В 1961 году[12], благодаря поддержке Южнотихоокеанской комиссии, на Науру была завезена рыба тиляпия мозамбикская (англ. Oreochromis mossambicus), которая была выпущена в озеро Буада. Но из-за очень маленького размера и плохих вкусовых качеств эта рыба не была особо популярной среди местного населения. Размноженная во всех прудах, где выращивался ценный для островитян ханос, тиляпия стала понемногу вытеснять эту рыбу. Это привело к тому, что местные рыбоводы стали отказываться от практики разведения ханоса[12].
Как и в предыдущие годы, в 1960-х годах велась активная разработка фосфоритов. Происходило разрушение растительного, почвенного покровов. Поэтому со временем ландшафт Науру стал больше напоминать «лунный пейзаж», а остров становился всё менее пригодным для жизни. В эти годы австралийское правительство начало разрабатывать проекты по переселению жителей Науру на остров Фрейзер[1], а затем и на остров Кёртис (они оба расположены недалеко от побережья австралийского штата Квинсленд). Однако осуществить этот проект так и не удалось во многом по политическим причинам: хотя науруанцы не выступали против переселения, они требовали предоставления им независимости[2]. Австралийское правительство выступало категорически против такого плана развития событий, тем более в пределах своей государственной границы. Окончательно проект был отклонён в 1964 году[2]. После этого провала ещё большая часть науруанского населения стала поддерживать идею предоставления независимости острову. Уже в 1966 году благодаря поддержке Попечительского совета ООН на Науру был впервые избран Законодательный совет[2]. Несмотря на желание Австралии сохранить за собой право определять внешнеполитический курс Науру и взять на себя оборону острова, большинство островитян во главе с Хаммером Де-Робуртом[1] настаивало на праве на полное самоопределение[2]. В конце концов австралийское правительство смирилась с этой мыслью, и в Австралийском национальном университете был начат процесс по разработке конституции Науру[1].
В последние годы австралийского владычества на острове отмечался рост уровня жизни науруанцев, медицинских услуг и образования; часть науруанских студентов обучалось на территории Австралийского Союза[1]. Такие позитивные изменения во многом объяснялись переходом под контроль Науру инфраструктуры и оборудования, которые принадлежали «Британской фосфатной комиссии»[1]. В 1967 году науруанское отделение этой компании полностью перешло под контроль Науру, что позволило островитянам контролировать добычу фосфоритов на острове и их экспорт[2].
4. Период независимости
4.1. «Золотые годы»
Экономическое развитие
Погрузка фосфоритов на сухогруз в порту Науру (1975)
31 января 1968 года, в двадцать вторую годовщину репатриации науруанцев с острова Чуук, Науру стала независимым государством с республиканской формой правления[2]. Официальной денежной единицей правительством страны был выбран австралийский доллар, что освободило страну от введения новой национальной валюты и учреждения центрального банка Науру[1].
С получением независимости это островное государство вступило в эпоху экономического благополучия, что объяснялось несколькими факторами. В 1966 году на острове Макатеа были выработаны месторождения фосфоритов, а в 1979 году и на острове Банаба. В результате Науру стал единственным островом в Тихом океане, который экспортировал эту ценную горную породу, шедшую на производство удобрений[35]. В июне 1970 года правительство Науру, полностью завершив покупку «Британской фосфатной компании» у Великобритании и став её абсолютным владельцем, национализировало компанию и дало ей новое название — «Науруанская фосфатная корпорация»[14]. В первые годы независимости Науру на мировых рынках также наблюдалось увеличение цен на фосфориты, достигшее максимума в 1975 году (68 долларов США за тонну[1]).
Транспортировка фосфоритов по железной дороге в порт острова (1975)
Все эти факторы сыграли позитивную роль для экономики страны, где уровень жизни населения постепенно приблизился к показателям передовых стран Запада. Со временем ВВП на душу населения достиг уровня в 50 тысяч долларов США: по этому показателю Науру заняла второе место в мире после Саудовской Аравии[1].
В 1970-х годах на острове значительно улучшилась инфраструктура: был построен административно-общественный центр, в котором проводились различные международные конференции, гостиница в Мененге с более чем сотней гостиничных номеров, станция спутниковой связи, благодаря которой в каждой семье появился телефон, был расширен терминал и взлётно-посадочная полоса Международного аэропорта Науру, отремонтированы дороги по периметру острова[36]. В 1972 году в Республике Науру появилась своя авиакомпания — «Эйр Науру» (сейчас «Ауэ Эйрлайн»)[36]. Науруанцы вступили в общество потребления: привычными стали автомобили, телевизоры и другое бытовое оборудование, которое импортировалось из зарубежных стран, появились первые супермаркеты[37]. В эти годы жители острова были полностью освобождены от уплаты налогов[13].
Со временем науруанское правительство стало осознавать, что рано или поздно запасы фосфоритов на острове истощатся, и решило следовать тому же пути, что и Кувейт[1]: вкладывать деньги страны в недвижимость в других государствах[1]. В 1977 году в городе Мельбурн (Австралия) на улице Коллинс-Стрит было построено здание Науру-Хауз[38] (в этом же году появились первые предложения по покупке науруанцами судов для самостоятельной транспортировки фосфоритов на главные мировые рынки сбыта[1]). Страна вложила большие средства в экономику Гавайских островов, Гуама, Маршалловых Островов, Индии, городов Вашингтон, Хьюстон, Лондон, штата Орегон[13][37]. Однако большая часть инвестиций не дала ожидаемых результатов[37]: слишком большие были затраты на поддержание различных зданий, купленные правительством Науру[37].
В начале 1989 года опасения правительства страны оправдались: на мировых рынках был отмечен спад спроса на фосфориты, что, в свою очередь, привело к падению цен на них. В результате доходы Науру стали неуклонно падать, а фосфоритных месторождений хватило на 5—10 лет[39].
Политическая сфера
Первый президент Науру Хаммер Де-Робурт (в центре) и председатель науруанского правительства с 1953 по 1955 года Реймонд Гадабу (слева) (1968)
Во время холодной войны государство Науру придерживалось политики нейтралитета и неприсоединения к военным блокам, хотя в 1969 году стало членом Содружества наций[40]. В 1982 году Науру впервые посетила британская королева Елизавета II, а спустя несколько лет, 30 декабря 1987 года, Науру установило дипломатические отношения с СССР[2].
Однако основным политическим событием после получения независимости стал иск 1989 года в Международный суд ООН против Австралии, в котором Австралия обвинялась в разрушении экосистемы острова в ходе фосфоритных разработок в годы господства на Науру[2]. Австралия согласилась начать переговорный процесс, и, согласно достигнутым договорённостям, выплатила Науру 57 млн австралийских долларов и пообещала выделить ещё 50 млн австралийских долларов в течение 20 лет [41]. Великобритания и Новая Зеландия, в свою очередь, в августе 1993 года выплатили Науру двенадцать миллионов долларов в качестве компенсации за уничтоженные в ходе разработок сельскохозяйственные земли[2]. Первоначально правительство страны собиралось на эти деньги ввозить в страну почву, однако впоследствии они были потрачены на модернизацию инфраструктуры острова.
В 1990-х годах приоритет внутренней политики Науру отдавался экологии острова. Именно поэтому на XXIV Форуме тихоокеанских островов, который проводился на территории Науру в 1993 году, вопросы экологии и противодействия ядерным испытаниям в регионе были основными в ходе обсуждения. В 1991 году финансовую помощь в восстановлении рыбного хозяйства на острове (а именно, в возобновлении разведения рыбы ханос в местных прудах) оказал Тайвань[12].
4.2. Период спада
Экономический кризис
Каменные зубцы, образовавшиеся после фосфоритных разработок на центральном плато
В начале 1990 года[1] Республика Науру столкнулась с серьёзным финансовым кризисом, вызванным сильной зависимостью экономики страны от цен на фосфориты, а также неумелым управлением имущественными инвестициями за границей.
В результате на острове наблюдалось увеличение производственных затрат в связи с постепенным истощением месторождений и усложнившимся процессом выработки фосфоритов (не последнюю роль в усилении кризиса сыграл дефицит торгового баланса из-за подорожания импортных товаров, вызванного высоким курсом доллара США[39]). Инвестиции в недвижимое имущество и землю не обеспечили страну необходимыми финансами[1]. Скорее всего, это было вызвано неграмотным управлением и возможной коррупцией[37]. К тому же, на тот момент в государственной казне оказалось всего 30 миллионов австралийских долларов вместо предполагаемых 8 миллиардов[1]. Экономический кризис непосредственно сказался на политической ситуации в стране: в период с 1995 по 2007 год в стране сменилось восемь президентов[15].
Для выхода из кризиса правительство Науру предприняло ряд решительных мер. На первом этапе был снижены государственные расходы за счёт продажи самолётов, находящихся в распоряжении национальной авиакомпании, а также за счёт задержек зарплаты государственным работникам[13]. Однако это не решило проблемы дефицита бюджета, который достиг размера в 5,8 млн долларов США или 18 % от ВВП страны в 2000 году[1].
Наряду с сокращением бюджета науруанское правительство приняло государственную стратегию, согласно которой предусматривалась диверсификация экономики за счёт развития туризма и рыболовства в исключительной прибрежной экономической зоне[39].