Объединение канадских провинций в экономическом и политическом отношении позволило бы им, по убеждению Джона Джорджа Лэмбтона, графа Дарэма, «противостоять возрастающему влиянию Соединенных штатов на Американском континенте» и окончательно ликвидировать сопротивление франкоканадцев английскому владычеству. Он считал необходимым ассимилировать французов, лишив их возможности сохранить свою национальную культуру.
Реформы, предложенные Джоном Джорджем Лэмбтоном, графом Дарэмом, имели своей целью укрепить английское господство в Канаде, они не подрывали позиций метрополии, но создавали видимость больших уступок с её стороны. Эти уступки сводились к предоставлению Канаде того минимума независимости, которого фактически уже добились демократические силы в период борьбы за реформы и во время восстания.
Действительно, выдвинутые Джоном Джорджем Лэмбтоном, графом Дарэмом предложения привели не только к существенным переменам в политике метрополии в Канаде, впоследствии они легли в основу всей английской колониальной политики.
Сохранив власть над Канадой, метрополия узаконила новое политическое и конституционное устройство колонии. 23 июля 1840 г. английский парламент принял Акт о союзе (UnionAct), согласно которому Верхняя и Нижняя Канада объединялись (территории бывших провинций стали именоваться как Западная и Восточная Канада). Предлагавшееся Джоном Джорджем Лэмбтоном, графом Дарэмом «ответственное правительство» создано не было. Лондон побоялся предоставить автономию, опасаясь, что за этим последует неизбежная демократизация колониального общества в ущерб правящим кликам и монреальской торговой элите, а также усиление французской общины. В законодательном совете и ассамблее официальным становился английский язык, а выборы в ассамблею предполагалось проводить так, чтобы лишить голоса десятки тысяч франкоканадцев и обеспечить большинство мест английскому меньшинству. Столица Канады из Монреаля переносилась в город Кингстон.
Прибывший в Канаду новый губернатор Чарлз Поулетт Томпсон лорд Сайденхэм (1839-1841), выходец из высших слоев английской буржуазии, создавая новую административную структуру колонии, преследовал цель не только укрепить британское имперское господство.
Суть политики Сайденхэма сводилась к тому, чтобы, «с одной стороны, потихоньку подорвать власть клики, с другой стороны, подавить ярость радикально настроенных жителей». В этих целях он решил ограничить власть церкви и отменить церковное резервирование земли – «корень всех волнений в провинции и причину восстания»21. В январе 1840 г. колониальная администрация одобрила соответствующий законопроект и отправила его в Лондон на предмет высочайшего утверждения. С претворением в жизнь Акта о союзе губернатор не спешил, ибо обстановка в колонии, особенно в Нижней Канаде, оставалась тревожной. «Нет абсолютной необходимости провозглашать объединение до 15 февраля, – писал он в Лондон в октябре 1840 г. – а до этого времени моё деспотическое правление будет в этой провинции (Нижней Канаде) сохраняться, так что у меня будет соответствующее время для каких-либо необходимых действий… От французов нельзя ничего ожидать, кроме неприятностей, ибо они ещё не готовы для представительного правления»22.
Наконец, в феврале 1841 г. Акт о союзе вступил в силу и Сайденхэм объявил о первых выборах в ассамблею объединенной колонии Канада, полагая, что в лице умеренных буржуазных элементов английской Канады получит достаточно надежную опору в борьбе против как «ультратори», так и радикалов-экстремистов.
Однако политика «обангличанивания» Нижней Канады, реакционность Акта о союзе, отвергшего требование об «ответственном правительстве», вызвали широкое недовольство в обеих частях колонии. На смену казненным или изгнанным лидерам канадских демократов пришли новые. Эти лидеры, преимущественно выходцы из среды зарождающейся буржуазии, отличались умеренными реформистскими взглядами. В годы восстания, они ратовали за создание «ответственного правительства» при сохранении связей с метрополией, что дало бы возможность с помощью конституционной реформы получить самостоятельность во внутренних делах. «…Поскольку требование самоуправления отвечало также и более широким интересам массы колонистов, постольку умеренные реформистские лидеры играли роль народных трибунов, выразителей общих демократических устремлений. Лишь позднее вызов слева, брошенный им радикальными демократами поставил под вопрос их историческую миссию» 23.
Во Французской Канаде движение против Акта о союзе и борьбу за «ответственное правительство» возглавил Ипполит Лафонтен, бывший в рядах патриотов, но отказавшийся взяться за оружие во время восстания 1837 г. Франкоканадцы собирались на митинги и составляли петиции о расторжении союза. В Квебеке подобную петицию подписали 40 тысяч человек.
Борьба франкоканадцев получила поддержку в английской Канаде, где движение за «ответственное правительство» возглавили такие деятели, как адвокат Роберт Болдуин, крупные канадские предприниматели Уильям Меррит, Исаак Бьюкенен.
Перед выборами 1841 г. Ипполит Лафонтен призывал к совместным действиям. Англо-французское демократическое большинство, сплотившееся под лозунгом борьбы за «ответственное правительство», выступило с единой платформой и оттеснило в объединенной ассамблее олигархические элементы и сторонников губернатора.
Преемнику Сайденхэма, губернатору Чарлзу Бэготу (1842-1843) ничего не оставалось делать, как предложить Ипполиту Лафонтену и Роберту Болдуину главные посты в правительстве, которое приступило к своим обязанностям в сентябре 1842 г. Это была победа демократической коалиции, ознаменовала утверждение принципа ответственности исполнительных властей перед большинством ассамблеи.
Прибывший на смену Чарлзу Бэготу новый губернатор барон Чарлз Мэткалф (1843-1845) восстановил автократическое правление, но вернуться на прежние позиции колониальный режим в Канаде, был уже не в силах. После ухода в отставку правительства Лафонтена - Болдуина реформистские ассоциации организовали по всей колонии митинги и демонстрации.
Противники самоуправления во главе с губернатором (в том числе члены «семейного клана», клерикальная иерархия, торговая буржуазия Монреаля) не смогли добиться ощутимого перевеса. Ассамблея раскололась на два лагеря, а назначенное губернатором новое правительство оказалось недееспособным.
Борьба за колониальную автономию была тесно связана с борьбой за национальное равенство франкоканадцев и англоканадцев. Именно поэтому франкоканадские демократы составили главную движущую силу реформаторского движения в обеих частях Канады.
В январе 1847 г. в качестве губернатора в Канаду прибыл Джеймс Брюс, граф Эльджин (1847-1854), зять Джона Джорджа Лэмбтона, графа Дарэма, разделявший его взгляды. Он стал проводником той политики, которую провозгласили либералы, пришедшие к власти в Англии. Джеймс Брюс, граф Эльджин распустил старый парламент и назначил новые выборы. На выборах большинство получили сторонники реформ. В марте 1848 г. лорд Эльджин поручил Лафонтену и Болдуину – лидерам большинства в ассамблее – сформировать первое канадское правительство, формально ответственное перед колониальным парламентом (правда, при этом колония сохраняла связь с метрополией и признавала ее верховенство в вопросах обороны, внешних сношений и торговли). Вскоре Вестминстер отменил запрет на использование французского языка при ведении официальных дел в провинции Канада. В 1849 г. получили амнистию все участники восстания 1837 г. и был принят законопроект о возмещении ущерба жителям, пострадавшим в ходе подавления восстания. Попытка местных консерваторов из числа некогда могущественного «семейного союза» воспрепятствовать демократическим реформам окончилась провалом. Не помогли ни шовинистическая демагогия, ни петиции в Лондон, ни поджог здания колониального парламента.
Начавшись снизу как массовое антиколониальное, освободительное движение, революция в Канаде была прервана после поражения вооружённого восстания 1837 г. Однако под влиянием непрекращающейся борьбы народных масс против метрополии Великобритании пришлось пойти на уступки. Колония получила самоуправление, и власть сосредоточилась в руках национальной канадской буржуазии. Канадская революция, таким образом, оказалась завершенной сверху, половинчато, мирно, предопределив тем самым более сложный и длительный путь Канады к полной независимости24.
Глава III. Политическая, национальная и экономическая интеграция колонии Квебек в рамках Канадской конфедерации
§1. Образование Канадского доминиона
Союз британских колоний начал складываться еще в 50-е гг. XIX в. В 1859 г. Александр Голт1 (1817-1893) высказал мысль о том, чтобы Канада обратилась к другим провинциям с предложением перейти к свободной торговле между ними и ввести общие тарифы. Однако сделать что-либо в этом направлении мешала непрекращающаяся внутренняя партийно-политическая борьба.
Подъем промышленности в Канаде и создание «ответственного правительства» привели к перегруппировке политических сил в колонии. Власть сосредоточилась в руках новой промышленной элиты. Ее политическим оформлением стала коалиция либералов и консерваторов, державших в своих руках бразды правления в течение нескольких десятилетий. В этом заключались основные политические итоги буржуазной революции в Британской Северной Америке, которая после поражения вооруженной народной борьбы завершалась сверху. Но и для осуществления основных реформ потребовалось мощное давление со стороны народа, борьба демократических сил с силами реакции. Массовые оппозиционные движения получили теперь опору в лице новых партий, которые сложились среди канадских радикалов после 1840 г. Это были партии «Клиэ критс» в Английской Канаде во главе с Джорджем Брауном и «Партии Руж» во Французской Канаде во главе с Антуаном Дорионом.