В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья (очерк «Маленькое путешествие»). Местная татарская интеллигенция встречает поэта сердечным гостеприимством, стараясь помочь ему поправить подорванное здоровье.
В Астрахани Тукай познакомился с широким кругом лиц. Он встретился с известным азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю. Нариманов и в Астрахани вел как врач 'широкую просветительную работу и имел тесные связи с передовой интеллигенцией города.
Однако пребывание Тукая в Астрахани не было гладким. Нашлись люди, которые пытались учинить гостю неприятности, бросить тень на его имя. Особенно недостойно вели себя некоторые сотрудники газеты «Бурхане тараккый», одного из которых поэт, спустя несколько времени хлестко расписал в эпиграмме «Восхваление Мустафы».
В конце 1911 года Тукай едет в Заказанье, в деревню Училе, на родину своей матери, и живет там несколько месяцев, окруженный заботой и любовью крестьян.
Весной 1912 года Тукай решается на более значительные поездки, чем предыдущие. 24 апреля 1912 года он отправляется по маршруту Уфа — Петербург, хотя первоначально предполагал лишь выехать через Уфу в Троицк. Главной причиной, заставившей больного поэта отважиться на такой долгий путь, были дошедшие до него известия о замыслах петербургской татарской молодежи издавать собственную газету. Как явствует из воспоминаний', петербуржцы хотели пригласить Тукая в качестве главного сотрудника и с этой целью послали ему в Казань письмо.
Прежде всего Тукай останавливается в Уфе и встречается с М. Гафури. Эта встреча оставила глубокий след в жизни обоих писателей, укрепила их симпатии друг к другу. Народные поэты еще раз убедились в своей идейной и творческой близости.
В Уфе Тукай намеревался отдохнуть и познакомиться с жизнью города, но вместо этого поторопился уехать б Петербург. Столица встречает его гораздо холоднее, нежели Уфа.
«Друзья», еще недавно донимавшие его пригласительными письмами, не только не говорили с ним о делах, о которых так много думал поэт, но и вообще редко показывались ему на глаза. Становилось очевидным, что петербургские «национальные интеллигенты» пригласили Тукая лишь как «модную знаменитость» и по существу совершенно не интересуются изданием новых газет и журналов.
Между тем его здоровье заметно ухудшилось. Оттого, что петербургская сырость заключила его в свои объятья тут же, как только он ступил на перрон. Жизнь поэта повисла буквально на волоске. Петербургские врачи говорили, что жизнеспособной осталась только четверть его легких. Прожив в Петербурге 13 дней Тукай покидает столицу и через Уфу отправляется в Троицк, – маршрут им был избран еще в Казани.
Из этой поездки Тукай вернулся в Казань в начале августа. Даже в самом тяжелом состоянии он продолжал работать и писать.
Последние месяцы жизни Тукая отмечены серьезными раздумьями о своем мировоззрении, о судьбе своего творческого наследия.
Он никогда не забывал о личной ответственности художника перед народом, перед грядущим поколением. «Я пою, но есть ли польза народу от моих песен?» — этот вопрос всегда и тревожил и воодушевлял Тукая. Неустанные поиски положительного ответа на этот вопрос и вооружили его смелостью для суровой переоценки прожитого, критического пересмотра своего творчества. Необходимость этого пересмотра диктовалась возросшими требованиями писателя к своему творчеству, неистовым стремлением к идеалу.
Несмотря на исключительно тяжелое физическое состояние, Тукай подготавливает к печати однотомник своих избранных произведений. С придирчивостью пересматривая все написанное им, он решает вопрос – что должно и не должно быть отдано народу, и многие свои произведения беспощадно бракует. Статью «Первое мое дело после пробуждения» можно без всякого колебания назвать творческим завещанием поэта. В ней отражены его тревожные раздумья о судьбе творческого наследия, поставлены многие серьезные вопросы. Оглядываясь на пройденный путь, особенно на ранний период, Тукай находит в нем моменты, которые кажутся ему теперь несовершенными не только с точки зрения художественного исполнения, но и в идейном отношении, со стороны содержания.
2 (15) апреля 1913 года в 8 часов 15 минут вечера Габдуллы Тукая не стало. Он погиб в расцвете своего таланта. Ему не исполнилось и 27 лет.
«Неожиданная смерть молодого народного поэта,— писала в 1913 году казанская русская пресса, — поразила всех татар. Видевшие 4 апреля похоронную процессию, многочисленную толпу народа, сопровождавшую прах покойного поэта на кладбище, и бесчисленное множество венков, возложенных татарами на его гроб (что является совершенной новостью в татарской жизни), свидетельствуют, что этот день был действительно редким днем в жизни татар, а его смерть всеобщим горем для них. Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта».
Похороны Тукая превратились в стихийную демонстрацию, в которой участвовало почти десять тысяч татарских и русских трудящихся Казани. Тяжело переживали смерть поэта в самых дальних татарских деревнях.
Горестное событие потрясло широчайшие низы татарского общества. Вот одно из свидетельств современника: «Когда умер Тукай, я сотрудничал в газете «Вакыт». За десять с лишним лет ее существования ни одно событие и ни один вопрос не вызывали такого количества статей и писем, сколько поступило их в связи со смертью Тукая. Значительная часть этих статей и стихотворений, заполнивших целый ящик, писалась полуграмотным сельским людом и рабочими, и в каждом отклике было заметно, что все это написано искренне, от души».
Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.
Музей.
К столетию со дня рождения поэта 11 июня 1986 г. в доме № 74, был открыт музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая Музей расположен в двухэтажном особняке конца XIX. Дом, в котором расположился музей, - бывший коммерческий особняк, находящийся в Старо-Татарской слободе. Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он жил дважды - в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный деятель. Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две - Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к Кабану. Тукай жил в номерах "Булгар" (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).
Заключение.
Тукай — поэт, Тукай — мыслитель и педагог был выше многих своих современников; он смог понять величие идеалов социализма, как светлого будущего всех народов мира. Не стал ни социалистом, ни атеистом, но принял идею коренного преобразования общества, необходимость и революционных изменений по мере созревания объективных условий. Как сын своего народа и представитель других угнетенных народов, увидел, что иного пути для них нет, иначе они обречены на исчезновение. Этого до сих пор не могут или не хотят понять некоторые нынешние претенденты на лидерство. Тукай уважительно относился и к социал-демократам, и к эсерам и к другим течениям демократической общественной мысли, сам являясь лучшим представителем прогрессивной России. Понимал, что есть разные силы. И никак не принимал, а боролся против черных, реакционеров и их прислужников.
Тукай и сегодня с нами, его личность борца за справедливость, за будущее своего народа, его поэзия, красота ее зовет к новым свершениям.
Социалистическая революция передала наследие Тукая в руки народа. Богатое творческое наследие поставлено на службу народу, строящему коммунизм. Облик поэта-гражданина никогда не изгладится в памяти народной, его голос всегда будет слышен:
Душе состариться не дам я никогда,
Она останется сильна и молода.
Поэт бессмертен — его обессмертила любовь к народу, преданность народной свободе.
Лишь в условиях социалистического общества наследие Тукая обрело своего массового читателя среди всех национальностей Советского Союза. Его нержавеющие стихи восприняты русским, украинским, башкирским, узбекским и другими народами нашей многонациональной родины. Татарский народный поэт Габдулла Тукай бесконечно дорог советскому человеку, созидающему на ниве мирного труда счастливую жизнь.
Список использованной литературы:
1 Нафигов Р.И. Наш Тукай: Новые страницы из жизни Поэта. – Казань: Фикер, 1998. – 168 с.
2 Халитов Г. М. Тукай и его современники – Казань:1966. – 228 с.
3 В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, том 23, стр. 230.
4 Г. Тукай. Избранное в двух томах, т. 1. Казань, 1960, стр. 6. (На русском языке.)
5 И. С. Брагинский. Литература народов советского Востока в 20 веке. «Вестник истории мировой литературы», 1960, № 5, стр. 4.