Смекни!
smekni.com

Формирование культурной политики советской власти в 1920-е гг (стр. 4 из 6)

Переход от войны к миру в начале 1921 года резко поднял значимость под­линной науки, особенно прикладных исследований, без которых планы модерни­зации страны в социалистическом духе остались бы неосуществимыми. В первую очередь государство предприняло ряд мер, обеспечивающих выживаемость, спасе­ние ученых от голодной смерти. С 1920 года действовала особая форма их обеспе­чения - натуральный академический паек (выдавался до 1923). В 1921 году при­няты декреты «Об улучшении быта ученых», «О мерах к улучшению жилищных условий научных работников». В 1921 - 1931 годах при Совнаркоме действовала Центральная комиссия по улучшению быта ученых. В 1921 году издан специальный декрет «О создании благоприятных условий для работы академику Павлову», единственному в то время российскому лауреату Нобелевской премии (присуж­дена в 1904).

17


Главную форму организации науки в стране представляла собой Российская академия наук. С 1917 по 1936 годы ее возглавлял крупный ученый А.П. Карпин­ский. Другими центрами науки были университеты и специальные высшие учеб­ные заведения, сочетавшие преподавшие с научно-исследовательской деятельно­стью. Научные подразделения действовали также при наркоматах и ведомствах.

К 1921 г. в стране существовали свыше 70 научно-исследовательских ин­ститутов (НИИ), не считая имеющихся при вузах. Около 20 НИИ в области фи­зики, химии, биологии, общественных наук работали при Наркомпросе. По дан­ным на 1922 год, 30 научных подразделений различного профиля существовали при ВСНХ, 40 НИИ обслуживали сферу здравоохранения, при Наркомземе было 4 НИИ и десятки опытных станций. Военная угроза стимулировала использова­ние науки в интересах укрепления обороны страны. Численность научных сотруд­ников Российской академии наук (РАН) м 1925 году выросла в 4 раза по сравнению с 1917 годом. Общее же их число в стране к 1927 году составляло около 25 тыс., что было почти в 2,5 раза больше, чем до революции.

В июле 1925 года РАН признана решением правительства «высшим нессо-юзным ученым учреждением» и получила статус АН СССР. В 1926 году для усиления руководства наукой со стороны государства создаются межведомственная комис­сия при СНК для содействия Академии наук, отдел научных учреждений СНК, ко­митет по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР. С это­го года лучшие работы и области науки стали отмечаться премиями имени В.И. Ленина.

Советским ученым в 20-е годы удалось внести существенный вклад и миро­вую науку. Успешно работал выдающийся специалист в области теории чисел И.М. Виноградов. Ценные труды по математической физике, минералогии и гео­химии Земли завершили академики П.А. Стеклов, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман. Академик А.Ф. Иоффе внес крупный вклад в разработку физики кристаллов. Д.С. Рождественский сделал важные открытия в атомной спектроскопии. Н.Н. Семенов успешно работал над теорией цепных реакций. Теоретические работы

18


А.И. Берга по радиофизике способствовали решению проблемы радиофикации страны. В 1924 - 1925 годах под руководством Л.Н. Туполева были созданы цель­нометаллические самолеты АНТ-2, ЛНТ-3. К.Э. Циолковский в конце 20-х годов приобретает мировую и известность как глава нового научного направления - ра-кетодинамики. Ф.А. Цандер разработал и в 1930 году построил первый в мире реак­тивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. А.Л. Чижевский вел пионерские работы в области ионификаиии.

В те же годы увидели свет новые крупные научные труды академика И.П. Павлова в области физиологии; работы Д.Н. Прянишникова и В.Р. Вильямса в области агробиологии, агрохимии, физиологии растений. Широкую известность получила деятельность И.В. Мичурина по селекции новых сортов плодовых де­ревьев. В 1925 году его питомник стал научным учреждением общегосударствен­ного масштаба. Важное значение имели труды А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева по проблемам выживаемости крестьянских хозяйств и планированию сельского хозяйства, исследования С.Г. Струмилина по методологии статистики. Советские ученые и специалисты разработали проекты крупных тепловых и гидравлических электростанций. Осуществление научных и технических разработок позволило выполнить рассчитанный в 1920 году на 10-15 лет план ГОЭЛРО к 1931 году.

В начале нэпа возобновилось участие российских ученых в международных конференциях и заграничных научных экспедициях. В 1925 г. состоялся первый в СССР после революции международный научный форум специалистов в области изучения пресных вод - IIIлимнологический конгресс. На празднование двухсот­летия Российской академии наук в том же году прибыли свыше 130 ученых из 25 стран. В приветствии Советского правительства по этому случаю отмечалась большая роль Академии в обеспечении научной работы в масштабах страны, в распространении научных знаний среди трудящихся и приобщении к науке де­сятков национальностей, которые впервые в условиях Советского государства получили возможность широкого культурного и хозяйственного развития.

19


5. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

5.7. Литературно-художественная жизнь страны

Писатели и другие творческие работники с переходом страны к нэпу так­же стремились реализовать свои возможности в переустройстве действительности. Переломная эпоха оказалась очень бурной для литературно-художественной жиз­ни страны. Руководство страной на первых порах сдерживало стремление к дикта­ту в тонкой сфере художественного творчества, ограничиваясь лишь политиче­ской цензурой и полагая, что писатели, художники, композиторы, театральные деятели сами выработают оптимальные формы социалистического искусства. В конце 1920 года ЦК партии направил на места письмо «О пролеткультах». В пись­ме разъяснялись ленинские оценки Пролеткульта как движения «теоретически Неверного и практически вредного». Вред усматривался в том, что под Видом «пролетарской культуры» обществу прибиваются нелепые, извращенные вкусы, а вместо помощи молодежи серьезно учиться нанизывались полубуржуазные фило­софские системы и выдумки.

Однако пролеткультовские идеи оказались живучими и обнаруживались в программах многих творческих объединений, возникавших в 20-х годах и вклю­чавших в свои ряды талантливую, прошедшую Гражданскую войну молодежь. Только с 1920 по 1926 года впервые выступили в печати более 150 таких писате­лей, среди них Н, Асеев, А. Жаров, В. Каверин, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, Н. Ти­хонов, А. Фадеев, М. Шолохов.

Пролеткультовские идеи давали о себе знать в творчестве писателей объе­динения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАГТП, 1920), лите­ратурной группы «Кузница» (1920) и в ряде новых объединений, литературных групп, возникших в основном в 1922 - 1923 годах (только в Москве насчитывалось более 30 литературных течений). Заметный след в литературной жизни оставили группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922), литературная группа «Молодая гвардия» (1922), «Левый фронт искусств» (1922), Московская ассоциация проле­тарских писателей (1923), Литературный центр конструктивистов (1923), литера­турная группа «Перевал» (1923), Всесоюзная и Всероссийская ассоциации проле-

20


тарских писателей (1925), Всесоюзное объединение крестьянских писателей (1926).

До 1924 г. существовала возникшая в 1919 г. литературная группа «Имажи­нисты», представители которой декларировали фатальную неизбежность антаго­низма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал С. Есенин, ут­верждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка.

В литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так на­зываемый левый фланг искусства, искало новые формы. Другое имело поиски в русле традиционного реалистического искусства. Активными борцами за литера­туру, создаваемую силами писателей-пролетариев, были ассоциации ВАГТП, МАПП, РАПП и журналы «На посту» (1923 - 1925), «На литературном посту» (1926 - 1932). Литературно-художественные силы тех лет делились в журнале на три ла­геря: пролетарские, крестьянские писатели и «попутчики». «Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области литературы, выступали от лица рабочего класса, подвергали разгромной критике «попутчиков», к которым относили, например, В. Маяковского, М. Горького, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.

Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», в котором публиковались наиболее яркие, вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов, произведения. Главный редактор журнала А. Воронский выступал за приоритет эстетических критериев над политически­ми, считая, что пролетарское течение равноправно другим и не должно пользо­ваться Привилегиями.

Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной ли­тературы» (от 18 июня 1925) осуждала крайности «напостовской» линии, призы­вала бережно относиться к «попутчикам», но в целом высказывала поддержку пролетарским литературно-художественным силам. Видимо, поэтому коренных изменений в позиции «неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литерату­ре не произошло. В 1927 году сторонники РАПП добились отстранения Воронского

21


от руководства «Красной новью» за отстаивание реализма и классических тради­ций, а позднее обрушились на школу профессора В. Переверзева за некое вуль­гарно-социологическое истолкование литературных явлений. Весной 1928 г. состо­ялся Первый съезд писателей страны, на котором создано Всесоюзное объедине­ние ассоциаций пролетарских писателей - ВОАПП во главе с Л. Авербахом, П. Керженцевым, А. Фадеевым и др. Рапповцы расширили свое влияние.

В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 20-е годы созданы произведения, вошедшие в золотой фонд оте­чественной культуры. В 1922 году посмертно опубликованы мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Толстой написал романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928); М. Вересаев - «В тупике» (1922), «Пушкин в жизни» (1927). С. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Онегина», «Чер­ный человек» (1925). А. Горький, проведший большую часть 20-х годов за грани­цей, написал «Мои университеты» (1923), «Дело Артамоновых» (1925). Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. Фурманова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925); А. Серафимовича «Железный поток» (1924); И. Бабеля «Конар­мия» (1926); М. Булгакова «Белая гвардия» (1927); М. Шолохова «Тихий Дон» (1-я часть, 1928). Одним из первых романов на тему восстановления промышленности стал «Цемент» (1925) Ф. Гладкова. Широкое признание получили «Города и годы» (1924) К. Федина, «Одеты камнем» (1925) О. Форш. Критическое отношение пи­сателей к советской действительности выражено в антиутопии «Мы» (1924) Е. Замятина, в сборнике рассказов «Роковые яйца» (1925) М. Булгакова, в «Повес­ти непогашенной луны» (1927) Б. Пильняка.