План
Введение
1 История
1.1 На свободе
1.2 Раскрытие участия
2 Осуждение
2.1 Экстрадиция
2.2 Прибке в суде
2.3 Апелляция
2.4 Апелляции Прибке
3 Прочее
Список литературы
Введение
Эрих Прибке (нем. Erich Priebke; 29 июля 1913, Хеннигсдорф, Бранденбург, Германская империя) — гауптштурмфюрер в войсках СС.[1] В 1996 году он был обвинён в совершении военных преступлений в Италии, за участие в массовом убийстве в Адреатинских пещерах 24 марта 1944 года в Риме. Было убито 335 гражданских итальянцев в качестве возмездия за нападение партизан на батальон военной полиции войск СС из Больцано-Боцен, в ходе которого погибло 33 немецких солдата. Прибке был одним из ответственных за проведение массовой казни. После поражения нацистской Германии он смог бежать в Аргентину, где жил после войны более 50 лет.
В 1991 году об участии Прибке в массовом убийстве стало известно из книги Эстебана Буха.[2] В 1994 году, 50 лет спустя после преступления, Прибке решил, что уже может говорить об этом событии и дал интервью жкрналисту Сэму Доналдсону из ABC. Это вызвало возмущение свидетелей преступления и привело к экстрадиции Прибке в Италию и суду, который продолжался более 4 лет.
1. История
Массовое убийство в Адреатинских пещерах произошло в Италии во время Второй мировой войны. 23 марта 1944 года 33 немецких солдата (члены батальона военной полиции войск СС из Больцано-Боцен) были убиты, когда участники Итальянского Сопротивления подорвали фугас по пути следования немецкой колонны по Виа Раселла в Риме и атаковали солдат с помощью огнестрельного оружия и гранат. Атака была проведена GAP Gruppi di Azione Patriottica.
Адольф Гитлер отдал приказ расстрелять в течение 24 часов десять приговорённых итальянцев за каждого мёртвого немца. Шеф гестапо Рима Герберт Капплер быстро составил список из 320 заключённых, которые должны были быть убиты. После того, как от ран умер 33-й солдат, Капплер добавил к списку ещё десять имён. Всего в ходе массовой казни в Адреатинских пещерах было убито 335 человек, в основном итальянцев. Самой значительной группой среди казнённых были члены троцкистской военизированной группы Сопротивления «Красное Знамя» (итал. Bandiera Rossa), а также более 70 евреев.[3]
24 марта жертвы были убиты в Адреатинских пещерах под руководством двух офицеров СС, Эриха Прибке и Карла Хасса. Их заводили в пещеры группами по пять человек со связанными за спиной руками и убивали там выстрелами в затылок. Многих заставляли встать на колени на тела убитых до них. Во время убийств было обнаружено, что пять убитых были лишними и не внесены в список.
Имеются свидетельства того, что нацистское командование в Риме и высшее командование долго решало, сколько итальянцев надо убить за каждого немца, 50, 30 или 10. Прибке часто обвиняют в убийстве, так как было убито пять лишних человек и таким образом не был соблюдён принцип «десять за одного». В результате суд на Прибке сосредоточил основное внимание на этих пяти убитых. Прибке был ответственен за список и его соучастие в этих убийствах исключило любое возможное оправдание его поведения на основе «обязанности выполнить приказ».
75 убитых были евреями. Даже если это соответствовало условиям казни, главной целью было выполнить количественную квоту; многие из заключённых в Виа Тассо и Регина Коэли были посланы на смерть. Некоторые из этих заключённых были просто жителями Виа Раселла, которые были дома во время нападения на немецкую колонну; других арестовали и пытали за участие в Сопротивлении — и за антифашистскую деятельность. Не все убитые партизаны были членами одной группы Сопротивления. В списке были члены GAP, PA, и Bandiera Rossa, а также Военного фронта Кладестине.
1.1. На свободе
После войны Прибке пытались привлечь к ответственности за участие в убийстве, но он бежал из британского лагеря в северо-восточной Италии в 1946 году, где он провёл 20 месяцев, и жил после побега с семьёй в Випитено. Там 13 сентября 1948 года его крестил местный священник[4].
После времени, проведённого в Больцано-Боцен, Прибке отправился в Ватикан, чтобы найти защиту. Епископ Алоиз Худал, главное действующее лицо ватиканских «Крысиных троп», снабдил Прибке фальшивой визой в Аргентину (президентом которой был тогда Хуан Перон)[5]. С паспортом Международного Красного креста на имя латыша Отто Папе Прибке отбыл из Генуи в Аргентину.
Будучи обвинён в военных преступлениях, Прибке 50 лет жил в Аргентине как свободный человек под своим настоящим именем и с действующими аргентинскими документами. В немецкой общине Барилоче он пользовался уважением и занимал пост председателя попечительского общества немецкой школы. Его прошлое не было, правда, известно местным жителям во всех деталях, так как даже германское посольство хранило молчание о его военных преступлениях.
После восстановления дипломатических отношений между Германией и Аргентиной в 1952 году он зарегистрировался на получение германского паспорта и получил его.
1.2. Раскрытие участия
В 1994 году журналист Сэм Доналдсон снял репортаж о Прибке для новостной передачи Primetime Live американского канала ABC. Прибке открыто рассказывал о своей роли в массовом убийстве. Он также оправдывал свои действия тем, что только выполнял приказы шефа гестапо Рима, оберштурмбаннфюрера Герберта Капплера. Во время проверки после войны Капплер объяснял, что Прибке должен был удостовериться, что все жертвы приведены в пещеры и казнены, а также проверить список тех, кого нужно казнить.
Прибке заявил Доналдсону, что жертвы — от 14-летнего мальчика до 75-летнего старика — были никем иными как «террористами». Он подтвердил, что это он составил списки тех, кто должен был быть казнён. Кроме этого убийства, Прибке подозревается в участии в депортации от 6 до 7 тысяч евреев из Италии в Освенцим и в пытках политических заключённых.
2. Осуждение
2.1. Экстрадиция
Репортаж Доналдсона показал, насколько открыто Прибке мог жить в Аргентине и как мало раскаяния он чувствовал за свои действия. Это вызвало бурную реакцию многих людей. Аргентинские власти арестовали Прибке. Из-за возраста и слабого здоровья он не был заключён под стражу сразу, а содержался под домашним арестом в своём доме в Барилоче, где жил с 1949 года.
Экстрадиция Прибке нескoлько раз откладывалась — его адвокаты использовали такую тактику, как затребование перевода всех итальянских документов на испанский язык, что могло бы потребовать двух лет. Аргентинский суд отклонил это требование, однако рассмотрение требования и другие проволочки вызвали задержку экстрадиции больше чем на год. Его адвокаты выдвигали как аргумент также то, что с момента убийства прошло более 15 лет.
В марте 1995 года, после девяти месяцев задержек, аргентинский президент Карлос Менем пообещал президенту еврейской организации Бней-Брит среди прочего, что дело будет вскоре улажено и к концу месяца Прибке будет переправлен в Италию. Вопреки этому обещанию Верховный суд Аргентины принял решение, что дело должно быть передано местному суду в Барилоче, где оно было возбуждено. Это дало возможность годами задерживать рассмотрение дела с помощью различных апелляций и требований, в то время как Прибке мог жить у себя дома.
В мае того же года федеральный судья Аргентины признал итальянское требование об экстрадиции на основании того, что преступления против человечности не имеют срока давности. Однако последовали новые апелляции и требования отмены этого решения.
В августе было принято судебное решение, согласно которому Прибке не мог быть экстрадирован за истечением срока давности. Чтобы оказать давление на аргентинское правительство, в тот же день потребовала экстрадиции и Германия. Итальянский военный обвинитель Антонио Интелисано заявил, что соглашения, которые подписала Аргентина, прямо говорят, что военные преступления и преступления против человечности не имеют срока давности.
После 17 месяцев задержек Верховный суд Аргентины принял окончательное решение об экстрадиции Прибке в Италию. Он был посажен на самолёт, который доставил его прямо из Барилоче на военный аэропорт Чампино.
2.2. Прибке в суде
В суде Прибке заявлял о своей невиновности. Он не отрицал того, что сделал, однако отказался признать свою ответственность. Он винил в массовом убийстве названных им «итальянскими террористами», организовавших нападение, во время которого было убито 33 молодых немецких солдата. Приказ о казни пришёл прямо от Гитлера и это, по мнению Прибке, делало её законной.
В ходе суда выяснилось, что Прибке лично застрелил двух итальянцев. Сведения об этом были также в его деле от 1946 года до побега.
Около полудня 24 марта 1944 года от 80 до 90 человек пришли к Адреатинским пещерам в Риме. У всех были связаны за спиной руки. После переклички их группами по пять заводили в пещеры. Прибке зашёл туда же со второй или третьей группой и застрелил человека из итальянского пистолета-пулемёта. Когда казнь подходила к концу он убил ещё одного человека из того же оружия. Казнь закончилась, когда стемнело. После расстрела была использована взрывчатка, чтобы завалить пещеры.
Прибке был признан невиновным за сроком давности преступления.
1 августа 1996 года был отдан приказ о немедленном освобождении. Итальянский министр юстиции позднее рассказывал, что Прибке мог быть арестован вновь, в зависимости от того, будет он или нет экстрадирован в Германию, где его обвиняли в убийстве. Голоса судей разделились, двое были против и один за вынесение обвинительного приговора. После оглашения приговора Прибке здание суда было на семь часов блокировано демонстрацией.
Оправдание вызвало бурную реакцию членов семей жертв, которые обвинили судей в отсутствии уважения к человеческой жизни. Лидер Центра Симона Визенталя Шимон Сэмюэлс заявил, что этим приговором Италия одобрила преступления против человечности.
2.3. Апелляция
Приговор был опротестован стороной обвинения. День спустя Германия обратилась к Италии с запросом о содержании Прибке под стражей до тех пор, пока будет рассмотрено требование об экстрадиции, так как предполагалось, что он предстанет перед судом Германии за убийство двух человек, которых он застрелил лично.