Переход от войны к миру в начале 1921 года резко поднял значимость подлинной науки, особенно прикладных исследований, без которых планы модернизации страны в социалистическом духе остались бы неосуществимыми. В первую очередь государство предприняло ряд мер, обеспечивающих выживаемость, спасение ученых от голодной смерти. С 1920 года действовала особая форма их обеспечения - натуральный академический паек (выдавался до 1923). В 1921 году приняты декреты «Об улучшении быта ученых», «О мерах к улучшению жилищных условий научных работников». В 1921 - 1931 годах при Совнаркоме действовала Центральная комиссия по улучшению быта ученых. В 1921 году издан специальный декрет «О создании благоприятных условий для работы академику Павлову», единственному в то время российскому лауреату Нобелевской премии (присуждена в 1904).
17
Главную форму организации науки в стране представляла собой Российская академия наук. С 1917 по 1936 годы ее возглавлял крупный ученый А.П. Карпинский. Другими центрами науки были университеты и специальные высшие учебные заведения, сочетавшие преподавшие с научно-исследовательской деятельностью. Научные подразделения действовали также при наркоматах и ведомствах.
К 1921 г. в стране существовали свыше 70 научно-исследовательских институтов (НИИ), не считая имеющихся при вузах. Около 20 НИИ в области физики, химии, биологии, общественных наук работали при Наркомпросе. По данным на 1922 год, 30 научных подразделений различного профиля существовали при ВСНХ, 40 НИИ обслуживали сферу здравоохранения, при Наркомземе было 4 НИИ и десятки опытных станций. Военная угроза стимулировала использование науки в интересах укрепления обороны страны. Численность научных сотрудников Российской академии наук (РАН) м 1925 году выросла в 4 раза по сравнению с 1917 годом. Общее же их число в стране к 1927 году составляло около 25 тыс., что было почти в 2,5 раза больше, чем до революции.
В июле 1925 года РАН признана решением правительства «высшим нессо-юзным ученым учреждением» и получила статус АН СССР. В 1926 году для усиления руководства наукой со стороны государства создаются межведомственная комиссия при СНК для содействия Академии наук, отдел научных учреждений СНК, комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР. С этого года лучшие работы и области науки стали отмечаться премиями имени В.И. Ленина.
Советским ученым в 20-е годы удалось внести существенный вклад и мировую науку. Успешно работал выдающийся специалист в области теории чисел И.М. Виноградов. Ценные труды по математической физике, минералогии и геохимии Земли завершили академики П.А. Стеклов, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман. Академик А.Ф. Иоффе внес крупный вклад в разработку физики кристаллов. Д.С. Рождественский сделал важные открытия в атомной спектроскопии. Н.Н. Семенов успешно работал над теорией цепных реакций. Теоретические работы
18
А.И. Берга по радиофизике способствовали решению проблемы радиофикации страны. В 1924 - 1925 годах под руководством Л.Н. Туполева были созданы цельнометаллические самолеты АНТ-2, ЛНТ-3. К.Э. Циолковский в конце 20-х годов приобретает мировую и известность как глава нового научного направления - ра-кетодинамики. Ф.А. Цандер разработал и в 1930 году построил первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. А.Л. Чижевский вел пионерские работы в области ионификаиии.
В те же годы увидели свет новые крупные научные труды академика И.П. Павлова в области физиологии; работы Д.Н. Прянишникова и В.Р. Вильямса в области агробиологии, агрохимии, физиологии растений. Широкую известность получила деятельность И.В. Мичурина по селекции новых сортов плодовых деревьев. В 1925 году его питомник стал научным учреждением общегосударственного масштаба. Важное значение имели труды А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева по проблемам выживаемости крестьянских хозяйств и планированию сельского хозяйства, исследования С.Г. Струмилина по методологии статистики. Советские ученые и специалисты разработали проекты крупных тепловых и гидравлических электростанций. Осуществление научных и технических разработок позволило выполнить рассчитанный в 1920 году на 10-15 лет план ГОЭЛРО к 1931 году.
В начале нэпа возобновилось участие российских ученых в международных конференциях и заграничных научных экспедициях. В 1925 г. состоялся первый в СССР после революции международный научный форум специалистов в области изучения пресных вод - IIIлимнологический конгресс. На празднование двухсотлетия Российской академии наук в том же году прибыли свыше 130 ученых из 25 стран. В приветствии Советского правительства по этому случаю отмечалась большая роль Академии в обеспечении научной работы в масштабах страны, в распространении научных знаний среди трудящихся и приобщении к науке десятков национальностей, которые впервые в условиях Советского государства получили возможность широкого культурного и хозяйственного развития.
19
5. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
5.7. Литературно-художественная жизнь страны
Писатели и другие творческие работники с переходом страны к нэпу также стремились реализовать свои возможности в переустройстве действительности. Переломная эпоха оказалась очень бурной для литературно-художественной жизни страны. Руководство страной на первых порах сдерживало стремление к диктату в тонкой сфере художественного творчества, ограничиваясь лишь политической цензурой и полагая, что писатели, художники, композиторы, театральные деятели сами выработают оптимальные формы социалистического искусства. В конце 1920 года ЦК партии направил на места письмо «О пролеткультах». В письме разъяснялись ленинские оценки Пролеткульта как движения «теоретически Неверного и практически вредного». Вред усматривался в том, что под Видом «пролетарской культуры» обществу прибиваются нелепые, извращенные вкусы, а вместо помощи молодежи серьезно учиться нанизывались полубуржуазные философские системы и выдумки.
Однако пролеткультовские идеи оказались живучими и обнаруживались в программах многих творческих объединений, возникавших в 20-х годах и включавших в свои ряды талантливую, прошедшую Гражданскую войну молодежь. Только с 1920 по 1926 года впервые выступили в печати более 150 таких писателей, среди них Н, Асеев, А. Жаров, В. Каверин, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, Н. Тихонов, А. Фадеев, М. Шолохов.
Пролеткультовские идеи давали о себе знать в творчестве писателей объединения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАГТП, 1920), литературной группы «Кузница» (1920) и в ряде новых объединений, литературных групп, возникших в основном в 1922 - 1923 годах (только в Москве насчитывалось более 30 литературных течений). Заметный след в литературной жизни оставили группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922), литературная группа «Молодая гвардия» (1922), «Левый фронт искусств» (1922), Московская ассоциация пролетарских писателей (1923), Литературный центр конструктивистов (1923), литературная группа «Перевал» (1923), Всесоюзная и Всероссийская ассоциации проле-
20
тарских писателей (1925), Всесоюзное объединение крестьянских писателей (1926).
До 1924 г. существовала возникшая в 1919 г. литературная группа «Имажинисты», представители которой декларировали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал С. Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка.
В литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так называемый левый фланг искусства, искало новые формы. Другое имело поиски в русле традиционного реалистического искусства. Активными борцами за литературу, создаваемую силами писателей-пролетариев, были ассоциации ВАГТП, МАПП, РАПП и журналы «На посту» (1923 - 1925), «На литературном посту» (1926 - 1932). Литературно-художественные силы тех лет делились в журнале на три лагеря: пролетарские, крестьянские писатели и «попутчики». «Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области литературы, выступали от лица рабочего класса, подвергали разгромной критике «попутчиков», к которым относили, например, В. Маяковского, М. Горького, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.
Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», в котором публиковались наиболее яркие, вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов, произведения. Главный редактор журнала А. Воронский выступал за приоритет эстетических критериев над политическими, считая, что пролетарское течение равноправно другим и не должно пользоваться Привилегиями.
Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (от 18 июня 1925) осуждала крайности «напостовской» линии, призывала бережно относиться к «попутчикам», но в целом высказывала поддержку пролетарским литературно-художественным силам. Видимо, поэтому коренных изменений в позиции «неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литературе не произошло. В 1927 году сторонники РАПП добились отстранения Воронского
21
от руководства «Красной новью» за отстаивание реализма и классических традиций, а позднее обрушились на школу профессора В. Переверзева за некое вульгарно-социологическое истолкование литературных явлений. Весной 1928 г. состоялся Первый съезд писателей страны, на котором создано Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей - ВОАПП во главе с Л. Авербахом, П. Керженцевым, А. Фадеевым и др. Рапповцы расширили свое влияние.
В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 20-е годы созданы произведения, вошедшие в золотой фонд отечественной культуры. В 1922 году посмертно опубликованы мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Толстой написал романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928); М. Вересаев - «В тупике» (1922), «Пушкин в жизни» (1927). С. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Онегина», «Черный человек» (1925). А. Горький, проведший большую часть 20-х годов за границей, написал «Мои университеты» (1923), «Дело Артамоновых» (1925). Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. Фурманова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925); А. Серафимовича «Железный поток» (1924); И. Бабеля «Конармия» (1926); М. Булгакова «Белая гвардия» (1927); М. Шолохова «Тихий Дон» (1-я часть, 1928). Одним из первых романов на тему восстановления промышленности стал «Цемент» (1925) Ф. Гладкова. Широкое признание получили «Города и годы» (1924) К. Федина, «Одеты камнем» (1925) О. Форш. Критическое отношение писателей к советской действительности выражено в антиутопии «Мы» (1924) Е. Замятина, в сборнике рассказов «Роковые яйца» (1925) М. Булгакова, в «Повести непогашенной луны» (1927) Б. Пильняка.