему было поручено стать во главе всего инквизиционного архива и приступить к работе по истории инквизиции в Испании. И 1812 году он опубликовал на испанском языке небольшой очерк по истории испанской инквизиции, который лег в основу его будущей знаменитой «Критическая история испанской инквизиции». Книга произвела огромное впечатление, была переведена на голландский, английский, итальянский и немецкие языки и в короткое время выдержала ряд изданий. Книга вызвала ряд возмущений со стороны духовенства. Автор книги подходит к католицизму и инквизиции не с атеистической точки зрения, а определенно с каталитической, которая сводится к требованию предоставления «национальной церкви» свободы и независимости путем устранения постоянного вмешательства во все дела римской курии и поддерживающих ее францисканцев и иезуитов.