Одним из признаков, квалифицирующих без исключения, хищение чужого имущества, закон называет группой лиц по предварительному сговору Основанием для признания названного обстоятельства квалифицирующем служит тог факт, что при совершении совместного хищения несколькими лицами происходит сложение усилий преступников, направляющих свои усилия и действия к достижению одного преступного результата. Количественный признак - участие в одном преступлении нескольких лиц - придает хищению новое качество, существенно повышая его общественную опасность.
При групповом совершении хищения, как и любого другого преступления, общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, а том числе и чужого имущества, или чужой собственности, как правило, причиняется более значительный ущерб, чем в результате действия «единоличного» преступника. Опасность совместных преступных действии увеличивается при совершении группой хищений, связанных с применением или угрозой применения насилия; интенсивность физического насилия, применяемого совместно несколькими лицами, возрастает пропорционально числу участников преступления, значительно большей силой воздействия на психику потерпевшего обладает и угроза насилием, исходящая от группы совместно действующих лиц, сопротивление которым становится я маловероятным.
Путем сложения своих преступных действий участники группы получают возможность совершать такие хищения, которые либо вообще не могли быть совершены без участия других лиц, либо единоличное совершение которых было бы трудно осуществимым.
Пленум Верховного Суда Республики Казахстан в Постановлении № 9 от 25 июля 1996 года «О некоторых вопросах квалификации хищении чужого имущества» дал следующее единое для всех форм хищений определение этого квалифицирующего признака: «Под хищением, совершенной группой лиц, следует понимать такое хищение, в котором участвовали двое иди более лиц, заранее договорившихся о совместном его свершении».
Чтобы оценить грабеж как квалифицированное по признаку совершения его группой лиц „необходимо установить, что оно было совершено двумя и более лицами. Группа лиц, совместно совершающих грабеж, представляет собой объединение, по меньшей мере, двух лиц, одновременно участвующих в совершении преступных действий. Такое понятие группы основывается, прежде всего, на законе, который имеет в виду не просто соучастие, а совершение грабежа совместными действиями группы лиц.
Под группой лиц как квалифицирующего признака должно пониматься объединение двух иди более лиц, совместно выполняющих действия, образующие объективную сторону состава грабежа чужого имущества, формой связи между соучастниками, выступает соисполнительство. Особенность соисполнительства, как известно, состоит в том, что все участники преступления действуют совместно, объединенные одними преступными намерениями, единством места, времени и действий, причем каждый из них может выполнять не целиком весь состав преступления, а какую-либо часть его состава. Но в своей совокупности, в комплексе их действия составляют «целое» преступление, выступая как необходимые и неразрывные звенья одной преступней цепи. В зависимости от договоренности, личностных особенностей и других обстоятельств на долю отдельных участников группы может выпасть обязанность исполнить неравные части преступления, различающиеся по характеру действий, и их удельному весу в совместном грабеже, поэтому, хотя один из соучастников может играть главенствующую роль, другие - вспомогательную, все они являются соисполнителями, если каждый внёс, свой вклад в само выполнение объективной стороны грабежа чужого имущества.[39]
Лица, организовавшие грабёж, или руководившие его совершением, а равно лица, склонившие кого-либо к совершению грабежа или содействующие его совершению, или заранее обещавшие скрыть преступление, преступника, орудия и средства совершения грабежа, предметы, добытые преступным путем, а равно приобрести или сбыть такие предметы, несут ответственность за соучастие в этом преступлении.
Таким образом, в данном случае речь идет о соучастии с предварительным сговором, когда все соучастники осведомлены о характере совершаемого преступления, а соглашение (сговор) о совместном его совершении было достигнуто между соучастниками до начала совершения грабежа.
При совершении грабежа группой лиц достаточно самого факта предварительного сговора независимо от степени предварительной согласованности действий виновных, формы соглашения и т.п. важно только, чтобы соглашение было достигнуто до начала совершения хищения, то есть до начала выполнения действий, образующих объективную сторону грабежа.
Промежуток времени между сговором и началом совершения грабежа значение не имеет, сговор может иметь место задолго до совершения преступления и непосредственно перед его началом, но не в процессе грабежа.
Поэтому объединение усилий или достижение соглашения между несколькими лицами о совместном совершении грабежа после начала выполнения действии, образующих объективную сторону этого преступления, не образует рассматриваемого квалифицирующегося признака, а представляет собой соисполнительство в грабеже без отягчающих обстоятельств.[40]
Предварительный сговор является тем самым стержнем, который объединяет участников грабежа в единое целое. Предварительная договоренность придает действиям лиц, участвующих в грабеже, организованный характер, в содержание предварительного сговора входит не только договоренность в фактической стороне тех или иных действий, но обязательно входит и осведомлённость всех участников об общественно опасном характере намечаемых действии, то есть значение того, что они совершают хищение.
Возможны случаи, когда лицо, предварительно договорившееся о своем участии в тех или иных действиях, считало эти действия законными и не знало, что они способствуют совершению преступления. В таких случаях эти действия не будут квалифицироваться как совершение преступления по предварительному сговору группой лиц. Необходимо обратить внимание и на то, что одновременное хищение, а именно грабеж, совершённый несколькими лицами без предварительного сговора, будет рассматриваться как простой грабеж (если конечно, не имеется других квалифицирующих обстоятельств).
Отнесение грабежа с проникновением в жилое, служебное, производственное помещение либо хранилище к числу квалифицированных определяется повышенной опасностью, как данного способа совершения преступления, так и лиц, прибегших к его применению.
Повышенная общественная опасность грабежа, совершённого путем проникновения в помещение либо хранилище, определяется тем, что для совершения преступления виновный прилагает определенные, и порой значительные, усилия, чтобы преодолеть преграды и получить доступ к имуществу: взлом замков и иных запоров, дверей, для проникновения могут быть использованы различные люки, разбитые витрины магазина или окна и другие. При совершении грабежа виновные могут прибегнуть к насилию. Иными словами, чтобы совершить грабеж из мест, где хранится то или иное имущество, преступнику приходится затрачивать дополнительные усилия, проявлять своеобразную изворотливость или применять обман либо другие ухищрения в преступных целях, чтобы получить возможность проникнуть в помещение или хранилище.
Постановление Пленума Верховного Суда Казахской ССР от 28 июня 1985 года N 5 «О судебной практике по делам о хищениях» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РК от 20 декабря 1996 г. N 11) определяет, что при решении вопроса о квалификации хищения по признаку «проникновение» в помещение или иное хранилище судам необходимо руководствоваться разъяснением, содержащимся в п. 14 постановления Пленума Верховного суда СССР от 26 апреля 1984 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 г.», «О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодательства» и от 15 октября 1982 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» о том, что "проникновение" - это тайное или открытое вторжение в помещение или иное хранилище с целью совершения кражи, грабежа или разбоя.
Этот квалифицирующий признак может иметь место, когда возникновение умысла на хищение предшествовало фактическому тайному или открытому вторжению.
Под "иным хранилищем" понимаются отведенные для постоянного или временного хранения материальных ценностей участки территории, которые оборудованы оградой либо техническими средствами или обеспечены иной охраной.
Поэтому бункеры комбайнов, открытые кузова автомашин, платформы и полувагоны, которые не находятся под охраной либо не имеют приспособлений, препятствующих проникновению в них, к понятию "иное хранилище" не относятся.
Далее, при отграничении оконченного хищения от покушения на него, суды должны выяснить, как это разъяснено в п. 10 указанного Постановления Пленума Верховного суда СССР от 11 июля 1972 г. N 4, имел ли виновный реальную возможность распоряжаться похищенным по своему усмотрению или пользоваться им. При этом следует учитывать особенности некоторых новых форм торгового обслуживания, при которых виновный, тайно изымая имущество из одного отдела или секции самообслуживания, переходит в другой отдел (секцию) или фойе магазина, где имеет реальную возможность распоряжаться или пользоваться похищенным по своему усмотрению.