Смекни!
smekni.com

Формы правосознания (стр. 3 из 6)

Правосознание более полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, специфичной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в различных типах цивилизации, разных культурно-исторических обществах есть очень неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о методах регулирования.

Речь идет об этноправовых закономерностях общественного регулирования, выявить которые можно, лишь рассматривая правосознание как парадокс, "подчиняющийся" определенной внутренней логике собственного развития, которая детерминируется не приказами гос власти и экономическими решениями, а до этого всего скопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и государственного права.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух главных частей: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню публичного сознания, формирующемуся в итоге повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые появляются у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология — собственного рода стихийный, "несистематизированный" слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях хоть какого человека либо той либо другой социальной группы на правительство, право, законодательство, остальные юридические феномены.

Удовлетворенность либо огорчение по поводу принятия нового либо отмены старого закона, чувство ублажения либо недовольства практикой внедрения юридических норм, действий правоохранительных органов, отношения к нарушениям юридических запретов — все это правовые эмоции, образующие в публичном сознании сферу правовой психологии.

Не следует мыслить, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играется второстепенную роль в структуре правосознания. Правовая психология — более "распространенная" форма осознания права, присущая в той либо другой степени всем публичным отношениям, появившимся с ролью юридического элемента.

Конкретно в среде психологических реакций право осуществляете ведущие определения собственной социальной сущности — гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти свойства права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность работающих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология — более глубинная, "скрытая" от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает тотчас такие типы личных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально найти фуррор либо неудачу тех либо других законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех либо других запретов как реально упречных, а дозволений — как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает бессчетные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике страны не раз оборачивалось провалом тех либо других государственных мероприятий, с точки зрения собственных социальных целей зачастую общественно необходимых (борьба с противоправными традициям и обычаями).

Юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и действий, обусловленных фактами реальности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таковых формах познания реальности, как интуиция, психологический аффект, привычные деяния, социальное возбуждение, а также в рвениях, действиях и установках, предпосылки которых не осознаются человеком.

Правовая психология — принципиально важная для правового регулирования сфера публичного сознания, на исследование которой ориентированы усилия как теоретиков права, так и профессионалов отраслевых юридических наук.

Не считая правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в различие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения реальности.

Правовая идеология — это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую действительность.

По сравнению с правовой психологией, первичной "субстанцией" которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным или философским осмыслением права как целостного общественного института, не в отдельных его проявлениях, в виде тех либо других норм, судебных решений, а в качестве самостоятельного элемента общества.

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы до этого всего социальных групп, классов, народов, страны, мирового общества в целом. Естественно, элемент личного находится и в идеологическом отражении правовой реальности: идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми — учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих людей, которые достигают в сознании целостного отражения страны и права.

Правовая идеология существенно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, общественного смысла, природы права, пробует, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как метода правового осознания реальности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина страны и права, многие современные концепции правопознания. Не считая этого, сфера большего "применения" правовой идеологии — не личные и стихийно-массовые дела людей, что типично для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей оформленных, институционализированных социальных сообществ.

Политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на базе какой-или политико-правовой идеологии — консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, олитическую систему людей, дозволяет им поступать осознанно и целесообразно для заслуги определенных социальных и правовых эталонов.

Примером конкретной, очень сложной, противоречивой деятельности целого общества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового страны, которое обязано соответствовать как общечеловеческим, так и государственным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового страны служит идеологической основой для развития русской государственности.

Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно принципиальным условием деятельности хоть какого общества.

Существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты — какая-то, зачастую далеко не наилучшая, система взглядов его постоянно заполнит. В итоге механической деидеологизации России появилось опаснейшее, даже в сравнении с последствиями экономического кризиса, положение: усиливающееся чувство духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое охватывает все слои населения. В нашем "деидеологизированном" сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате иммунитетов от харизматического, националистического популизма.

На таковой зыбкой духовной почве правовое правительство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой государственно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве единственно верной. Принципы и механизмы воспроизводства таковой идеологии в публичном сознании обязаны быть отличны от прошедшего.

Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для грядущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией либо без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология более адекватна России, её сущности и перспективам развития.

Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных государств.