Смекни!
smekni.com

Ленинградский рок (стр. 2 из 2)

Итак, если песни группы залитовали, музыкантов допускали ко второму этапу — прослушиванию. Эта процедура во многом напоминала первую. «Члены комиссии, оценивающей музыку молодых групп, сами были от музыки достаточно далеки, и их оценки, соответственно, были достаточно парадоксальны. Ну и, конечно же, решающую роль при зачислении в клуб играло личное знакомство музыкантов с членами правления».

Что же давало музыкантам членство в клубе? С одной стороны, участие в концертах, организованных рок-клубом, — на большой сцене, на более или менее приличной аппаратуре, перед публикой. Музыканты могли показать себя, свою музыку, «свою позицию по отношению к рок-революционерам, и еще что-нибудь» . Но с другой точки зрения, никакой материальной пользы членство в клубе не приносило. Оно было благоприятным лишь для развития творческого аспекта. Общаясь между собой, музыканты обменивались идеями, помогали друг другу. Еще одна сторона этого — полная монополия рок-клуба на проведение концертов. Если музыкантов ловили на «квартирниках», за этим следовало изгнание из организации.

В начале 80-х клуб захлестнула волна, весьма слабая музыкально, привлеченная слухами о том, что «в клуб берут всех». Исключениями были ТАМБУРИН, КИНО, ВЫХОД и СТРАННЫЕ ИГРЫ.

Вторая волна началась в середине 1980-х. В то время, как пишет Алексей Козлов, «рок был представлен более широко на уровне андеграунда, где сформировалось много интересных и высокопрофессиональных коллективов, не ставивших своей задачей выход на официальную сцену. <…> Ленинградская школа дала такие крупные имена как АКВАРИУМ, КИНО, АЛИСА, ДДТ, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ТЕЛЕВИЗОР, ЗООПАРК, ПОП-МЕХАНИКА».

Почти одновременно с клубом в Питере возникла полулегальная студия звукозаписи «АнТроп», которую создал звукорежиссер Андрей Тропилло. На своей студии он использует аппаратуру, списанную с официальной студии СССР — «Мелодии». Именно на ней записывали свои песни легендарные КИНО, АКВАРИУМ, АЛИСА, ЗООПАРК, НОЛЬ и даже московская МАШИНА ВРЕМЕНИ.

В середине 80-х целый пласт культуры, находившийся в оппозиции к власти или же просто не вписывавшийся в художественные принципы социалистического реализма, был загнан в глубокое подполье.

К этому пласту принадлежала и рок-музыка. В 1984 году гонения на рокеров достигли апогея. За организацию «квартирника» или просто переписывания магнитофонной пленки с записями любимых рок-групп можно было получить серьезные неприятности. Госаппарат спускал сверху все новые и новые постановления и циркуляры, призванные регламентировать деятельность представителей молодежных субкультур. Конечно же, это коснулось в первую очередь ленинградских рокеров. Примеры достаточно известные: увольнение с работы и исключение из ВЛКСМ Бориса Гребенщикова после скандального выступления на фестивале «Тбилиси-80»; вызовы для бесед в соответствующие органы и создание невыносимых условий жизни (в частности, требование подписать документ об отказе от сочинения и исполнения песен), вынудившие Юрия Шевчука вернуться в Уфу… Гонения на рок-музыку носили систематический характер, каралось любое проявления инакомыслия, будь то длинные волосы или песни, порочащие советскую действительность . Это означало, что государство к тому моменту настолько ослабло, что вместо попытки прислушаться к голосу населения и помочь, оно смогла применить только репрессии. А ведь побудительные причины рок-движения — это реальное социальное недовольство определенных слоев молодежи, их разочарование в идеалах, навязанных свыше и очень часто некомпетентных на практике, неверие в комсомол, в котором все более прорастали бюрократические тенденции.

Летом 1985 года американка Джоанна Стингрей выпустила в США двойной альбом «Red Wave» с записями АКВАРИУМА, СТРАННЫХ ИГР, КИНО и АЛИСЫ . Он сыграл немалую роль в легализации русского рока и в его выходе на мировую арену. После альбома Red Wave советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за рубежом. Так, например, КИНО совершили в 1988—1989 турне по Франции и Японии. В 1988 Б.Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence. Выйдя из подполья, рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной роли в фильме Игла (1988) лидер «Кино» В. Цой был признан лучшим советским киноактером года. Чуть ли не все группы интенсивно гастролировали по стране (в то время эпитет «питерский» значил примерно то же самое, что и «ливерпульский» в 1964). В Питер перебирались талантливые музыканты со всех уголков страны: Ю. Шевчук собрал здесь новый состав ДДТ, позднее сюда переехали NAUTILUS POMPILIUS, НАСТЯ, Сергей «ЧИЖ» Чиграков …

Но к концу 80-х рок-бум пошел на спад, а вскоре и вовсе закончился. Алексей Козлов сравнивает это время с «…отливом после большой волны, обнажившей таким образом истинную, неприглядную картину поверхности дна». Получив свободу выбора, толпа растерялась. Начало 90-х — это период формирования спроса на самое примитивное — «..пора „попсы“, детективов, порно-изданий, сериалов». Рок-музыканты, не способные перейти черту и «опопсовиться», встали перед выбором: либо менять профессию, либо вновь уходить в подполье, но уже без романтического ореола гонений. В этот период начался распад многих групп.

Путч 1991-го года окончательно уничтожил запреты и цензуру в музыке, уничтожив тем самым контркультуру и андеграунд. Почти исчезнув из средств массовой информации, потеряв доступ к концертным залам, студиям звукозаписи и репетиционным базам, целые жанры попали в ситуацию субкультуры. Зато масскультура и, в частности, прикладная развлекательная музыка разрослась настолько, что не просто затмила, а подменила собой истинную музыкальную культуру. Таким образом, триада, предложенная А. Козловым («культура — масскультура — контркультура»), приобрела уродливые пропорции.

В Петербурге, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, в 1992 году, на углу 16-ой линии Васильевского острова и Малого проспекта дом 49, открывается легендарный клуб «TaMtAm». Сейчас здесь находится филиал театра сатиры, а 17 лет назад клуб был самым культовым местом Петербурга, где собиралась экстремальная молодежь. Это было единственное в России место в 90-х годах, где можно было исполнять и слушать альтернативную музыку, которую играли неизвестные группы. Интересно, что сам «TaMtAm» занимал 2 первых этажа здания, а на третьем этаже находилось милицейское общежитие. Для того, чтобы попасть на концерт без билета (как это делала большая часть слушателей), в клуб надо было забираться по трубам. Ошибся этажом — попал прямо в руки милиционеров, который сразу были готовы «повязать» нежданного «гостя».

В 90-х годах принципиально изменился даже тип носителя музыки. Звук стал цифровым, записанным на CD-носитель, изменилась концепция альбомов: вместо двух частей — одно целое. Для того чтобы накопить на запись компакт-диска, музыкантам приходилось нещадно работать. Но и демонстрационная запись, и даже выпуск CD ничего не дают. Для того, что компакт-диски покупали, песни с него должны звучать не только во время концертов, но и в радиопередачах. И тогда, на улице Академика Павлова, в доме 3, открывается «Радио 1 Петроград» — радио, в эфире которого звучал только русский рок. Появление подобной радиостанции, бесспорно, было следующим шагом на пути к прогрессу.

Относительно рок-музыки в 90-х годах существует несколько достаточно противоречивых мнений. Некоторые дают этим временам далеко не положительные оценки. К примеру, Коля Васин утверждает, что в 89-96 годах возникла странная ситуация — «Группы разъезжают по стране и зарубежу, НО! Кайфу нету! Пропал! Лучшие группы в творческом тупике. Ничего не светит!». Алексей Козлов считает, что рок в своем истинном виде просуществовал с 1966 по 1975 года. Именно в этот период существовала настоящая рок-культура, совмещающая в себе ряд необходимых элементов, и прежде всего — идеализм, выражавшийся в неподдельной преданности неким идеалам. В этот период рок-культура строилась на протесте, конкретном протесте против войны и насилия, против подавления человеческих прав. Все главное, что вошло в сокровищницу советской рок-музыки, возникло именно тогда.

Другие исследователи, например Андрей Бурлака, придерживаются иной точки зрения, о том, что в середине 90-х произошло возрождение рок-сцены Петербурга. На афишах стали мелькать старые имена АКВАРИУМА, АУКЦЫОНА, ДДТ, СЕКРЕТА, а среди уже нового поколения можно выделить СПЛИН, ЧИЖ&Со, TEQUILAJAZZZ, КОРОЛЬ И ШУТ, КАФЕ, ДЕКАБРЬ … Открылись новые клубы («Орландина», «Roks-club»), появились новые звукозаписывающие студии («Кап-Кан», «Фоно»), стали проводиться грандиозные фестивали («Окна открой!», «Премия FUZZ», «Чартова дюжина»). Рок-концерты стали как бы непременной атрибутикой свободного, своеобразного облика нашего города, куда и отцы, и дети могут идти вместе. Эти поколения хоть и разнятся в возрасте, но все же воспитывались в одном русле — петербургской рок-культуры.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ленинградский_рок