При защите от врагов буйволы обычно проявляют взаимовыручку и действуют дружным группами. Описано много случаев, когда буйволы не только отгоняли львов от стада, но даже убивали их. Любопытно, что буйволам свойственно чувство взаимопомощи, хорошо заметное при нападении врагов. Бельгийский зоолог наблюдал, как два быка старались поднять на ноги рогами смертельно раненного собрата, побуждаемые к этому его предсмертным мычанием. Когда это не удалось, оба стремительно атаковали охотника, которому едва удалось спастись[1].
Помимо урона от хищников, буйволы сильно страдают от различных болезней и паразитарных инвазий. От гельминтов гибнет много молодняка. Очень распространена среди буйволов заражённость жгутиковыми микроорганизмами, паразитирующими в кровяном русле[26]. Южноафриканские учёные, исследовавшие молодых буйволят, нашли у всех без исключения обследованных телят в крови простейшее Theileria parva — возбудителя опаснейших заболеваний копытных[27].
5. Состояние популяции и угрозы
Африканский буйвол не избежал общей участи крупных африканских копытных, которые были сильно выбиты в XIX — первой половине XX века из-за бесконтрольного отстрела. Однако поголовье буйволов пострадало значительно меньше, чем, например, слонов — возможно потому, что при сложности и опасности охоты буйвол не представляет коммерческой ценности (в отличие от того же слона с ценными бивнями или носорога с ценным рогом). Поэтому численность буйволов осталась достаточно высокой. Гораздо большие опустошения среди буйволов произвели эпизоотии чумы рогатого скота, завезенной в Африку в конце XIX века со скотом белых поселенцев[1]. Первые вспышки этой болезни среди буйволов отмечены в 1890 году[10].
Буйвол в настоящее время, хотя и исчез во многих местах своего прежнего обитания, местами ещё многочислен. Общее количество буйволов всех подвидов в Африке оценивается примерно в миллион голов. Состояние популяции, согласно оценкам Международного союза охраны природы, «находится под небольшой угрозой, но зависит от охранных мер» (англ. Lower risk, conservation dependent)[7].
В ряде мест Африки на охраняемых территориях обитают стабильные и устойчивые популяции буйволов. Много буйволов в таких известных заповедниках, как Серенгети и Нгоронгоро (Танзания) и национальный парк им. Крюгера (ЮАР). Большие стада буйволов встречаются в Замбии, в заповедниках в долине реки Луангва.
Вне заповедников серьёзнейшая угроза для буйвола — разрушение среды обитания. Буйволы совершенно не переносят культурный ландшафт и стараются держаться подальше от сельскохозяйственных угодий[9], поэтому распашка и освоение земель, неизбежные при постоянном росте населения Африки, крайне негативно влияют на численность буйволов.
Много буйволов содержится в зоопарках по всему миру. Они неплохо размножаются в неволе, но содержание их довольно сложно — буйволы в зоопарке порой очень агрессивны. Отмечены случаи, когда в зоопарке драки буйволов приводили к смертельному исходу[11].
6. Буйвол и человек
6.1. Буйвол и антропогенное воздействие
Буйволы часто попадает под негативное воздействие человека и антропогенных факторов даже в заповедниках. Так, в Серенгети, который славился обилием буйволов, с 1969 по 1990 год их поголовье из-за болезней, занесённых крупным рогатым скотом, и браконьерства сократилось с 65 до 16 тыс. Сейчас, правда, популяция там стабильна[28]. В парке им. Крюгера туберкулёз крупного рогатого скота в 1990-е годы также нанёс большой урон буйволам. Сейчас в ряде мест ЮАР буйволы стали естественными хозяевами этой инфекции[22] — около 16 % буйволов являются её носителями[26].
В отличие от индийского буйвола, который стал основным сельскохозяйственным животным во многих странах Азии, африканский крайне трудно поддаётся одомашниванию из-за своего неуживчивого злобного нрава и непредсказуемого поведения[29]. Он никогда не был одомашнен ни одним из африканских народов, хотя известны попытки его одомашнивания европейскими учёными. По некоторым сведениям, телята, пойманные в возрасте 1-3 месяца, легко приручаются[27]. Кроме того, европейским специалистам в Африке удавалось проводить исследования буйволов, содержавшихся в полудомашних условиях. Так, было выяснено, что запряжённый в повозку буйвол способен тащить груз в четыре раза более тяжёлый, чем домашний бык такого же веса[20]. Один из первых африканских буйволов, попавших в Европу, быстро привык к человеку и проявлял добродушный и покладистый нрав; он хорошо ладил с другими копытными. Интересно, что он был вскормлен домашней коровой[17].
Несмотря на то, что буйволы избегают близости человека, в ряде мест Африки ситуация такова, что они волей-неволей оказываются поблизости от жилья и тогда возможны потравы посевов и даже снос буйволами изгородей. В таких случаях местные жители часто уничтожают буйволов как вредителей[10].
Там, где буйволов много, местное население относится к ним с большой опаской — от буйволов в Африке погибло людей больше, чем от львов и леопардов. По этому показателю буйвол стоит на третьем месте после крокодила и бегемота[30].
Африканцы испокон веков охотились на буйвола ради мяса и кожи, но, в отсутствие огнестрельного оружия, туземное население не могло существенно подорвать численность этого зверя. Шкуры буйволов, выделанные соответствующим образом, ценились у многих племён как хороший материал для щитов. Народ масаев, не признающий мяса большинства диких животных, делает для буйвола исключение, считая его родственником домашней коровы[1]. Браконьерская добыча буйволов достаточно распространена, поскольку в неблагополучных африканских странах государство часто не в состоянии наладить природоохранные мероприятия.
6.2. Буйвол как объект спортивной охоты
В настоящее время охота на буйволов в Африке строго регламентирована, хотя разрешена практически повсеместно, где обитают эти звери. Африканский буйвол, из-за крупных размеров и свирепости относится к наиболее почётным охотничьим трофеям. Он входит (наряду со слоном, носорогами, львом и леопардом) в так называемую «большую пятёрку» наиболее престижных трофейных зверей Африки.
При этом африканский буйвол бесспорно является наиболее опасным из всех представителей «пятёрки», не исключая даже слона или льва. Даже невредимый взрослый бык, завидев человека с ружьём, часто атакует первым, не дожидаясь выстрела, а раненый — переходит в нападение во всех случаях без исключения. Раненый буйвол исключительно опасен. Он не только обладает огромной силой, из-за чего остаться живым после нападения буйвола почти невозможно, но ещё и очень хитёр. Нередко преследуемый буйвол делает в зарослях крюк и затаивается, ожидая охотников, на собственном следе[8][9]. Поэтому преследование буйвола в зарослях требует высокой сноровки следопытов, а охотник должен обладать хорошей реакцией и присутствием духа, поскольку на выстрел порой остаётся всего несколько секунд. Раненый буйвол также часто притворяется мёртвым и бросается на приблизившегося стрелка.
Известный охотник-профессионал Роберт Руарк так отзывался о буйволах[9]:
Мне доводилось неоднократно успешно охотиться на мбого, и хотя его рог ни разу не пронзал мою плоть, чувство страха, вызываемое им, с годами не становилось меньше. Он огромен, уродлив, злобен, жесток и коварен. Особенно когда он в ярости. А когда он ранен, его ярость не знает границ. Никакая другая охота, даже охота на слона, не может сравниться с ней по силе страсти и эмоциональному накалу…Бегущий мбого способен опередить курьерский поезд, но в то же время может остановиться на месте как вкопанный или развернуться буквально на пятачке… Его череп не уступает по прочности броне, а внушающие ужас бритвенно острые огромные рога напоминают копья. Его рога идеально подходят для нанесения смертельного удара, одним взмахом головы он может распороть человека от живота до шеи. Особое удовлетворение он получает от танца — танца смерти на теле поверженной жертвы, и от того, кто стал невольным помостом для этого танца победителя, не остаётся ровным счётом ничего, кроме кусков разорванной плоти, втоптанных в землю, политую его же собственной кровью. |
Обычный способ охоты на буйволов — скрадывание пасущегося стада. Буйвол видит плохо, но обладает превосходным обонянием, поэтому при подходе к стаду необходимо тщательно следить за направлением ветра. Обычно по краю стада держатся так называемые дежурные буйволы, постоянно следящие за окружающей обстановкой, и если хотя бы один из них почует человека, охота может сорваться. Можно также подкарауливать буйволов по утрам у водопоя[31].
Стрельба по буйволам, особенно капскому подвиду, требует мощного оружия, с высокой останавливающей способностью пули. Везде, где разрешена охота на «большую пятёрку», минимальный калибр оружия для этого прописан в законодательном порядке — это или .375 Н&Н Magnum, или его аналог 9,3×64 мм. Эти калибры вполне подходят для стрельбы по среднему буйволу, но если речь идёт о крупных быках, то по возможности лучше применять более тяжёлый калибр[32] с весом пули 23-32 г и энергией 6-7 кДж (.416 Rigby, .458 Lott, .470 Nitro Express и т. д.).
Трофеем считаются рога буйвола — чем больше расстояние между их концами, тем ценнее трофей (обычный показатель, традиционно выражаемый в дюймах, — 38-40, а 50 дюймов считается уже превосходным результатом). Но при этом учитывается также общая длина рогов, которая может превышать 2,5 м, толщина оснований рогов и их форма. Обычная цена добычи буйвола — несколько (до 25-30) тыс. долл. за голову, причём часто цена зависит от размера рогов добытого зверя[33].
6.3. Африканский буйвол в культуре
Буйволу отведено важное место в фольклоре многих народов Африки. У большинства народов, знакомых с буйволом, он олицетворяет силу, мощь и неукротимость, иногда — слепую ярость. Храбрых и сильных воинов принято было сравнивать с буйволами.