ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Отечественная история»
на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1920-Е ГГ.»
Выполнил студент гр. 08М4з Бирюков А.В.
Проверил преподаватель ___________
ПЕНЗА 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ............................. 4
2. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ................................ 6
3. ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ................................ 9
4. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. 1921 - 1928.......................................... 12
4.1. Образование............................................................................................ 12
4.2. Наука....................................................................................................... 16
5.КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ............................ 20
5.7. Литературно-художественная жизнь страны............................... 20
5.2. Искусство................................................................................................ 23
5.3. Средства массовой информации........................................................ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................... 29
ВВЕДЕНИЕ
Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая «культурная революция», под которой подразумевались переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психологии. Революция не мыслилась без подавления всякого рода носителей антисоветского и антикоммунистического сознания. Она нацеливалась на создание культуры принципиально нового типа - социалистической по содержанию, интернациональной по природе (состоящей из, лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме. Придавая громадное значение предстоящему перевороту в культурной сфере, Ленин в своем «Завещании» подчеркивал: «Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной» .
Ратьковский И.С, Ходяков М.В. История Советской России - СПб.: Лань, 2001.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕУПРАВЛЕНИЕКУЛЬТУРОЙ
Важнейшее место в государственном управлении культурой занимал Народный комиссариат просвещения РСФСР, призванный руководить не только просвещением, но и внешкольным образованием, литературой, театрами, изобразительным искусством, музыкой. Для этого в Наркомпросе был создан Отдел просвещения национальных меньшинств. Местные Советы имели отделы народного образования, которым подчинялись все (и общественные, и частные) учреждения культуры. Партийное руководство культурой осуществлял созданный в 1920 году Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Помимо него при ЦК работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радиокомиссия, кинокомиссия. В 1922 году в составе Наркомпроса созданы Главное управление по делам литературы и издательств, на которое возлагались функции цензуры, и Главный репертуарный комитет, ведавший цензурой театрально-концертной деятельности. Координация руководства культурой во всесоюзном масштабе осуществлялась Совещанием наркомов просвещения республик.
Переход к мирному строительству после Гражданской войны выявил огромный недостаток в образованных кадрах для создания государственного аппарата, управления народным хозяйством, армией, собственно культурой. Провозглашена была политика привлечения интеллигенции к сотрудничеству с Советской властью с последующим ее перевоспитанием в советском духе или заменой новыми кадрами специалистов.
Значительная часть старой интеллигенции, руководствуясь идеей служения своему народу, пошла на сотрудничество с новой властью, часть заняла выжидательную позицию. Переход к нэпу был воспринят ею как начало эволюции Советской власти в направлении демократии и породил такое явление, как «сменовеховство». Название произошло от сборника «Смена вех», изданного в Праге в 1921 году. Стремясь расширить в условиях нэпа социальную опору в непролетарских массах, Советская власть разрешила издание в стране ряда журналов различных направлений, в том числе сменовеховских. Наиболее яркими выразителями сменове-
4
ховских идей были в зарубежье Ю.В. Ключников и Н.В. Устрялов (возвратившиеся в Россию соответственно в 1922 г. и 1935 г. и погибшие в условиях необоснованных репрессий 1937 - 1938 гг.), в СССР - литератор И.Г. Лежнев, редактировавший в 1922 - 1926 годах сменовеховский журнал «Новая Россия».
Суть этого идейного движения сводилась к признанию Советской власти -как сумевшей спасти государственность в России и введением нэпа найти выход из революционной «смуты». Призывы «сменовеховцев» к сотрудничеству с ней основывались на том, что жизнь сама заставит большевиков пойти по пути возрождения и разумного устройства страны, вопреки всей их революционной риторике. Переход к нэпу и сменовеховство способствовали возвращению эмигрантов на родину. За 1921 - 1931 года в Россию вернулось 181432 эмигранта, из них 121843 (две трети) - в 1921-м году. Советская власть допустила также свободное соревнование различных группировок в литературе и искусстве, ставшее основой для образования группы писателей, названных «попутчиками». Автором такого определения, широко вошедшего в практику после 1923 года, был Л.Д. Троцкий. К ним относили писателей непролетарского происхождения, которые принимали Советскую власть, сотрудничали с ней, но в политическом отношении хотели оставаться нейтральными".
2История России. Теории изучения. В 2-х кн. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2001.5
2. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Однако классовый подход оставался главным принципом выстраивания властной политики в отношении интеллигенции. При малейшем подозрении в противодействии власть немедленно прибегала к репрессиям. В 1921 году более 200 человек были арестованы по делу так называемой Петроградской боевой организации во главе с В.Н. Таганцевым (профессор географии, секретарь Сапропелевого комитета Академии наук). Среди них оказались многие представители научной и творческой интеллигенции. По решению Петроградской ЧК от 24 августа, 61 из арестованных, включая выдающегося русского поэта Н.С. Гумилева, были расстреляны.
В июне 1921 года Ф.Э. Дзержинский направил в Политбюро ЦК РКП(б) подготовленную особоуполномоченным ГПУ Я.С. Аграновым докладную записку об антисоветских организациях с,реди интеллигенции, из которой следовало, что нэп создает опасность объединения и консолидации сил буржуазных и мелкобуржуазных групп. Особое внимание обращалось на деятельность антисоветской профессуры в вузах (прежде всего в Московском высшем техническом училище и университете), различных научных обществах. Непримиримых противников Советской власти обнаружили вокруг журналов «Экономист», «Экономическое возрождение», «Летопись Дома литераторов», вестника Пироговского общества врачей, а также частных издательств. Отмечалось, что вокруг издательства «Задруга» группировались члены партии энесов, а издательства «Берег» - преимущественно члены ЦК партии кадетов; издательство «Книга» находится в руках ЦК меньшевиков. Антисоветская интеллигенция использовала для проведения решений, противоречащих политике Советской власти, различные съезды и всероссийские совещания спецов, устраиваемые различными наркоматами, а также кооперацию, тресты, торговые учреждения и объединения. В записке подчеркивалась «необходимость решительного проведения ряда мероприятий, могущих предотвратить возможные политические осложнения».
На основании этой записки 8 июня 1922 года Политбюро создало специ-
6
альную комиссию в составе И.С. Уншлихта, Д.И. Курского и Л.Б. Каменева. Она должна была подготовить предложения по арестам и высылке интеллигенции, закрытию органов печати. Инициатива высылки принадлежала Ленину, а контроль за исполнением операции был возложен на Сталина. «Надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго», - писал Ленин. Политбюро несколько раз рассматривало работу комиссии по высылке интеллигенции, находя ее неудовлетворительной «как в смысле недостаточной величины списка, так и в смысле его недостаточного обоснования».
С июля 1922 по апрель 1923 года из России в несколько приемов было выслано более ста старых интеллигентов (вместе с семьями - более 200). Среди них были профессора Московского университета, Московского высшего технического училища, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, Института инженеров путей сообщения, Археологического института; лица, проходящие по делу издательства «Берег» и по делу группы В.В. Абрикосова -священника римско-католической церкви в Москве, сторонника объединения римско-католической и православных церквей, друга Патриарха Московского и всея России Тихона; агрономы, кооператоры, врачи, инженеры, литераторы. Среди высланных были также бывший ректор М.М. Новиков и декан физико-математического факультета Московского университета В.В. Стратонов; экономисты С.Н. Прокопович и Б.Д. Брупкус, историк А.А. Кизеветтер, писатель М.А. Осоргин, философы Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, Ф.А. Степун, С.Л. Франк. Нашумевшая высылка вошла в историю под названием «философский пароход».