Смекни!
smekni.com

Красное колесо Солженицын А И ПЕРВОЕ МАРТА (стр. 138 из 224)

А у них зависали свои вопросы. Цензовики подняли большой шум о «Приказе №1», и Военная комиссия требовала: как понимать и чего держаться? И действительно, сам чёрт не поймёт, чего там наприказали, не все в Исполкоме и знали об этом приказе (и хорошо хоть успели снять выборность офицерства). И — кому приказали? Одному петроградскому гарнизону? А покатилось на всю Действующую армию, этого не учли.

Теперь большинство, кто и знал, стали отгораживаться, что они об этом Приказе не знали. Хорошо: поручить Еденной комиссии издать разъяснения к Приказу №1.

Но тем более тогда в упор вопрос: как же они все относятся к продолжению войны? Всё недосуг об этом поговорить.

А из большого зала гудели: в Павловском училище какого-то солдата из обслуги кто-то ударил или наказал — так Совет отряжал теперь туда комиссию в 50 человек, почти полуроту, — для принятия всяких мер, вплоть до ареста кого угодно, хоть и начальника училища.

Да товарищи! Да закройте же дверь, невозможно нам их слушать, у нас свои дела!

Своё главное дело было вот какое. Полная победа революции состояла бы в возобновлении нормальной жизни Петрограда. Пока там решится с заводами, — а самое видное и самое всем нужное дело — это пустить трамвай. Это было бы и облегчение для революционных жителей и символ восстановления порядка при революционном строе. Но одно дело, что за дни революции трамвайные пути изрядно занесло снегом, и втопталось, и вмёрзло в лёд, и чистить предстояло ломами, хоть даже в воскресенье — а людей на работу теперь и в будни не найдёшь, кого брать? Городская управа находилась в полной растерянности и просила помощи Исполнительного Комитета. (Никому и в голову бы не пришло ждать помощи от Временного правительства.)

Но расчистить пути — ещё как-нибудь расчистят, а самый острый вопрос: как быть с солдатами? Ведь теперь, пользуясь завоеваниями революции, они все попрут в трамваи, да не на задние площадки, а внутрь, наряду с обывателями, — но платить гривенник конечно не захотят, а полезут бесплатно, хоть одну-две остановки подъехать, — и так забьют трамваи, что уже ни старые, ни малые, ни женщины не сядут, и даже к трамваю не дотиснутся. И трамвай прогорит, и будет служить не жителям, а возить только солдат — а их в гарнизоне полтораста тысяч, это саранча!

Вопрос из технического вырастал в высоко-политический! Разумно было заставить солдат платить хотя бы половину проездной платы — пятак. Но Исполнительный Комитет не мог опубликовать такого заявления, не теряя революционного лица! Масса вырвалась из рабства, завоевала свободу — и хотела пользоваться ею! Обращаться с гарнизоном надо до крайности деликатно.

И решили оставить солдатский проезд бесплатным.

А ещё просила городская управа — призвать население возвратить трамвайные ручки и другие детали. В острый момент уличных волнений это была дерзкая находка, это был ключ Революции — отбирать у вагоновожатых трамвайные ручки.

А сейчас эти же ручки становились ключом к возврату в мирное положение.

ДОКУМЕНТЫ – 14

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ

Из протокола 3 марта:

Постановлено:

1) ... арестовать династию Романовых...

2) По отношению к Михаилу произвести фактический арест, но формально объявить его лишь подвергнутым фактическому надзору революционной армии.

3) По отношению к Николаю Николаевичу, ввиду опасности арестовать его на Кавказе, предварительно вызвать его в Петроград и установить в пути строгое над ним наблюдение.

4) Арест женщин из дома Романовых производить постепенно...

386

Герб государства Российского.

Оркестр играет воинский марш «Гренадер» — какой украшенный! сколько венков, сколько лавров!

Сколько острого и страшного во все стороны! Острые перья на сильных орлиных крылах, и даже вниз — как перевёрнутые пики петербургских решёток.

Приближаясь —

Верхние перья от силы и напряжения даже загнуты как когти. И две сращённых орлиных головы, с острой чешуёю грив.

Ещё крупней —

И языки, высунутые как жала.

И крючковатые клювы.

Это рисовалось в тёмной древности, напугать соседей насмерть. Это — царственные византийские орлы, и через свирепые глаза их, по одному на каждом, нам не проникнуть в их невиданные замыслы.

Две головы — две половины Великой Римской империи.

Марш «Гренадер»! Какой он праздничный, какой красовитый, гирляндный. Звуки любуются сами собою.

А с тех пор — меняли, меняли этот герб, то опускали крылья, то поднимали и вытягивали, то собирали

хвост, то растопыривали. Сколько занимались этими орлами от Петра! — лепили их на знамёна всех частей, в навершья знаменных: древков, на поясные бляхи, на патронные сумки. А вот таким страшным — зачем-то сделал герб Александр II после Крымской войны.

А бывают марши — ноги еле касаются земли. Вот — Парижский марш 1815 года, — марш всемирных и бескорыстных победителей: ах, ничего этого нам не надо, посмотрим и уйдём.

На черно-зелёное тело орла, на распластанные крылья набросаны, посветлей, восемь гербов царств, а спаянный центр покрыт большим щитом Георгия Победоносца, поражающего змея с белого коня.

А с двух венчанных орлиных голов — две малых короны несут — ничем, лёгкой лентой, — несут над собой одну большую корону, объединяющую.

Она реет над гербом — ни на чём, на ленте.

Полки, полки, полки проходят где-то там внизу, под этим гербом, висящим в небе.

Отдаляясь

Опять — весь герб целиком. И теперь мы видим его внутренние скрепы. Через шеи и спаянное двойное тело усилия переданы на лапы, вся сила в этих лапах,

и держит одна лапа скипетр, другая лапа — державу, — для той, верхней, короны,

Не являет нам природа такого. Но это — крепко сочленено.

Однако, на чём? Всего лишь — на узорах петербургских решёток.

А в каждом марше есть и своя печаль.

Кому — как. Не залюбуешься — а страшно.

А крепко. Это может держаться, держаться...

Но — вошёл в кадр молот на ручке, от рук невидимых,

навис сверху сбоку —

Удар!

Удар! — и —

и — нет короны! И — нет одной головы!

Римская ли, Византийская, Российская —

Удар!

под молоток!

под молоток!

И — нет державы, отбита!

Удар!

Удар! И — нет второй головы с крылом, отбиты по изломанной линии!

И осталось — спаянное тело, прикрытое Георгиевым

щитом, да в одинокой лапе одинокий скипетр,

протянутый теперь неизвестно кому.

Ещё это держится неизвестно на чём — но ещё одним ударом разбивается вбрызг!

= И мы смотрим, как летят осколки

мимо молотобойца, ставшего на лесенке, — мимо вывески «Аптека» —

вниз на тротуар,

где уже лежат и прежние деревянные ощепья.

= И кучка народа с красными лоскутами на грудях, на

шапках

стоит и смотрит,

с одобрительным гулком.

Громкий марш — «Радость победы»! Под этот марш мы побеждали, под этот марш мы шагали, не зная пределов. Какие были веселья раньше! — ах, и вот оно опять!

= И — ещё орёл, выступающий из вывески,

и — ещё его молотком!

И вот — мы понимаем марш по-новому:

= Ещё орёл!

И — ещё молотком!

«Радость победы»! — над проклятым прошлым. Как поют и обещают трубы!

= Невский проспект, одна сторона.

Да сколько ж этих орлов, не замечали, как изувешан

ими проспект —

на вывесках присутственных мест,

дворцовых поставщиков,

других торговцев...

= Не ленятся люди высокие лестницы изыскивать, приставляют,

а то на грузовике въезжают на тротуар: удобно бить с

платформы.

И — молотком его, проклятого!

= Или — ружейным прикладом!

= Или — штыком поддеть! содрать!

= А где — и палкой добить!

= Или просто руками доламывать, деревянного.

«Радость победы»! Нельзя было веселей, чем раньше, а вот веселей! Нельзя было подхватистей, а вот...

= Навалено осколков. И целых орлов.

Прикладами их добивают на снежном тротуаре.

Ногами ломают и топчут.

Хохот толпы, и возгласы — а ну, поддай!

= А дворники метлами подметают, подметают...

Живо подметают, может и не весело, но поворачивайся.

В перемеси под метлой — орлиные головы, короны,

державы, скипетры.

= Перед Аничковым дворцом,

перед двумя его каменными воротцами

на тротуаре, на убитом снегу

натащили, насобрали много этих гербов, орлов,

битых и целых, сложили в груду и —

= горит! Весело занялось! уж это весело!

Подхлопывают в ладоши, друг друга локтями под бок, другим показывают, сами смотрят.

Но и в этом марше местами удивительная певучесть, и она незаметно переходит в марш «Тоска по родине».

= Языки огня повторяют костровые взлёты орлиных

перьев,

никогда не разгаданную костровую их обречённость! —

это и прежде было уже готовое пламя, , только черно-зелёное!

Что за марш! Он — как будто не для ног! Это не столько шаг полка, — осветлённый, поднятый, он тянет нас из самой груди, и так ведёт.

Палят, палят,

охватывает огнём

державы, скипетры,

короны,

Георгии Победоносцы...

«Тоска по родине»? — полки шагают где-то далеко? И — когда, когда ещё мы вернёмся?..

= А вот этот что-то всё не горит, всё не горит, неймёт

его огонь! целый!

Не деревянный бросили...

= А вот — широкая кисть в руке замазывает, замазывает чёрным

на высокой вывеске рисованный герб, не отдельный.

= А солдат штыком подсовывает обломки гербов в костёр,

цепляет и подкидывает их туда, гуще в огонь.

Задорное лицо.

= А вот и злорадные.

= А вот — весёлые, беззаботные.

Подхлопывают

маршу, который слышат все, но не все понимают. Тоска тоской, но ведь это — марш, в нём уверенное обещание и побед?

= И стоит раззява в шинели с пуговицами,

а на каждой — герб,

герб,

герб. Ещё и эти все пооторвать, не сразу спохватишься.

387

Сегодня утром на квартиру к прославленному адвокату Карабчевскому, председателю петроградского совета присяжных поверенных, позвонил телефон. И голос, даже в трубке молодой и вибрирующий, объявил: