План
Введение
1 История базилики
2 Архитектурные особенности
3 Внутреннее убранство и мозаики
3.1 Евангельские сюжеты
3.2 Пророки и святые
3.3 Процессия мучеников
3.4 Процессия мучениц
Список литературы
Сант-Аполлинаре-Нуово
Введение
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия). Построена в конце V — начале VI веков остготским королём Теодорихом Великим. В базилике сохранились многочисленные мозаики, часть из которых датируется временем завершения строительства. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включёна в число объектов Всемирного наследия[1].
1. История базилики
Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Это датировка связывается с летописцем Андрео Агнелло, автором хроники «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis», приводящем в своей книге текст ныне не сохранившейся надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit»[2]. Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910-1920 годах[3]. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.
После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta Mater Ecclesia ravennas, vera Mater orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения[2]. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.
В связи с участившимися пиратскими набегами на Классе, находившееся за равеннским стенами, в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария[4] . Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви Сант-Аполлинаре-ин-Векло)[2]. Впрочем, в 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, но базилика сохранила своё посвящение и название.
В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик[5], заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе[6]). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна[7]. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950[7] и 1986 годах[5]) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах)[5].
2. Архитектурные особенности
План Сант-Аполлинаре-Нуово
Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадропортик (замкнутую со всех сторон паперть) с XVI века украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость[5].
Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр[8]. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году[5].
В XVIII веке к северному (левому от входа) нефу было пристроено 8 боковых капелл[5]. Интерес представляют две из них:
· первая от главного алтаря капелла посвящена святому Антонию Падуанскому и содержит статую этого святого, используемую для процессий,
· первая от основного входа капелла посвящена памяти итальянских солдат, погибших в Первую мировую войну, и, помимо мемориальных досок с именами погибших, украшена фресками, типичными для муссолиниевской пропаганды, вроде «Радость престарелых родителей», «Радость любящей жены», «Радость верной невесты», на которых перечисленные персонажи встречают вернувшихся с фронта солдат, а венчает этот уголок монументальное полотно «Боже, благослови Италию», где все изображённые на прочих фресках герои объединены с папой римским в общей молитве о победе.
3. Внутреннее убранство и мозаики
Вид южной (правой) стены центрального нефа
Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса:
· верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых),
· средний ярус — изображения пророков и святых,
· нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).
Мозаичный портрет Юстиниана (?) или Теодориха (?)
Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нём участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики «обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга». Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана (так он был интерпретирован реставраторами XIX века и, без всяких сомнений, ими подписан), который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха[9].
От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста. Оборот одной из частей преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву. Причём об оборотной стороне этой части стало известно только в 1950 году, когда её извлекли из одной из боковых капелл, где она до этого была вмонтирована в стену. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке[10].
Алтарная преграда (фрагмент) | Алтарная преграда (фрагмент) | Алтарная преграда (фрагмент) | Амвон |
3.1. Евангельские сюжеты
Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета. На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых и притчей, а именно:
· брак в Кане Галилейской (в ходе неудачной реставрации 1854 года кувшины с вином были заменены корзинами с хлебами, что сделало сцену неузнаваемой[11]);
· чудесное умножение хлебов;
· чудесный улов рыбы и призвание Петра и Андрея;
· исцеление иерихонского слепого;
· исцеление кровоточивой жены;
· Христос и самарянка;
· воскрешение Лазаря;
· притча о мытаре и фарисее;
· лепта вдовы;
· Христос разделяет овец и козлищ (притча о Страшном суде);
· исцеление расслабленного, принесённого четырьмя спутниками;
· Христос изгоняет легион бесов из бесноватого в свиней;
· исцеление расслабленного в Вифезде.
· Умножение хлебов
· Чудесный улов рыбы
· Воскрешение Лазаря
· Исцеление расслабленного
· Притча о Страшном суде
На мозаиках этого цикла Христос изображён безбородым, выражение Его лица умилённо-благостное. Количество действующих лиц на мозаиках этого цикла сведено к минимуму (47 персонажей на 13 мозаик)[12]. Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они упоминаются в порядке пасхальных чтений в Равеннской церкви.[13]
Мозаики южной стены значительно контрастируют с «северным» циклом: Христос здесь бородат, Его лик строг, и персонажей здесь в 2 раза больше (99 фигур на 13 мозаиках)[14]. На южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия) и Его Воскресения. Последовательно здесь изображены:
· Тайная вечеря;
· прощальная беседа Христа с апостолами на горе Елеонской;
· поцелуй Иуды;
· Христос перед синедрионом;
· предсказание Христа об отречении Петра;
· отречение Петра;
· Иуда возвращает 30 сребренников первосвященникам;
· Христос перед Пилатом, Пилат умывает руки;
· Христос следует на Голгофу, Симон Киринеянин несёт за Ним Крест;
· жены-мироносицы и Ангел у Гроба Господня;
· Христос и двое апостолов на пути в Еммаус;
· уверование Фомы.
· Тайная вечеря
· Предсказание об отречении Петра
· Суд Пилата
· Крестный путь
· Жены-мироносицы у Гроба Господня
Невзирая на стилевые различия между мозаиками северной и южной стен, большинство исследователей считают, что работы выполнялись в одно и то же время, хоть и разными мастерами[15]. Временем создания этих мозаик считается эпоха Теодориха, что подтверждается примитивностью изображений, ориентированностью на переднюю плоскость, то есть иконография библейских сцен находится на стадии становления. Архитектура и пейзажи лишь слегка обозначены либо отсутствуют совсем. В качестве примеров примитивности и наивности мозаик можно указать на следующие курьёзные моменты: