Смекни!
smekni.com

Великая Отечественная Война 7 (стр. 2 из 4)

В соответствии с решениями Политбюро ЦК и ГКО перестраивали свою работу республиканские, краевые, областные, районные партийные и советские организации. В короткий срок вся система партийных и государственных органов в стране была приспособлена к условиям военного времени.

Проводя первоочередные военно-политические мероприятия, партия сосредоточила главное внимание на укреплении Вооруженных Сил, повышении их боеспособности. Для этого требовалось прежде всего своевременно провести мобилизацию военнообязанных. Напряженная работа партийных и государственных органов обеспечила призыв в армию к 1 июля (за первые восемь дней войны) 5,3 млн. человек.

Для руководства военными действиями советских войск 23 июня была сформирована Ставка Главного Командования Вооруженных Сил Союза ССР в составе маршала С. К. Тимошенко (председатель), генерала Г. К. Жукова, И. В. Сталина, В. М. Молотова, маршалов С. М. Буденного и К. Е. Ворошилова и адмирала Н. Г. Кузнецова. Рабочим аппаратом Ставки являлись Генеральный штаб и центральные управления Наркомата обороны. 29 июня учреждается должность командующего Военно-Воздушными Силами с назначением на нее генерала П. Ф. Жигарева, создается Военный совет ВВС, членом которого назначается корпусной комиссар П. С. Степанов.

Решением ГКО 10 июля 1941 г. были созданы промежуточные органы стратегического руководства—главные командования войск направлений.

Главное командование войск Северо-Западного направления во главе с маршалом К. Е. Ворошиловым (начальник штаба генерал М. В. Захаров) объединило управление войсками Северного и Северо-Западного фронтов. Ему оперативно подчинялись Северный и Краснознаменный Балтийский флоты.

На главное командование войск Западного направления, которое возглавил маршал С. К. Тимошенко (начальник штаба генерал Г. К. Маландин, с 19 июля — маршал Б. М. Шапошников, а с 30 июля — генерал В. Д. Соколовский), возлагалась ответственность за организацию отпора врагу в полосе действий подчиненного ему Западного фронта.

Главное командование войск Юго-Западного направления (главком маршал С. М. Буденный, начальник штаба генерал А. П. Покровский) возглавило управление боевой деятельностью войск Юго-Западного и Южного фронтов и оперативно подчиненного ему Черноморского флота.

Вскоре при главкомах направлений учреждаются военные советы. Членами военных советов назначаются А. А. Жданов (Северо-Западное направление), Н. А. Булганин (Западное направление) и Н. С. Хрущев (Юго-Западное направление).

10 июля Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Командования под председательством И. В. Сталина. В ее состав вошли В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Б. М. Шапошников и Г. К. Жуков.

ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫМ ЗАПАДНЫМ И ЮГО-ЗАПАДНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМИ. ЛЕТО 1941 г.

К. Е. Ворошилов

С. К. Тимошенко

С. М. Буденный

19 июля 1941 г. Сталин назначается народным комиссаром обороны СССР, а 8 августа — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. Ставка Верховного Командования переименовывается в Ставку Верховного Главнокомандования.

Ставка была постоянно действующим органом при Верховном Главнокомандующем. Члены Ставки одновременно выполняли другие ответственные обязанности, часто находясь за пределами Москвы. В выработке ими оперативно-стратегических решений и обсуждении других проблем ведения вооруженной борьбы участвовали члены Политбюро ЦК партии и ГКО. Принимавшиеся решения оформлялись в виде директив.

Генеральный штаб по-прежнему являлся рабочим органом Ставки. Анализируя и обрабатывая поступающую информацию, Генштаб готовил предложения, которые после рассмотрения Ставкой составляли основу ее директив. Постановлением ГКО от 23 июля с Генерального штаба были сняты функции по формированию новых частей и соединений, подготовке маршевых пополнений для действующей армии, проведению призывов военнообязанных из запаса и руководству военно-учебными заведениями. Задачи формирования, комплектования и боевой подготовки частей и соединений возлагались на созданное в августе 1941 г. Главное управление формирования и укомплектования войск Советской Армии во главе с генералом Е. А. Щаденко. Для организации и руководства обязательным военным обучением граждан СССР при Наркомате обороны было образовано Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч), которое возглавил генерал Н. Н. Пронин.

Для улучшения тылового обеспечения войск действующей армии решением ГКО в июле 1941 г. создается Главное управление тыла и учреждается должность начальника тыла Советской Армии, на которую был назначен генерал А. В. Хрулев. Во фронтах и армиях соответственно создавались управления тыла.

Были проведены и другие изменения в центральном аппарате, направленные на улучшение руководства Вооруженными Силами, их строительства и обеспечения. Ряд управлений НКО реорганизуется в главные управления, восстанавливается должность начальника артиллерии Советской Армии с назначением на нее генерала Н. Н. Воронова. В августе — сентябре учреждаются должности командующих воздушно-десантными войсками и гвардейскими минометными частями, на которые назначаются генералы В. А. Глазунов и В. В. Аборенков, а в ноябре 1941 г.— начальника инженерных войск Советской Армии и командующего Войсками ПВО территории страны с назначением на них генерала Л. 3. Котляра и генерала М. С. Громадина; создаются Главное управление ПВО страны и Управление истребительной авиации ПВО.

Завершив первую очередь мобилизации, Государственный Комитет Обороны приступил к формированию новых стрелковых, кавалерийских, танковых, авиационных и артиллерийских частей и соединений, к подготовке командных, политических и военно-технических кадров. В создание резервов включились все союзные и автономные республики.

Решая вопросы военного строительства, Коммунистическая партия особое внимание уделяла усилению партийного влияния в Вооруженных Силах, укреплению морального духа войск и повышению уровня партийно-политической работы в армии и на флоте. При этом она руководствовалась указаниями В. И. Ленина о том, что «где наиболее заботливо проводится политработа в войсках... там нет расхлябанности в армии, там лучше ее строй и ее дух, там больше побед».

В соответствии с директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП от 29 июня 1941 г. партия определяет главные направления партийно-политической работы в условиях войны, осуществляет организационную перестройку политорганов и парторганизаций, вносит изменения в формы и методы их деятельности. 16 июля 1941 г. Политбюро ЦК и Президиум Верховного Совета СССР принимают решение «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче-Крестьянской Красной Армии». 20 июля 1941 г. это решение было распространено на Военно-Морской Флот.

Во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота был введен институт военных комиссаров, а в ротах, батареях, эскадронах — институт политических руководителей (политруков). Институт военных комиссаров являлся чрезвычайной формой партийного руководства в Вооруженных Силах. В сложных условиях, когда враг имел значительное преимущество в силе, в опыте ведения войны, военные комиссары должны были повышать боевой дух войск, стремление любой ценой остановить врага.

Военные комиссары наряду с командирами несли полную ответственность за выполнение боевых задач, за стойкость личного состава в бою. Они сыграли важную роль в улучшении партийно-политической работы, в укреплении армии и флота.

В период войны, как и в мирное время, руководство партийной работой в Вооруженных Силах осуществляли политические органы. Они обеспечивали повседневное влияние партии на жизнь и деятельность армии и флота. Реорганизация политорганов способствовала повышению их роли в Вооруженных Силах. Главное управление политической пропаганды Красной Армии и Главное управление политической пропаганды Военно-Морского Флота были преобразованы в главные политические управления, а управления и отделы политической пропаганды фронтов, флотов, армий и соединений — в политические управления и отделы. В результате повысилась их роль в решении боевых задач, стоявших перед войсками, улучшилось руководство партийными и комсомольскими организациями.

Успешное решение задач по мобилизации личного состава армии и флота на разгром немецко-фашистских захватчиков требовало укрепления армейских и флотских партийных организаций, пополнения их новыми силами. В самые трудные периоды войны Коммунистическая партия направляла в армию и на флот своих лучших представителей. Подчеркивая важность перераспределения партийных сил из тыловых (территориальных) организаций в военные, В. И. Ленин в 1923 г. писал: «Как мы действовали в более опасные моменты гражданской войны? Мы сосредоточивали лучшие наши партийные силы в Красной Армии...».

В соответствии с решением ЦК партии на военную работу перешло значительное количество коммунистов. В Вооруженные Силы было направлено 500 секретарей ЦК компартий республик, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов, 270 ответственных работников аппарата ЦК, 1265 работников областного и районного звена, входивших в номенклатуру ЦК партии.

ЦК ВКП направил в распоряжение Главного управления политической пропаганды Красной Армии около 2,5 тыс. человек с Ленинских курсов, из Высшей школы парторганизаторов, Высшей партийной школы. По решению ЦК значительное число коммунистов было призвано в качестве красноармейцев-политбойцов для укрепления частей действующей армии.