· Княжество-епископство Туль (аннексировано Францией в 1648)
· Княжество-епископство Утрехт (секуляризировано Испанией в 1528)
· Княжество-епископство Ферден (секуляризировано Швецией в 1648)
· Княжество-епископство Хальберштадт (секуляризировано Бранденбургом в 1648)
· Княжество-епископство Хафельберг (секуляризировано Бранденбургом в 1598)
· Княжество-епископство Шверин (секуляризировано Мекленбургом в 1648)
Кроме того, прерогативами светских правителей обладали в раннее средневековье епископы северной и средней Италии: архиепископы Милана и Равенны, епископы Пизы, Флоренции, Сиены, Ареццо, Вольтерры, Брешии, Лоди и других городов. В XI—XIII веках, однако, итальянские епископы лишились светской власти, которая перешла к городским коммунам.
2. Князья-епископы иных государств
2.1. Англия
Статусом князя-епископа в Англии обладал епископ Дарема. Впервые прерогативы светского правителя земель в нижнем течении Тайна и к северу от него до шотландской границы были пожалованы даремскому епископу в 1075 г. после казни эрла Вальтеофа и ликвидации его нортумбрийского графства. В 1086 г. территория к северу от Тайна перешла во владение Роберта де Мобрея и в дальнейшем стала графством Нортумберленд, а земли к югу от него остались под управлением епископа Даремского, образовав графство Дарем. Последнее графство, имеющее большое значение в организации обороны англо-шотландской границы, получило права палатината, предоставлявшие широкую автономию во внутренних делах и независимость от судебно-административной системы Английского королевства. В частности, князь-епископ Даремский имел полномочия на территории своего графства созывать собственный парламент и организовывать военные силы, назначать шерифов и судей, устанавливать собственные законы, учреждать и взимать в свою пользу налоги и пошлины, организовывать ярмарки и утверждать хартии, чеканить собственную монету, управлять королевскими лесами и пользоваться доходами от разработки недр. Эти права ставили епископа Даремского в исключительное положение в системе феодальной иерархии средневековой Англии. В 1300 г. князь-епископ Энтони Бек так описывал свой статус:
В Англии есть два короля: господин король Англии, носящий корону в знак своей верховной власти, и господин епископ Дарема, носящий вместо короны митру в знак своей верховной власти в Даремском диоцезе.
В 1536 г. судебные полномочия Даремского епископа были существенно ограничены Генрихом VIII, проводящем политику укрепления центральной власти в Англии. В 1646 г., в ходе английской революции XVII века автономия палатината была упразднена, однако после Реставрации Стюартов — восстановлена. Уния Англии и Шотландии 1603 г. лишила Дарем какого-либо стратегического значения, превратив регальные права епископа в анахронизм. Окончательно княжество-епископство было ликвидировано в 1836 г., в 1882 г. Дарем потерял и роль ведущего церковного центра Северной Англии после образования епископства Ньюкасл-апон-Тайн. Наконец, в 1971 г. были упразднены отдельные палатинские суды, что окончательно уравняло графство Дарем с остальной территорией Англии.
2.2. Франция
Децентрализация Французского королевства при последних Каролингах способствовала формированию церковных княжеств на основе земель и регальных прав, пожалованных епископам и архиепископам королями. Институты французской церкви были частью феодальной иерархии страны, епископы, аббаты и приоры могли являться вассалами или сюзеренами светских правителей по тому или иному земельному владению, и, соответственно, входить в отношения оммажа, приносить клятву верности и получать инвеституру на свои земли. Для Франции была характерна незначительность территории светских владений епископов, а также такой способ приобретения светской власти церковными иерархами, как наследование, покупка или получение в дар от бывших владельцев графств и сеньорий, без исключения этих земель из феодально-ленной пирамиды. Региональные епископы постепенно попали под контроль местных светских правителей (графов и герцогов), обладавших большими земельными и финансовыми ресурсами. Однако, начиная с XI века сложился прочный союз французской церкви и французских королей и стал развиваться процесс консолидации феодальных владений, в том числе церковных, под властью короля. В XII—XIV веках королям Франции удалось добиться признания непосредственного сюзеренитета над большей частью церковных территорий страны и распространить на земли епископов королевскую судебную и административную системы. Это привело к постепенной ликвидации самостоятельности церковных княжеств. Епископы, однако, продолжали носить светские титулы графов или герцогов в отношении территорий, ранее находящихся в их феодальном владении, причём шесть из них являлись высшими пэрами королевства и имели преимущество перед светской аристократией Франции.
2.3. Черногория
К князьям-епископам зачастую также относят митрополитов Цетинье — владык Черногории до 1852 г. Источники и характер светской власти черногорских митрополитов, однако, не носили феодального характера, как у князей-епископов Западной Европы. Цетинский монастырь и его глава с XVI века являлись моральным и политическим центром объединения разрозненных черногорских и брдских племён в совместной борьбе за освобождение от власти Османской империи. Суверенных прав в отношении черногорских земель митрополиты не имели, хотя и являлись крупнейшими землевладельцами этой области. До XIX века Цетинский митрополит фактически выполнял роль главы конфедерации черногорских племён и руководил её внешней политикой. Судебная и административная система сохраняли общинно-племенной характер, а светские прерогативы митрополита были ограничены существованием поста гувернадура, ответственного за организацию вооружённых сил и осуществление судебной власти в Черногории, причём если митрополиты во внешней политике обычно ориентировались на Россию, то гувернадуры — на Венецию.
Укрепление власти митрополитов в первой половине XIX века привёл к упразднению поста гувернадура, ослаблению влияния племенных старейшин в системе управления Черногории и концентрации всей полноты власти в стране в руках Черногорского митрополита. При Петре I и Петре II был создан централизованный аппарат управления, судебная и полицейская системы, подчинённые и финансируемые митрополитом. Сепаратистские выступления старейшин были подавлены, а Черногория превратилась в единое государство под властью митрополита. Это позволило Даниле I в 1852 г. принять титул князя Черногории и, отказавшись от поста митрополита, преобразовать страну в светское государство.
2.4. Польша
Помимо княжеств-епископств Бреслау и Каммин, входящих в состав Священной Римской империи, на территории современной Польши существовало также епископство Вармия (Эрмланд), обладавшее особым статусом. Оно было образовано в 1243 г. как лен Тевтонского ордена. В 1356 г. «Золотая булла» Карла IV подтвердила светские прерогативы епископа как главы самоуправляющегося княжества в составе Тевтонского ордена с центром во Фромборке. Объём прав и привилегий князя-епископа Вармии был достаточно широк, хотя он оставался в подчинении великого магистра Тевтонского ордена. После битвы при Грюнвальде 1410 г. епископ Варминский признал сюзеренитет короля Польши, а по Торуньскому миру 1466 г. Вармия вместе с территорией Западной Пруссии вошла в состав Речи Посполитой на правах автономного княжества. Неурегулированность вопроса статуса Варминского епископства в составе Польши привела к войне 1467—1479, в результате которой привилегии князя-епископа были подтверждены, однако над процедурой его избрания был установлен контроль польского короля. В дальнейшем князь-епископ Варминский входил в круг высшей польско-литовской аристократии с правом участия в сенате Речи Посполитой. Варминское княжество сохраняло автономию в судебной и административной системе, имело собственный представительный орган (Варминский сеймик) и вооружённые силы. После Первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. территория Варминского княжества была присоединена к Пруссии, его автономия ликвидирована, а имущество князя-епископа секуляризировано.
C 1443 по 1790 г. епископ Кракова носил титул князя Севежского. Севеж с округой был выкуплен в 1443 г. епископом Збигневом Олесницким у князя Тешинского, став таким образом светским владением Краковских епископов на протяжении последующих 350 лет. Епископы обладали определённым уровнем территориального суверенитета в рамках Польского королевства, правом осуществления судебно-административной власти на территории княжества и организации его вооружённых сил и финансовой системы. Автономия Севежского княжества была ликвидирована Четырёхлетним сеймом Речи Посполитой в 1790 г., его территория была включена в состав Польши.
2.5. Прибалтика
После завоевания территорий современных Эстонии и Латвии немецкими крестоносцами в начале XIII века и христианизации местного населения в Прибалтике в 1228 г. была образована Ливонская конфедерация — государственное образование, состоящее из Ливонского ордена и четырёх княжеств-епископств: архиепископства Рижского, епископств Дорпат, Эзель—Вик и Курляндия. Главенствующую роль в конфедерации играл Ливонский орден, однако князья-епископы обладали территориальным суверенитетом и всей полнотой власти на территории соответствующих владений. Прибалтийские церковные княжества были ликвидированы в процессе Реформации первой половины XVI века и в ходе Ливонской войны 1558—1582 гг: архиепископство Рижское было секуляризировано в 1561 г. (Рига получила статус свободного имперского города), епископство Эзель—Вик — секуляризировано и продано Дании в 1560 г., епископство Дорпат — завоёвано Иваном Грозным в 1558 г. и упразднено, епископство Курляндия — продано в 1560 г. Дании и преобразовано в светское герцогство Курляндия. По Виленскому договору 1561 г. территории бывших епископств вошли в состав Речи Посполитой и вассального герцогства Курляндия (Эзель остался под властью Дании).
2.6. Португалия
В Португалии в 1472 г. был учреждён титул графа Арганиля, которым был пожалован епископ Коимбры. Начиная с этого времени и до 1967 г. епископы Коимбры носили светский титул графа, однако суверенными правами в отношении соответствующей территории они не обладали.
2.7. Андорра
Территория современной Андорры была уступлена в XII веке графом уржельским епископу Уржельскому. В 1278 г. между епископом и графом де Фуа был заключён договор, в соответствии с которым над Андоррой устанавливался двойной суверенитет епископа Уржельского и графа де Фуа. Этот договор положил начало формированию государственности Андоррского княжества. До настоящего времени юридически главами Андорры в качестве соправителей являются президент Франции (правопреемник королей Франции и графов де Фуа) и испанский епископ Урхельский, хотя фактически власть принадлежит местному парламенту. Светские прерогативы епископа Уржельского в отношении Андорры делают его единственным современным князем-епископом.