Бесценным даром современникам и потомкам стало поэтическое творчество С. Есенина и В. Маяковского. В полный голос заявили о себе в 20-е годы поэты Н. Асеев, Э. Багрицкий, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Сурков. Родоначальниками советской детской литературы стали Б. Житков, С. Маршак, К. Чуковский.
Русская деревня в 20-е годы также приобрела новых оригинальных художников. Наряду с такими талантами, как С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков,
22
П. Карлов, А. Ширяевец, еще в 1914 - 1915 годах составившими группу «Новокрестьянские поэты», стали певцами деревни (расширительно - всей крестьянской России) и выразителями ее проблем П. Васильев, А. Ганин, И. Грузинов, Г. Деев-ХомяковскиЙ, И. Дорошин, П. Дружинин, А. Жаров, М. Исаковский, И. Молчанов, В. Наседкин, П. Орешин, А. Прокофьев, П. Родимов. Отличительной особенностью крестьянской поэзии была ее сдержанность к историческому пафосу современности.
5.2. Искусство
Изобразительное, как и другие виды, искусство развивалось в 20-е годы в условиях противостояния и взаимодействия различных объединений и группировок. Основной тон задавала Ассоциация художников революционной России (АХРР). Активно проявляли себя художники, составлявшие «Общество станковистов» и общество «Четыре искусства». ,
Традиции «Мира искусства» (художественное течение «Серебряного века») продолжали художники общества «Жар-цвет» (1923), традиции «Бубнового валета» - художники объединений «Маковец», «Бытие» и «НОЖ» (Новое общество живописцев). В 1925 году «бубновалетовцы» создали объединение «Московские живописцы». В 1926 году это объединение в полном составе вошло в АХРР, однако в 1927 году большая его часть вышла из ассоциации и учредила в 1928 году Общество московских художников (ОМХ).
К. Малевич, основоположник одного из видов абстрактного искусства «супрематизма» (комбинирование на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета) и лидер витебского объединения «Утвердители нового искусства», в 1924 году стал директором Государственного института художественной культуры в Ленинграде. Московский институт художественной культуры находился под влиянием абстракциониста В. Кандинского. Борьба за Советскую власть, восстановление народного хозяйства стали темами картин И. Бродского, Л. Дейнеки, К. Петрова-Водкина, Ю. Пименова, П. Соколова-Скаля. М. Греков начал создавать советскую батальную живопись.
В 1926 г. в Москве образовалось Общество русских скульпторов, в которое
23
вошли мастера различных художественных школ и ориентации. Москва была украшена известной скульптурой «Булыжник - орудие пролетариата» (1927) И. Шадра. Н. Андреев стал автором памятников А.И. Герцену и Н.П. Огареву у старого здания Московского университета (1922), А.Н. Островскому у Малого театра (1929). С. Меркуров изваял скульптуру К.А. Тимирязева у Никитских ворот (1923).
В архитектуре наибольшее признание в 20-е годы получил и конструктивизм, развиваемый Обществом современных архитекторов (1925), и рационализм, проявившийся в творчестве архитекторов Ассоциации новых архитекторов (1923). Идеи конструктивизма проповедовали В. Татлин, Л. Лисицкий, И. Леонидов. Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины в 1923 году разработали проект Дворца труда в Москве, который не был осуществлен, однако способствовал утверждению конструктивистского направления в архитектуре. По проектам Весниных воздвигнуты редакционное здание газеты «Ленинградская правда» (1924), Дом акционерного общества «Аркос» (1924). По проектам К. Мельникова сооружены павильон и торговый сектор СССР на международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже (1925), клубы завода «Каучук» (1927), имени И.В. Русакова, собственный дом архитектора в Кривоарбатском переулке Москвы (1927 - 1929).
В 1928 - 1930 годы по проекту конструктивиста М. Гинзбурга в Москве построен экспериментальный «коммунальный» дом (Новинский бульвар, 25) для сотрудников Наркомфина, завершавший эпоху длительных поисков кардинальной перестройки в сфере социально-бытового уклада молодой Советской республики. Индивидуальные квартиры сочетаются здесь с помещениями, предназначенными для коллективного обслуживания обитателей. Здание стало прообразом многих домов нового быта, в том числе возведенного в 1969 г. Дома аспиранта и стажера МГУ. В целом, однако, проекты новых жилых комплексов, предлагавших утопические идеи и, как правило, осуществлявшиеся со значительными отклонениями от первоначальных замыслов, успеха не имели. В
20-е годы разрабатывались также планы реконструкции Москвы (руководители
24
A.Щусев, И. Жолтовский) и Ленинграда (И. Фомин). Приумножение культур
ного достояния в эти годы сочеталось с варварским уничтожением ценнейших
историко-архитектурных памятников.
В 20-е годы одну из первых ролей в просвещении и воспитании масс стал играть кинематограф. Вслед за первым полнометражным документальным фильмом о Гражданской войне, снятом в 1920 году, появились и художественные картины: о народовольцах - «Дворец и крепость» (1923; режиссер А. Ивановский), С. Эйзенштейна о революционной борьбе: «Стачка» и «Броненосец «Потемкин» (1925); В. Пудовкина - «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928). На экраны вышли приключенческий и фантастический фильмы «Красные дьяволята» (1923) И. Перестиани и «Аэлита» (1924) Я. Протазанова; кинокомедия «Папиросница от Моссельпрома» (1924) Ю. Желябужского. Становление и развитие кинодокументалистики связано с именем Д. Вертова, создателя киножурнала «Кино-правда» (1922 - 1925), фильма «Шестая часть мира» (1926), и творчеством других режиссеров.
Большим успехом у зрителей пользовались такие театральные постановки, как «Любовь Яровая» К. Тренева и «Дни Турбиных» М. Булгакова в Малом театре (1926); «Шторм» В. Билль-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (1926); «Разлом» Б. Лавренева в Театре имени Вахтангова (1927. Прочное место в репертуаре занимала классика (пьесы А. Островского, Н. Гоголя и др.). Наряду с признанными мастерами театра К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко широкую известность приобрели Е. Вахтангов, Вс. Мейерхольд, А. Таиров. На сцене блистали артисты В. Качалов, В. Пашенная, Н. Хмелев, Б. Щукин; молодые актеры Н. Баталов, Е. Гоголева, Б.Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.
Крупные симфонические произведения создали в 20-е годы композиторы Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Д. Шостакович. В различных музыкальных жанрах проявили себя И. Дунаевский, Д. Кабалевский, братья Дмитрий и Даниил Покрас,
B.Шебалин. Пианист Л. Оборин занял первое место на Международном конкурсе
имени Шопена (1927). Среди вокалистов выделялись В. Барсова, С. Лемешев,
И. Козловский, М. Максакова.
25
Определенный вклад в отечественную культуру вносили представители культуры российского зарубежья. Высокого уровня культурными ценностями стали: проза, поэзия и публицистика нобелевского лауреата И. Бунина, И. Шмелева, Д. Мережковского, С. Черного, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова; музыка и исполнительское искусство С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Глазунова,
A.Гречанинова, Ф. Шаляпина, Н. Плевиикой; театр М. Чехова и балет М. Фокина,
B.Нижинского, С. Лифаря; живопись К. Коровина, В. Кандинского, Н. и С. Рери
хов, М. Ларионова, Ф. Малявина, 3. Серебряковой; философия И. Ильина,
Н. Бердяева, Л. Карсавина, Н. Лосского, С. Франка, Б. Вышеславцева; правоведе
ние Н. Алексеева, П. Новгородцева, П. Тройского; богословие митрополита Ан
тония (А. Храповицкого), В. Ильина; исторические труды академика Н. Конда
кова, Г. Вернадского, М. Ростовцева, П. Бицилли, П. Милюкова, С. Мельгунова,
А. Лампе; лингвистика Н. Трубецкого, Р. Якобсона; социология П. Сорокина;
геополитика и геоэкономика П. Савицкого; экономическая теория В. Леонтьева,
изобретения В. Зворыкина, И. Сикорского, С. Тимошенко и многих других -
важнейшие источники обогащения культуры постсоветской России.
5.3. Средства массовой информации
В 20-е годы существенно обновились средства массовой информации. К середине десятилетия в основном сложилась сеть периодических изданий. Массовыми тиражами выпускались газеты «Труд» (с 1921), «Рабочая газета» (1922), «Крестьянская газета» (1923), центральная военная газета «Красная Звезда» (1924), «Учительская газета» (1924), «Комсомольская правда» (1925); журналы «Пролетарская революция» (1921), «Под знаменем марксизма» (1922), «Большевик» (1924) и др. Расширяли деятельность государственные издательства. Краткий период подъема пережили частные (в феврале 1922 в одной только Москве зарегистрировано свыше 143 частных издательств, выпустивших несколько сот названий книг и около 35 периодических изданий). В 1928 г. в стране издано 226 млн. экземпляров книг и 229 млн. журналов. Разовый тираж издающихся в стране газет достиг 9 млн. экземпляров.
С 1921 года на главных площадях крупных городов размещались громкогово-
26
рящие радиотелефонные установки, периодически передававшие сообщения Российского телеграфного агентства. С 12 октября 1924 года начались ежедневные передачи радиопрограмм, ширилась сеть радиовешания. В 1928 году в стране насчитывалось около 100 тыс. радиоточек. Радио стало одним из ведущих средств массовой коммуникации. Многие тысячи людей не только в центральных городах, но и на далеких окраинах получили возможность следить за новостями политической и культурной жизни страны в условиях реального времени, знакомиться с классической и новейшей литературой, музыкой, театральными произведениями .