Смекни!
smekni.com

Рис ап Грифид (стр. 2 из 3)

Герб Риса ап Грифида с тремя во́ронами

… [Король Генрих] собрал бесчисленное войско отборных воинов Англии, Нормандии, Фландрии, Гаскони и Анжу… а против него выступили Оуайн и Кадваладр, сыновья Грифида, со всем войском Гвинеда, и Рис ап Грифид со всем войском Дехейбарта, и Иорверт Рыжий, сын Маредида, и сыновья Мадога ап Маредида со всем войском Поуиса[22].

Английская армия также включала наёмные контингенты из Фландрии, отряды легковооружённой пехоты, способной преследовать валлийцев в горах, а также флот, предоставленный дублинскими викингами. Однако проливной дождь, размытые дороги и нехватка продовольствия заставили армию Генриха в беспорядке отступить, так и не вступив в большой бой. Экспедиция 1165 г. была последней попыткой короля Генриха II установить свою власть в Уэльсе военным путём. Рассерженный её провалом, король велел ослепить бывшего у него в заложниках сына Риса Маредида. Другой сын Риса, Хивел, не пострадал. Рис вернулся в Дехейбарт, где он захватил и сжёг замок Кардиган. Он отпустил гарнизон, но оставил у себя в плен кастеляна Роберта Фиц-Стефана. Вскоре Рис и захватил и замок Килгерран[23].

В 1167 году вместе с армией Оуайна Гвинеда Рис напал на Оуайна Кивейлиога, правителя южного Поуиса, и в течение трёх недель помогал гвинедскому союзнику осаждать норманский замок Рудлан[24]. В 1168 году Рис напал на норманнов в Билте, уничтожив тамошний замок. Он также воспользовался норманским вторжением в Ирландию 1169—1170 годов, которым управляли в основном правители норманских владений на юге Уэльса. В 1167 году король Лейнстера Диармайд мак Мурхада, изгнанный из своих владений, попросил Риса отпустить Роберта Фиц-Стефана, чтобы тот смог отправиться в Ирландию. Рис отозвался на просьбу не сразу, но на следующий год всё же отпустил Фиц-Стефана, и в 1169 году тот возглавил авангард норманской армии, высадившейся в Вексфорде. Лидер норманских войск, Ричард де Клер, 2-й граф Пембрук, последовал за ним на следующий год. Р. У. Уоррен пишет:

Они сделали это из-за растущего подозрения в том, что король Генрих не собирался вновь нападать на валлийцев, но, напротив, искал примирения с их лидерами[25].

После отбытия норманских лордов Рис укрепил свои позиции, а после смерти Оуайна Гвинеда в конце 1170 года стал признанным лидеров валлийских правителей.[26].

4. Позднейшее правление

Мир с английским королём (1171—1188)

В 1171 году король Генрих, направляясь из Франции в Ирландию, прибыл в Англию. Генрих хотел застраховаться от того, чтобы Ричард де Клер, женившийся на дочери Диармайда и ставший таким образом наследником лейнстерского трона, не основал своего независимого королевства[27]. Решение Генриха поменять тактику в отношениях с валлийцами было вызвано именно событиями в Ирландии, хотя, согласно Уоррену, «вероятно, что Генрих начал пересматривать свои отношения с валлийцами вскоре после фиаско 1165 года»[28]. Начало английского завоевания Ирландии также сыграло большую роль и в укреплении положения Риса в Уэльсе: на первом этапе завоевание осуществлялось, по-преимуществу, силами англонормандских баронов валлийских марок. Отбытие в Ирландию таких влиятельных и могущественных сеньоров Уэльса, как Ричард де Клер, Роберт Фиц-Стефан и Морис Фиц-Джеральд, резко ослабило позиции англичан в юго-западных частях Уэльса и устранило главных политических соперников Риса. С другой стороны, успех валлийских баронов в Ирландии вызвал недовольство Генриха II, который сам претендовал на власть над островом. Начав борьбу с валлийскими баронами в связи с ирландскими событиями, королю пришлось радикально изменить и свою политику в Уэльсе, перейдя от поддержки англонормандских феодалов к союзу с правителями валлийских княжеств. К 1170-м гг. ситуация в стране стала благоприятствовать установлению долгосрочного мира между валлийцами и английским королём.

В 1171 г. Генрих II изъявил желание заключить мир с Рисом, который прибыл на встречу с ним в город Ньюнхэм на Северне. Рис был вынужден выплатить дань в 300 лошадей и 4 000 голов скота, но получил подтверждение своих прав на все земли, захваченные у норманских баронов, включая де Клеров. В октябре того же года Генрих и Рис вновь встретились в Пембруке, где король ожидал транспорта в Ирландию. Сын Риса Хивел, долгое время пробывший заложником, был отпущен. В 1172 году, по возвращении короля из Ирландии, правители встретились ещё раз в Лохарне, и вскоре Генрих назначил Риса «судьёй от своего имени во всём Дехейбарте»[29]. А. Д. Карр пишет:

Это означало, что король отдаёт ему всю власть над другими валлийскими правителями, на которую он мог бы претендовать; вероятно, речь могла идти и об определённой власти на англо-норманскими подданными короля… Рис был теперь не просто валлийским правителем: он был одним из важнейших феодалов Анжуйской империи[30].

Замок Диневур был столицей Диневурской династии. Самая ранняя из сохранившихся его частей могла быть построена Рисом или его сыном Рисом Григом.[31]

Соглашение между Генрихом и Рисом действовало до смерти английского короля в 1189 году. Когда сыновья Генриха в 1173 году восстали против него, Рис послал своего сына Хивела Сайса («Англичанина») в Нормандию на помощь королю, а в следующим году лично повёл армию в Татбери в Стаффордшире, чтобы помочь в осаде замка мятежного Уильяма де Феррерса[32]. Возвратившись в Уэльс после падения Татбери, он оставил тысячу солдат в распоряжение короля для службы в Нормандии. В 1175 году Генрих провёл большой совет в Глостере, где присутствовала большая валлийская делегация, возглавлял которую Рис. Не исключено, что исходом её стало заключение соглашения о взаимопомощи в сохранении мира и порядка в Уэльсе[33]. В 1177 году Рис и Давид ап Оуайн, ставший сильнейшим правителем Гвинеда, принесли клятву верности Генриху на совете в Оксфорде[34]. На этом совете король передал Рису Мейрионид, традиционно входящий в королевство Гвинед. В следующем году в Мейриониде происходили стычки, но, по всей видимости, Рис не предпринимал серьёзных попыток захватить его.

Рис построил несколько каменных замков, в частности, замок Кардиган — первый известный каменный замок в Уэльсе, построенный валлийцами, а не норманнами[35]. На Рождество 1176 года он провёл при своём дворе в Кардигане фестиваль музыки и поэзии, который традиционно считается первым эйстедводом[36]. О празднике сообщалось за год до его начало по всему Уэльсу, Англии, Шотландии, Ирландии и, возможно, Франции. В качестве призов вручались два трона: один за лучшее стихотворение и один за лучшее исполнение музыки. Дж. Э. Кайрвин Уильямс предполагает, что это может быть адаптацией подобного французского обычая puys[37]. Победу в поэтическом конкурсе одержал выходец из Гвинеда, а в музыкальном — южноваллийский бард.

По мнению Р. Р. Дэвиса, тексты валлийских законов, которые, как традиционно считается, кодифицировал Хивел Добрый, первый раз были собраны в единую книгу именно при Рисе[38] .

В этот период Рис основал два монастыря. Аббатство Тэлли было первой обителью премонстрантов в Уэльсе, а Лланллир — цистерцианским монастырём. Лланллир был вторым женским монастырём в истории Уэльса и первым, которому удалось добиться процветания[39]. Рис также стал патроном аббатства Уитленд и монастыря Страта Флорида, сделав обеим обителям крупные подношения[40]. Геральд Камбрийский, родственник Риса, рассказывает о своих встречах с ним в 1188 году, когда Геральд сопровождал арихепископа Балдуина в поездке по Уэльсу с целью набрать людей в Третий крестовый поход. Некоторые валлийские клирики были недовольны этим решением, но Рис отнёсся с миссии Балдуина с энтузиазмом и предоставил ему помощь. По свидетельству Геральда, Рис и сам собрался в крестовый подход и несколько недель потратил на приготовления, но его жена Гвенллиан «женскими уловками» уговорила его остаться[41].

Последние кампании (1189—1196)

Генрих II скончался в 1189 году, ему наследовал Ричард Львиное Сердце. Рис посчитал, что не связан с новым королём никакими соглашениями и напал на норманские владения, окружавшие его земли. Он разорил Пембрук, Хейверфордвест и Гоуэр и захватил замки Сент-Клирз, Лохарн и Лланстефан. Брат Ричарда Джон (Иоанн Безземельный) прибыл в Уэльс в сентябре и попытался заключить мир. Он уговорил Риса снять осаду с Кармартена и отправиться в Оксфорд на встречу с Ричардом. Прибыв туда, Рис обнаружил, что Ричард не захотел явиться на встречу, и стычки продолжились[42].

К 1196 году Рис контролировал почти весь Дехейбарт, а косвенно — через своих клиентов — немалую часть остального Уэльса. Серым показаны части Дехейбарта, находившиеся в руках норманнов. Кантрев Пебидиог контролировал епископ Сент-Дейвидс, с которым Рис находился в конфликте

В последние годы жизни Рис с трудом контролировал своих сыновей, особенно Майлгуна и Грифида. В 1189 году Грифид убедил отца заключить Майлгуна в тюрьму, и тот был отправлен на милость брата в Диневур. Грифид передал его своему тестью Уильяму де Браозу. Также утверждалось, что Грифид в 1191 году убедил отца присоединить владение Кемайс и его главный замок Неверн, принадлежавшие Уильяму Фитцмартину. Это действие подверглось критике со стороны Геральда Камбрийского, который описывал Грифида как «лукавого и хитроумного человека». Уильям Фитцмартин был женат на дочери Риса Ангхарад, и, по сообщению Геральда, Рис «торжественно поклялся на драгоценнейших реликвиях, что его права и собственность будут сохранены»[43]. Рис также присоединил в 1190 году норманские фьефы Кидвелли и Карнвиллион[44] .