Смекни!
smekni.com

Формирование культурной политики советской власти в 1920-е гг (стр. 2 из 6)

Высланные представители старой интеллигенции пополнили почти двух­миллионную эмиграцию, оказавшуюся за пределами России и результате рево­люции и Гражданской войны. Многие другие ее представители оказались среди репрессированных по политическим мотивам внутри СССР. Согласно данным, представленным Министерством внутренних дел в ЦК партии и СНК СССР

5 января 1954 года, общее число арестованных органами ВЧК ОГПУ за все ви-

7


ды преступлений в 1921 - 1928 годах составило 842232 человека, из них 152633 осуждено. В числе арестованных за контрреволюционные преступления насчи­тывалось 457347 человек. Удельный вес «контрреволюционеров» среди всех арестантов вырос с 38% в 1921 году до 64% - в 1928 и 82% - в 19293.

В ноябре 1923 года ГПУ пыталось сфабриковать дело по обвинению в ан­тисемитизме С. Есенина, его друзей А. Ганина, С. Клычкова, П. Орешина. За­травленный поэт покончил жизнь самоубийством в 1925 году (по другой вер­сии, убит по приказанию властей), позднее погибли и другие обвиняемые. В ноябре 1924 года заместитель председателя ОГПУ Г Г. Ягода подписал ордер на арест группы писателя А. Ганина из 13 человек, объединенных идеей борьбы с «интернационально-коммунистическим режимом во имя спасения нацио­нальной России». Такое мировоззрение было названо «фашистским», а группа - «Орденом русских фашистов». 30 марта 1925 года Ганина с шестью товари­щами расстреляли, семерых отправили на Соловки, откуда вернулись лишь двое. В мае - июле 1928 года состоялся показательный процесс над «вредителями» в угольной промышленности - «шахтинское дело». Всего по делам об экономиче­ской контрреволюции в Донбассе, московского и харьковского «центров» к су­дебной ответственности привлекли 53 человека, в том числе 36 инженеров, 10 горных техников и одного электротехника. Они обвинялись в создании организа­ции, которая «щедро субсидировалась поляками, французскими, немецкими фирмами и своим парижским центром», «активно готовилась к интервенции и практически намечала совершенно реальные мероприятия по взрыву тыла изнут­ри». Пятеро из арестованных были расстреляны, остальные получили разные сро­ки лишения свободы .

3 Реабилитация: Как это было. Март 1953 - февраль 1956. - М., 2000.

4 Зезина М.Р., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Шульгин B.C. История русской культуры IX- XX

вв. -М., 2002.


3. ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Особой ожесточенностью отличалась борьба по искоренению религиозного сознания и священнослужителей, которые скопом были зачислены в стан контрреволюции. Власти явно преуспевали в битве за умы молодежи - пионеры и комсомольцы оказались наиболее отзывчивыми на призывы покончить с «попов­ским мракобесием». К 1922 году было закрыто более двух третей из примерно 1200 православных монастырей, а в Москве - все домовые церкви, составлявшие около четверти общего числа столичных храмов. Началось планомерное разрушение цер­ковных сооружений. В Москве первым снесли выдающийся памятник церковной архитектуры - часовню Александра Невского на Манежной площади. Кампания по изъятию церковных ценностей, предпринятая в голодном 1922 году, оберну­лась дальнейшим разгромом культурно-исторического достояния страны, начато­го в годы Гражданской войны. Однако сломить пассивное сопротивление Церкви властям не удавалось.

В начале мая 1922 года Политбюро, по предложению Ленина, дало директи­ву Московскому трибуналу: немедленно привлечь Патриарха Тихона к суду. Пат­риарха арестовали и намеревались судить по обвинениям в антисоветских преступ­лениях. До суда, однако, дело не дошло. И не столько из-за того, что Патриарху пришлось покаяться, а в церквах были прекращены анафемствования (церковное проклятие) коммунистов, сколько из-за опасения бурной реакции в зарубежных странах. Например, британское правительство заявило об отзыве дипломатиче­ской миссии, если начнется намеченный на апрель 1923 года процесс по его де­лу.

После того как Ленин отошел от политической деятельности, постановле­нием ВЦИК расследование этого «дела» было остановлено. Однако гонения на церковь не прекратились, а Тихон умер под арестом в апреле 1925 года (по мне­нию некоторых церковных историков, был отравлен). После его гибели был аре­стован Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (П.Ф. Полянский), которо­го в 1937 году расстреляли в Верхнеуральской тюрьме. Главным местом заточения церковных иерархов в 20-х годах стал Соловецкий лагерь, где к 1926 году были со-


браны 24 епископа. Многие из них были высланы из епархиальных городов на север, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В 1922 году только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей, общее число преданных смертной казни в начале 20-х годов достигло 10 тыс. Всего за годы Советской власти (в основном в 20 - 30-е) уничтожено около 200 тыс. священнослужителей.

С конца 1922 года большими тиражами издавалась газета «Безбожник», в 1925 году создается «Союз безбожников», придавшие атеистической пропаганде воинствующую напористость и повседневность. Однако атеизм, насаждаемый на­силием, не имел особых шансов на успех у громадных масс (в середине 20-х го­дов в СССР насчитывалось до 130 млн. верующих, преимущественно крестьян). Не дала особого результата и ставка на раскол внутри Православной церкви. С пе­реходом к нэпу в ней усилилось «обновленческое движение», восходящее к ли­беральным и христианско-социалистическим идеям начала XXстолетия и про­тивостоящее официальной церковной политике. Большевистская власть, приняв требования части верующих о демократизации приходов за атеистическую тен­денцию, стала поддерживать «Живую церковь», надеясь использовать ее в борь­бе с «церковной контрреволюцией». К 1925 году за обновленцами числилось до трети всех приходов, 13650 храмов. Одним из первых иерархов РПЦ, уклонивших­ся в обновленческий раскол в 1922 году, был митрополит Сергий (И.Н. Страго-родский). Однако после 14 месяцев пребывания в расколе он покаялся перед Патриархом Тихоном и был принят обратно в лоно Церкви в сущем сане.

Необходимость «смычки» города и деревни после кризиса сбыта в 1923 го­ду, смерть бескомпромиссного богоборца Ленина несколько умерили репрессии по отношению к Церкви.

Реальным предстоятелем Русской Православной церкви еще при жизни ми­трополита Петра стал заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий. 29 июля 1927 г., чтобы смягчить репрессии против Церкви, он с группой архиереев «сергианцев» обнародовал «Послание к пастырям и пастве» - деклара­цию, в которой заявилось о безусловной лояльности Церкви по отношению к госу­дарству. Декларация призывала осознать серьезность свершившегося в стране, в

10


котором, как всегда и везде, «действует та же Десница Божия». Особо отмечалось: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз на­шей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Однако это не остановило гонений на Церковь. В сен­тябре 1927 г. Сталин, беседуя с американской рабочей делегацией, заявил, что «партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрас­судков, в отношении реакционного духовенства. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано». Со сломом нэпа и переходом к «революции сверху» в деревне гонения на Церковь многократно возросли3.

3 Боханов А.Н.. Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древнейших времен до конца XXвека. В 3-х кн. Книга III: История России. XXвек. - М., 2001.

11


4. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. 1921 - 1928

4.1. Образование

Другой важнейшей задачей культурной революции была ликвидация негра­мотности, почти соизмеримая по масштабам с религиозностью основной массы трудящихся. В начале нэпа из каждой сотни населения в стране 32 человека были неграмотными, а в ряде национальных регионов неграмотность была едва ли не поголовной; у десятков национальностей отсутствовала письменность. Перепись населения 1920 г. показала, что даже в городах около половины населения оста­валось неграмотным. Прекрасно сознавая, что неграмотный человек стоит вне политики, идеологического воздействия, большевистское руководство страны стремилось как можно скорее добиться грамотности всего населения.

Работа по преодолению неграмотности, начавшаяся с первых лет револю­ции и проводившаяся в неразрывной связи с культурно-политическим просве­щением населения, в первый год нэпа несколько затормозилась. Из-за нехватки средств финансирование просвещения было передано на места, где средств на нужды обучения неграмотных зачастую не оказывалось. К тому же в сентябре 1921 года СНК принял постановление об исключении из государственного фи­нансирования школ, библиотек, народных домов, изб-читален. Число пунктов ликбеза сократилось с 88 тыс. в 1921 году до 15 тыс. в 1922-м. С оживлением эко­номики этот спад был остановлен. Выступая на съезде политпросветов в октябре 1921 года, Ленин подчеркивал: если не будет успешно решена задача ликвидации безграмотности, то «говорить о новой экономической политике смешно».

В декабре 1922 года XВсероссийский съезд Советов обязал принять все ме­ры по ликвидации неграмотности, эта работа была сосредоточена на обучении грамоте «организованных групп населения» в возрасте 18-30 лет (красноармейцы, допризывники, рабочие, комсомольцы).

В августе 1923 года ВЦИК и СНК в законодательном порядке утвердили план ликвидации неграмотности населения РСФСР к десятилетию Советской власти. Предусматривалось соответствующее финансирование работы из госбюд-