В 30-е гг. уральские заводы Демидовых выплавляли уже 168 тысяч пудов, в 40-е – 735 тысяч, в конце 50-х гг. – 915 тысяч, а в 1800 г. – 2,1 миллиона пудов (что составило более 21% выплавки чугуна в России). За 86 лет производство чугуна на Демидовских заводах выросло в 19 раз. Урал, в значительной мере благодаря их трудам, превратился в основной металлургический район страны. К началу XIX в. там выплавлялось более 80% чугуна и 100% меди.
В заслугу Демидовым, кроме поразительно быстрых темпов строительства заводов в отдаленном и еще слабо освоенном крае, следует поставить еще создание там совершенного нового типа организации горнозаводской промышленности: окружной системы заводского хозяйства, ядром которой была комбинированная металлургическая мануфактура, состоящая из отдельных заводов-цехов, связанных между собой единством производственного процесса.
Горнозаводские округа, в том числе округа, возникшие вокруг демидовских заводов, представляли собой сложные территориальные и производственные комплексы, обладавшие системообразующими свойствами – самообеспеченностью и самодостаточностью. Эта система была идеально приспособлена к специфическим географическим, демографическим и социально-экономическим условиям уральского региона.
Характерными чертами окружного заводского хозяйства на Урале были тесные производственные связи металлургических заводов между собой и со вспомогательными производствами, их обслуживающими, и замкнутый, натуральный характер многоотраслевого хозяйства, в состав которого, кроме промышленных предприятий, водного и гужевого транспорта, входили также приписанные к заводам обширные лесные и земельные «дачи». Монопольные права на эти земли и их недра принадлежали владельцам заводов, превратившимся в заводчиков-помещиков, как правило, обладавших еще и дворянским титулом. Демидовы были первыми из них. Государство в лице Петра I и его преемников изначально оказывало им неизменную помощь и поддержку, наделяя привилегиями, которые были закреплены правительственным законодательством.
В то же время государство широко использовало богатый опыт Демидовых по организации заводского хозяйства на Урале в своих казенных округах. На основе окружной системы создавалась организационная структура всей горнозаводской промышленности Урала, просуществовавшая без существенных изменений вплоть до 1919 года.
Зарождение сложного многоотраслевого и многоукладного заводского хозяйства, отвечавшего разнообразным потребностям металлургической мануфактуры, ее техническому уровню, наметилось в центральном промышленном районе (и в частности, в Туле) уже в конце XVII в. Но наиболее полное развитие этот тип заводского хозяйства получил на Урале. [7]
Характерным примером здесь может служить Нижнетагильский заводской округ, принадлежавший на посессионном праве младшей «ветви» первых Демидовых – Никите Акинфиевичу Демидову и его потомкам. Но аналогичными чертами (хотя и в разной степени) обладало заводское хозяйство и других округов, возникших на базе основанных Демидовыми заводов, в частности, Ревдинского, Невьянского, Верх-Исетского, Кыштымского, занимавших ведущее положение в горнозаводской промышленности Урала.
Окружная система заводского хозяйства, созданная Демидовыми, позволила не только наиболее полно использовать богатства Урала, но и раскрыла потенциальные возможности металлургической мануфактуры, в том числе ее способность продвижения по пути технического прогресса. Об этом свидетельствуют достижения уральских заводов в 1-й половине XIX в., связанные с началом промышленного переворота. Они не случайно совпали с периодом наивысшего расцвета окружной системы горнозаводской промышленности Урала. Окружная система оказалась достаточно гибкой, успешно приспосабливаясь к изменениям рыночной конъюнктуры, однако при ее создании всем уральским заводчикам пришлось преодолевать немало трудностей. Главной из них стала проблема рабочей силы. Она была решена здесь путем «феодализации» окружной экономики с помощью массовых покупок и переселений крепостных крестьян и закрепощения свободного населения. На заводах Демидовых этот процесс начался раньше и проходил особенно интенсивно.
Массовые переселения существенно изменили демографическую ситуацию на Урале, способствовали хозяйственному освоению даже самых отдаленных и безлюдных уголков края. Из обслуживающих заводское хозяйство «людей при заводах» сложилась особая сословно-производственная группа горнозаводского населения. На Урале она стала основным источником формирования не только рабочих кадров, но и основных социальных групп населения, прежде всего, рабочего класса.
Неразрывной частью окружной системы заводского хозяйства была сложная организация управления, окончательно сложившаяся в конце XVIII – начале XIX вв. Она включала центральное управление в Петербурге и главное заводское управление с «частными» заводскими конторами на Урале, особую «вотчинную контору», ведающую демидовскими вотчинами в Европейской части России, и разветвленную сеть «продажных контор» в России и за границей. В условиях крепостного права эта система была достаточно эффективна, а ее «механизм» управления хорошо продуман и отлажен. Главная роль в нем, естественно, принадлежала самим заводчикам.
Однако их функции не оставались неизменными. Демидовы первых поколений в период становления окружной системы осуществляли непосредственное руководство заводским хозяйством. Опираясь на поддержку государства, они последовательно проводили политику закрепощения людей, занятых на их заводах, не останавливаясь перед самыми жесткими, насильственными мерами. Но в дальнейшем, в связи с усложнением заводского хозяйства и завершением его «феодализации», функции управления настолько усложнились, что заводчикам понадобился специальный аппарат управления, численность которого постоянно росла.
Кроме того, в результате «одворянивания» у Демидовых появились новые – «попечительские» обязанности по отношению к крепостному населению заводов. В новых условиях произошли изменения в экономической и социальной политике заводовладельцев: от насильственных методов обращения с рабочими они переходят к более гибкой «патерналистской» политике, отвечавшей новому духу времени. Целью этой политики было дальнейшее совершенствование управления заводским хозяйством, стимулирование производительности труда крепостных рабочих и служащих и сохранение социальной стабильности на заводах.
Реализуя их, Демидовы в 1-ой половине XIX в. использовали самые разнообразные методы: от повышения оплаты труда, создания целой системы пенсий, наград и других «вспомоществований» до отправки талантливой молодежи на учебу за границу и усовершенствования заводской отчетности (в частности, введения на заводах европейской системы бухгалтерского учета). Не последнюю роль играло и внедрение в сознание крепостного заводского населения своего рода «культа» Демидовых.
Наиболее последовательно и эффективно проводил эту политику Николай Никитич Демидов (1773-1828). При нем в Нижнетагильском округе заметно улучшилось материальное положение «людей при заводах», благодаря введению пенсий для рабочих и особых льгот для служащих. В заводских поселках и деревнях строились не только церкви, но и школы, больницы и приюты. В широких для того времени масштабах была налажена подготовка специалистов: техников, медиков, архитекторов, художников, пополнявших ряды крепостной интеллигенции.
В значительный культурный центр Среднего Урала превратился административный и промышленно-торговый центр округа – Нижний Тагил.
Несмотря на перенос своей резиденции за пределы России, Н.Н.Демидов продолжал держать в своих руках основные нити управления всеми имениями, «трестируя» их лично или через переписку с заводской администрацией. Объединяя в своем лице заводчика и помещика, он широко пользовался правом вмешательства в личные судьбы своих крепостных «подданных» (в том числе и тех, кого хотел облагодетельствовать), что нередко имело трагические последствия для них.
Как уже отмечалось выше, первая половина XIX в. была временем расцвета окружной системы заводского хозяйства. В условиях развития горнозаводской промышленности в крепостную эпоху она оказалась достаточно эффективной. Доказательством тому служат стабильно высокие прибыли Демидовых и поступательный характер развития заводского производства.[8]
При всех достоинствах окружной системы заводского хозяйства в ней, однако, имелись и недостатки, связанные с ее внутренними противоречиями. При свойственном этой сложной структуре переплетении «феодальных» и «капиталистических» элементов они были неизбежны.
Уже в предреформенные годы наблюдалось нарушение равновесия основных «параметров» окружной системы заводского хозяйства, начинавшей терять свою самодостаточность.
Наметившийся в 40-х – 50-х гг. XIX в. кризис организации заводского хозяйства затронул и механизм управления демидовскими заводами. Именно с этим процессом было связано изменение роли и функций основных субъектов управления – самих заводовладельцев. Начиная с 40-х гг. XIX в., Демидовы все больше теряют непосредственную связь со своими заводами. Живя большей частью за границей, они лишаются возможности эффективно осуществлять функции руководства и контроля над заводским хозяйством. В Нижнетагильском округе эти функции все чаще стал выполнять разросшийся административный аппарат заводского управления.
В конце 40-х гг. XIX в. в нем появляется новое звено – специально учрежденная должность «главноуполномоченного по делам всех имений Демидовых». Человек, назначенный на эту должность, выполнял обязанности «досмотра и контроля» за деятельностью Центрального управления в столице и Главного заводского управления на Урале, т.е. фактически подменял самого заводовладельца.