· в сцене с расслабленным, принесённым четырьмя спутниками, одр с больным спускают со скатной, а не с обычной для Востока плоской кровли;
· одр расслабленного в Вифезде скорее напоминает решётку;
· в притче о Страшном суде по правую руку от Христа стоит красный Ангел, опекающий овец (праведников), а по левую — синий, присматривающий за козлищами (грешниками), причём кроме цвета Ангелы ничем не отличаются;
· в сцене с предсказанием об отречении Петра Христос показывает Петру на колонну, на вершине которой сидит петух;
· Гроб Господень изображён в виде ротонды, обрамлённой колоннами.
Мозаики с изображением пророков и святых
3.2. Пророки и святые
Под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 36 пророков и святых, разделённых оконными проёмами. Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе с фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Святые обращены в фас к молящимся, они облачены в белоснежные одежды, их головы увенчаны нимбом, в руках у них книга или свиток, лица отличаются индивидуальными чертами (при этом среди персонажей встречаются как молодые, так и очень старые лица). Отсутствие среди указанных лиц каких-либо узнаваемых черт, характерных для иконографии определённых святых, позволяет отнести этот мозаичный ряд к эпохе Теодориха. Так же, как и в равеннском Баптистерии ариан, отсутствие надписей на мозаиках не позволяет однозначно идентифицировать изображённых святых[16].
3.3. Процессия мучеников
Христос Пантократор
Палаты Теодориха
В нижнем ряду южной стены помещено монументальное изображение процессии мучеников. Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха[17]. В процессии участвует 26 святых (в порядке от алтаря к входу, то есть с востока на запад): Мартин Турский (ему в прошлом была посвящена базилика), священномученики Климент Римский, Сикст II Римский, архидиакон последнего велкомученик Лаврентий, исповедник Ипполит Римский, исповедник Корнелий Римский, священномученик Киприан Карфагенский, мученик Кассиан, римские мученики Иоанн и Павел[18], мученик Виталий, сыновья последнего миланские мученики Гервасий и Протасий, равеннский мученик Урсицин, миланские мученики Набор и Феликс, равеннский епископ Аполлинарий, великомученики Себастьян, Димитрий Солунский, Поликарп Смирнский, мученики Викентий, Панкратий[19], Хрисогон, Прот, Иовиний[20], Сабин. Фигуры святых разделяются пальмами, по цветочному полю, держа в руках свои мученические венцы, процессия подходит к сидящему на троне Иисусу Христу, окружённому четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр, заменивший в результате реставрации 1860 года книгу, раскрытую на словах: «Ego sum Rex gloriae» (Аз есмь Царь славы)[21]. Пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых почивают святые. Помимо этого, пальма традиционно указывает на праведность и святость изображённых лиц, в соответствии со стихами 91 псалма «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс.91:13-14).
Все изображённые святые (за исключением Мартина Турского и Лаврентия) облачены в одинаковые белые одежды - знак святости; на Мартине, в VI веке титульном святом базилики, поверх белого одеяния наброшен аметистовый паллий[9], а у Лаврентия под белой туникой видна ещё и золотая риза[21]. В отличие от среднего мозаичного ряда все изображённые святые в нижнем ряду подписаны. Большинство из изображённых святых упоминаются в евхаристическом каноне римской литургии[22], остальные, по всей видимости, особенно почитались в Равенне или даже конкретно в этой базилике. Возможно, что святые именно в таком порядке упоминались в читавшейся в базилике литании[9].
Как показали исследования, этот длинный мозаичный ряд совмещает в себе как мозаики эпохи Теодориха (Христос с ангелами, королевский дворец), хоть и изменённые в 60-х годах VI века, так и мозаики собственно времени Юстиниана (процессия святых)[23]. Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу.[24] Также изменению подверглась мозаика с изображением палат Теодориха. Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны[25]. От этих фигур сохранились хорошо различимые следы нескольких рук на высоте колонн, а также полукруглые очертания голов над горизонтальной опорой, несущей завесы. Сами завесы и призваны были скрыть арианское прошлое базилики[9].
Процессия мучеников в окончательном варианте является уже типично византийской композицией, для которой характерен повторение вертикальных мотивов в непрерывной последовательности[15], ритмов, повторяющихся с определённым постоянством[26]
3.4. Процессия мучениц
Поклонение волхвов
Богородица
Расположена на северной стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц выходящих из равеннского порта Классе (Civitas Classis) по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами. Имена первых (от алтаря) 12 мучениц: Евфимия, Пелагия, Агата, Агнесса, Евиалия[27], Цецилия, Луция, Криспина, Валерия, Викентия, Перпетуя, Фелицитата, в числе последующих 10 можно определить фигуры Анастасии Узорешительницы, Виктории и Иустины. Все святые держат в руках мученические венцы, композиция аналогична шествию мучеников (фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле). Во главе процессии изображены волхвы, приносящие свои дары Христу. Их фигуры заменили изображение жены короля Теодориха. Изображения трёх волхвов и всех мучениц подписаны. Все мученицы изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников, изображённых на противоположной стене[9].
Так же, как и в случае процесси мучеников, можно отметить, что большинство представленных святых жен и дев упоминаются в евхаристическом каноне римской литургии[28], а сама последовательность их изображения отражает, возможно, порядок их упоминания в местной литании[9].
Особый интерес представляет мозаика с изображением города (он подписан Civitas Classis) и порта в Классе, созданная в тот период, когда город и порт ещё существовали. Исследователи полагают, что на стенах порта изначально помещались фигуры представителей остготской знати, уничтоженные при переделке мозаик[9].
Вся процессия в целом, как и ряд мучеников на противоположной стене, является типично византийской, с тем же характерным повторением вертикальных ритмов[15].
Порт в Классе |
Список литературы:
1. Early Christian Monuments of Ravenna (англ.)
2. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
3. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 82. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
4. Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 8
5. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 30. — 144 с.
6. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 96. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
7. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
8. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59-61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
9. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
10. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 66-67. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
11. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34. — 144 с.
12. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34-38. — 144 с.
13. Отто Демус Мозаики византийских храмов.
14. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38. — 144 с.
15. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
16. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38-43. — 144 с.
17. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 43-50. — 144 с.
18. Титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло, офицеры римкой армии, принявшие мученический венец при Юлиане Отступнике
19. Им может быть Панкратий Римский, легендарный мученик начала IV века, или Панкратий Тавроменийский, епископ Таормины, ученик апостола Павла
20. В оригинале IAWVINIUS
21. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 52. — 144 с.
22. Параллельные русский и латинский тексты Тридентской мессы.
23. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72-73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
24. Grabar. La peinture byzantine, 61–62.
25. Лазарев В.Н. История византийской живописи (Равенна: Арианский баптистерий, Архиепископская капелла, Сант Аполлинаре Нуово).
26. Джузеппе Бовини Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 70. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7
27. В оригинале EVIALIA
28. Параллельные русский и латинский тексты Тридетнской мессы
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сант-Аполлинаре-Нуово