Смекни!
smekni.com

Белые колготки (стр. 1 из 5)



План
Введение
1 История возникновения
2 Позиция представителей власти прибалтийских стран
3 Прототипы
3.1 «Лолита»
3.2 Женский отряд Басаева
3.3 «Ленинградская биатлонистка»
3.4 «Женщина-снайпер из видеосюжета ОРТ»
3.5 Три снайпера Ястржембского
3.6 «Женщина-снайпер таджикской национальности»
3.7 Фатима из отряда Гелаева
3.8 Прибалтийские снайперы Владимира Жириновского
3.9 Отряд снайперов женского батальона Дудаева

4 Мифологизация явления и отношение в обществе
5 В художественной литературе и кино
6 В игрушках и сувенирах
Список литературы

Введение

Бе́лые колго́тки, или «Белый чулок» — сленговое название отряда женщин-снайперов преимущественно прибалтийского[1] происхождения, предположительно воевавших на стороне антироссийских сил и сепаратистских режимов в зонах боевых действий на территории государств бывшего СССР с 1990-х годов — в Приднестровье (на стороне Молдавии), грузино-абхазской и чеченской войне, во время событий в Дагестане 1999 года, Нагорном Карабахе и других локальных конфликтах. Его участницы стали героинями армейского фольклора, статей публицистов, литературных произведений, художественных кинофильмов, фигурировали в выступлениях политиков и имели реальных прототипов — отдельно взятых женщин, воевавших на стороне незаконных вооружённых формирований в зонах локальных конфликтов, однако сам факт существования отряда «Белые колготки», ставшего одним из идеологических клише, поставлен под серьёзное сомнение.

1. История возникновения

Слухи об отряде «Белые колготки» регулярно появляются в СМИ России и других стран СНГ, о них упоминают политики и депутаты Госдумы РФ, но документальных свидетельств, доказывающих участие организованных отрядов состоящих из прибалтийских снайперов-женщин в войнах на территории СНГ нет. Скорее всего, наименование отряда «Белые колготки» или «Белые чулки» является фантазийным. Его участницы фигурируют в качестве героев в художественной литературе и кинематографе, в сленговых выражениях и разговорной речи солдат, в желтой прессе[2]". Реальное существование отдельно взятых женщин-снайперов, принимавших участие в военных конфликтах подтверждалось официальными источниками[3][4][5], однако источники не приводят сведений о том, что эти снайперы входили в состав женских организованных отрядов с таким наименованием. Официальные источники в сообщениях о женщинах-снайперах часто осторожны в оценках[6][7].

Иногда «белыми колготками» или «белыми чулками» называют всех женщин, участвующих в боевых действиях против федеральных сил, реже употребляют прозвище «гусыни»[8] и «сука-кукушка»[9].

Одни из первых упоминаний приходится на период грузино-абхазского конфликта в начале 90ых годов XX века: со слов очевидцев, якобы некие спортсменки из Прибалтики, которых называют «белыми колготками» воевали в качестве наёмников на стороне грузин против абхазов[10],[11]

История о «белых колготках» существует в российском военном фольклоре. Предполагается, что в прошлом эти женщины были спортсменками-биатлонистками, которые приехали воевать из соображений националистической неприязни к русским. Их описывали белокурыми и жестокими: дескать, из винтовок они простреливают гениталии солдатам. СМИ, ссылаясь на анонимные источники сообщали, что якобы, чеченские боевики им платят по 50 долларов за час работы, а численность «белых колготок» колеблется в районе батальона[12].

Легенды о «белых колготках» бытовали во время практически всех военных конфликтов на территории бывшего СССР начиная с начала 90ых годов XX века[13]. Директор центра экстремальной журналистики Олег Панфилов слышал похожие истории о «белых колготках», не получивших реального подтверждения, ещё со времен армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе и гражданской войны в Таджикистане в конце XX века[14].

«Белые колготки» как активные участницы Приднестровского конфликта описываются в литературно-публицистическом очерке об офицере Павле Поповских, обвинявшемся в организации убийства журналиста Дмитрия Холодова, опубликованом в оппозиционной газете «Завтра»[15]

В январе 1995 года газета «КоммерсантЪ» приводит ссылку на анонимный источник из Федеральной Пограничной Службы России, утверждавший, что в боевых действиях в Грозном участвуют женщины-снайперы из организации «Белый чулок»[16].

Офицеры — участники контртеррористической операции в Чеченской республике охотно делятся воспоминаниями с журналистами о якобы виденых и даже пойманых, а затем расстреляными, либо жестоко убитых ими иными способами[17] снайперах-женщинах из стран Прибалтики[18]. Тем не менее нет ни одного уголовного дела, возбужденного российскими правоохранительными органами в отношении гражданок Латвии, Литвы и Эстонии, которые были бы задержаны в зонах боевых действий. МИД России никогда не выступал с заявлениями о обнаружении гражданок этих государств, как живых, так и погибших, воевавших на стороне сепаратистов на территории страны.

Нижегородский журналист Валерий Киселев, лауреат премий Нижнего Новгорода, Министерства обороны и Союза журналистов России, победитель всероссийского конкурса "Журналисты в «горячих точках» описывал обычные для военного времени той поры разговоры среди российских солдат о «эстонских женщинах-снайперах», «неграх» и «биатлонистках»[19].

На радиостанции «Эхо Москвы» журналист Юлия Латынина отмечала, что для некоторых представителей федеральных сил в Чечне каждый чеченец был террористом, а каждая чеченка-снайпершей[20], писатель Михаил Веллер, в гостях на той же радиостанции, задавался вопросом были ли эти «белые колготки» из Прибалтики или их не было[21].

В августе 1999 года во время боевых действий в дагестанских селах Карамахи и Чабанмахи, начальник временного пресс-центра МВД России Владимир Коротков, на которого ссылается в своем репортаже журналист «Независимой газеты», заявил об обнаружении тела женщины «родом из Прибалтики на вид около 28-30 лет», которая «скрытно передвигалась через капустные поля» и которую застрелили милиционеры из ОМОН[22]. Впоследствии нигде не сообщалось ни имени этой женщины, ни её принадлежности к какому-либо зарубежному государству.

Генерал-полковник, Герой России Геннадий Трошев в своих воспоминаниях не раз упоминает о женщинах-снайперах, в том числе и в Дагестане:

В разговорах с ансалтинцами они (боевики) хвастались, что получают по 10 тысяч долларов в месяц и будут сполна отрабатывать эти деньги. Основную массу боевиков составляли арабы, выходцы из Средней Азии, было несколько чернокожих и снайперша из Прибалтики. Когда один из старейшин попытался было образумить ее, напомнив об истинном предназначении женщины - хранительницы очага, та выхватила пистолет и, приставив его к голове старика, приказала заткнуться. Слава Богу, не выстрелила.

— Геннадий Трошев. «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала», воспоминания, книга

В книге «Журналистское расследование», изданную Санкт-Петербургским государственным университетом в 2008 году, автор Юлия Шум рассказывает, что не раз слышала легенду о «белых колготках» ещё со времен войны в Приднестровье, но за много лет не смогла найти следов мифических женщин-снайперов -ни в Чечне, ни в странах Прибалтики. Любое бесследное исчезновение женщин в небольших государствах не обошлось бы незамеченым, но подобные факты не были зафиксированы. Автор приходит к выводу, что появление мифа — это результат пропагандистской кампании[10],[23]

В 2000 году «Новая газета» назвала это явление мифом, существовавшим ещё со времен Первой мировой войны[24]. Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты», говорил в 2001 году в гостях на радиостанции «Эхо Москвы», что много раз слышал информацию о том, что в Чечне воюют снайперши, «белые колготки», и что многие из них пленены, но относил такую информацию к «солдатским легендам», поскольку сам неоднократно ездил в командировки в «горячие точки» и их не видел[25].

По данным военного обозревателя издания Вячеслава Измайлова, миф о «белых колготках» тиражировал психически больной житель Подмосковья, никогда не бывавший в зонах военных конфликтов, но тем не менее выдававший себя за очевидца и раздававший интервью газетам о якобы виденных им сценах жестоких расправ российских военных над прибалтийскими женщинами-снайперами в Чечне. Измайлов, неоднократно ездивший в Чечню в качестве журналиста, не нашёл там никаких следов «белых колготок», кроме сплетен о них[26],[27]

07.06.2006 Lenta.ru, со ссылкой на газету «Коммерсант» сообщило, что, по показаниям потерпевшего Казбека Мисикова, среди террористов захвативших школу в Беслане был человек, говоривший с прибалтийским акцентом и одна светловолосая женщина-снайпер, из чего некоторыми журналистами был сделан вывод о том бесланских террористов прикрывали прибалтийские снайперы[28]. Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра», считал показания пострадавших в Беслане очень убедительными, но не смог ответить на вопрос ведущей радиостанции Ольги Бычковой «Эхо Москвы» о том, куда делась женщина славянской внешности, предположительно снайперша[29], которая была среди боевиков[30]. Руководитель республиканской парламентской комиссии по Беслану, вице-спикер парламента Северной Осетии — Алании Станислав Кесаев в эксклюзивном интервью, опубликованном в «РГ» 12 сентября 2005 года, сказал следующее:

Сейчас же мы располагаем информацией о том, что среди террористов были человек с характерным шрамом через всю шею, маленький толстый бородатый боевик, женщина-снайпер славянской внешности, которая, по оперативной информации, ушла из школы, переодевшись в белый халат.

— Интервью Станислава Кесаева[31] "Российской Газете"

В этом же интервью Кесаев сообщил, что такой вывод он сделал, так как останков этих людей среди трупов террористов обнаружено не было.

Сайт чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» заявляет о мифическом происхождении «белых колготок», объясняя выдумку фантазиями сексуального характера её авторов[32],[33]