Содержание
1.Киевская Русь при первых князьях. 3
2.Социально-экономические отношения на Руси. 4
3. Внешняя политика Киевской Руси. 6
4. Принятие Русью христианства. 10
Список используемой литературы.. 14
1. Киевская Русь при первых князьях
Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве — 882 г. Согласно летописи, правление Олега продолжалось с 882 по 912 гг. Олег подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками. Олег добился больших успехов во внешней политике, заключив договор с Византией.
После смерти Олега Киевом правил сын Рюрика Игорь. Следует обратить внимание на неточность летописных датировок: согласно «Повести временных лет» Олег приплывает в Киев с малолетним Игорем на руках и правит от его имени. В год смерти Олега Игорю было не менее 30 лет, а в 945 г. — не менее 63 лет. Осиротевший после убийства Игоря Святослав был, согласно летописи, настолько мал, что не мог бросить копье.
Из летописей и византийских документов мы знаем в основном о внешней политике киевских князей. О внутренней политике мы знаем гораздо меньше. Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени — полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья) . Киевский князь выезжал на полюдье в ноябре, когда устанавливался зимний путь, и возвращался в Киев весной, к моменту вскрытия рек. Собранная дань летом в ладьях отправлялась вниз по Днепру и морем — в Константинополь (по пути «из Варяг в Греки». Киев располагался ниже впадения притоков в Днепр, поэтому через него везли все товары в Византию. Это позволило Киеву добиться преобладания среди русских городов.
Русь экспортировала в Византию меха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие.
Подчинение восточнославянских племен власти Киева оставалось еще непрочным. После смерти Олега некоторые племена (например, древлян) пришлось подчинять вторично. Подчинение вятичей произошло при Святославе, а окончательное подчинение радимичей — лишь при Владимире I.
Дань вначале не была регламентирована. Это вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 г. древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань. (Руководил восстанием племенной древлянский князь Мал, предложивший вдове Игоря Ольге выйти за него замуж). После подавления восстания Ольга регламентировала сбор дани, установив ее размеры — уроки, и места сбора — погосты. Так рядом с первой формой взимания дани — полюдьем, возникла вторая: повоз.
Киевский князь правил, опираясь на дружину. В IX – XI вв. дружинники являлись не слугами, но вассалами князей. Вассальные отношения подразумевают взаимные обязанности вассала и сюзерена (сеньора). Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным. Именно дружине принадлежала инициатива повторного похода Игоря к древлянам за данью. Дружина вынесла решение отказаться от боя с византийцами в 944 г. и ограничиться предложенным выкупом. При заключении договоров с Византией клятву приносил не только князь, но и его дружинники.
Дружина делилась на старшую — бояр, и младшую — гридей (детьцких). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые воинами.
2. Социально-экономические отношения на Руси
Источником наших знаний о социально-экономических отношениях в Киевской Руси является, в первую очередь, древнейший памятник законодательства — «Русская Правда». «Русская Правда» делится на «Краткую Правду», составленную в XI в., и «Пространную Правду», составленную в XII в. «Краткая Правда», в свою очередь, делится на «Правду Ярослава», составленную около 1015 г., и «Правду Ярославичей», появившуюся во 2-й половине XI в.
Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Дань выплачивалась общиной целиком, хотя и могла рассчитываться подворно («с дыма»). Община у славян называлась вервью. В X–XI вв. славянская община была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей общине земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX — начале XI вв. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины. В них работали зависимые люди.
В Киевской Руси было несколько категорий зависимого населения:
· холопы, челядь (рабы, жившие и работавшие в усадьбе господина);
· закупы (люди, располагающие собственным хозяйством и отрабатывающие долг, имеющие право после его выплаты освободиться от зависимости);
· рядовичи (люди, работающие по ряду — договору);
· смерды.
Значение последнего термина не вполне выяснено. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.
Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека — 5 гривен. За убийство свободного платилась вира в 40 гривен, а за убийство княжеского приближенного — 80 гривен.
Система штрафов за убийство и нанесение увечий являлась в XI в. новшеством, свидетельствующим о постепенном усилении государства. Еще в «Правде Ярослава» допускалась, хотя и ограничивалась, кровная месть. В «Правде Ярославичей» она была уже безусловно запрещена и заменена вирой.
В отечественной исторической науке XX века преобладало мнение, что Киевская Русь была раннефеодальным государством. Ранним считался феодализм без развитого феодального землевладения. В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества.
3. Внешняя политика Киевской Руси
Внешняя политика была важнейшей функцией киевских князей. Прежде чем излагать подробности походов и сражений следует в назывном порядке с обязательной опорой на карту указать важнейшие направления внешней политики Киевской Руси:
1. Южное — отношения с Византией, политическим и культурным центром всего региона Восточной и Южной Европы
2. Восточное — отношения с кочевниками (со Степью) и, в первую очередь, с сильнейшим степным государством — Хазарским каганатом
3. Западное — отношения со странами Западной и Северной Европы
После этого следует приступить к последовательному раскрытию содержания внешней политики Киева на каждом из направлений.
Отношения с Византией заключались, во-первых, в торговле по пути «из Варяг в Греки» и, во-вторых, в периодических набегах дружины на берега империи. Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде. Наиболее известны походы при Олеге и Игоре.
Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту Золотой Рог (внутреннюю гавань Константинополя) цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор. По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии.
В 911 г. условия договора были дополнены обязательством сторон наказывать за преступления, совершенные против другой стороны, помогать друг другу при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов. Допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.
Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи «греческим огнем». В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако греки предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю. Дружинники предпочли взять дань и не биться.
В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония Херсонес в Крыму, на территории нынешнего Севастополя) и не пускать туда болгар.
При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.
Святослав первоначально выступал союзником Византии. В 967 г. он вторгся в Болгарию, воевавшую тогда с империей, и разбил болгар под Доростолом. Святослав хотел даже перенести свою столицу в г. Переяславец на Дунае, выгодно расположенный на пересечении торговых путей. Набег печенегов на Киев вынудил Святослава возвратиться домой. Вскоре он вновь явился на Дунай. Но обстановка изменилась. Наказав болгар, византийцы опасались теперь усиления Святослава. Новый император Иоанн Цимисхий потребовал от Святослава покинуть Болгарию. Князь отказался и, по утверждению греческого хрониста[1], сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-болгарская война перешла в русско-византийскую. Несмотря на значительное численное превосходство греков, русские сражались успешно. Во время одного сражения князь говорил дружине: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут. Если же побежим, будет нам срам» .
После ряда сражений Святослав был осажден в Доростоле и вынужден заключить мир. По условиям договора русские уходили из Болгарии и обязывались впредь оказывать империи помощь против любого вторжения. Греки беспрепятственно пропускали русских на Днепр.