Смекни!
smekni.com

История Маршалловых Островов (стр. 1 из 4)



План
Введение
1 Доколониальный период
1.1 Заселение островов
1.2 Маршалльское общество

2 Исследование архипелага
2.1 Испанские путешественники
2.2 Дальнейшее исследование Маршалловых островов

3 Китобои и работорговцы
4 Миссионеры
5 Германский период
6 Японский период и Вторая мировая война
7 Американский период
8 Современный период
Список литературы

Введение

Открытие Маршалловых островов европейцами стало началом глубоких социальных перемен в жизни коренного населения архипелага. В ходе европейского исследования острова Океании попадали под всё больший контроль со стороны чужеземцев. Первоначально низменные атоллы не вызывали особого интереса у европейцев в отличие от возвышенных, богатых ресурсами других островов региона, но постепенно ситуация менялась. В 1820-х годах Маршалловы острова, как и соседние острова Гилберта (сейчас часть Республики Кирибати), стали привлекать судна китобоев, которые искали воду и пищу для пополнению трюмов. Некоторые члены экипажа оставались на островах, становясь впоследствии местными торговцами. За ними последовали так называемые «охотники за чёрными дроздами», которые вербовали местных жителей для принудительной работы на плантациях Фиджи, Самоа, Квинсленда (Австралия) и Перу. С появлением миссионеров и колониальной администрации на некоторых островах было восстановлено подобие мира и стабильности, хотя коренные жители Маршалловых островов продолжали страдать от завезённых европейцами различных заболеваний, которые ранее никогда не встречались на архипелаге. С конца XIX века маршалльцы пережили три колониального режима: первоначально немцев, с началом Первой мировой войны — японцев, а после их поражения во Второй мировой войне — американцев. Колониальные власти стали причиной глубоких перемен в жизни коренного населения, в основном через влияние новых религиозных и экономических отношений. После Второй мировой войны и ядерных испытаний на атоллах Бикини и Эниветок Маршалловы острова стали известны всему миру, хотя и дорогой ценой. Добившись автономии, а затем и независимости (правда, в виде «свободной ассоциации» с США), архипелаг столкнулся с новыми проблемами, связанными с такими понятиями, как модернизация, глобализация, изменение глобального климата.

1. Доколониальный период

1.1. Заселение островов

Колонизация Маршалловых островов, как и других островов Микронезии, изучена достаточно плохо по сравнению с теми знаниями, которые имеются о колонизации соседней Полинезии. Тем не менее немцами во время управления архипелагом были собраны богатые этнографические сведения, и во многом благодаря германской экспедиции 1908—1910 годов стало известно о традиционном образе жизни маршалльцев.

Самые западные острова Микронезии были колонизированы около 2000—1500 годов до н. э. непосредственно с островной части Юго-Восточной Азии народами, говорившими на австронезийских языках. Около 2000 лет назад народы, говорившие на океанийских языках, основали свои поселениях на некоторых вулканических островах центральной части Микронезии (Чуук, Понпеи и Косраэ). Примерно в это же время были заселены атоллы Маршалловых островов[1].

1.2. Маршалльское общество

Ещё до появления на Маршалловых островах европейцев местное население было разделено на отдельные группы, члены которых обладали определёнными правами и обязанностями. В основе социальной организации маршалльского общества лежал вопрос о собственности на землю. Каждое поселение состояло из нескольких матрилинейных кланов (или марш. jowi). Основной формой социальной организации был род (или марш. bwij), представлявший собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку и построенный на основе матрилинейной системы, в которой все земельные права передавались по материнской линии[2].

Глава клана (марш. alab, или марш. alap), обычно старейший мужчина главной линии рода, управлял землевладениями, принадлежавшими клану[3]. Землевладение (или марш. wāto) представляло собой небольшую полоску земли, тянувшуюся от лагуны до океанического побережья. Одно или более землевладений находились под контролем матрилинейной линии. Главы кланов организовывали и управляли деятельностью людей, выделяли родам в пределах одного клана землю для пользования, а также организовывали и следили за работой общинников (марш. kajur), которые обеспечивали местных вождей едой, ремесленными изделиями, каноэ, преподносили им различные дары (или марш. ekkan). Общинники обладали земельными правами, но они постоянно перераспределялись главой клана. Сушкой кокосов и производством копры занимались работники (марш. drijerbal).

Местный вождь (марш. irooj, или марш. iroij, а если женщина — марш. leroij), наследственный глава рода, был наделён широкими полномочиями. Формально вся земля на атолле или его части (моту) принадлежала ему, хотя любой человек, родившийся от женщины рода, наследовал право обрабатывать землю, на которой проживал этот род. Вождь также мог лишить жизни любого общинника, если тот нарушил какое-то правило. Также он решал земельные споры, защищал общинников от постоянных нападений соседних вождей, а иногда и вступал с ними в союз. На Маршалловых островах также существовал верховный вождь (марш. iroijlaplap), которому подчинялись вожди различных родов: они выплачивали ему дань.

2. Исследование архипелага

2.1. Испанские путешественники

Письменная история островов Океании начинается с кругосветного путешествия испанского мореплавателя родом из Португалии Фернана Магеллана, длившегося с 1519 по 1521 года. Целью плавания было найти западный путь к Молуккским островам, богатых различными пряностями, которые высоко ценились в Европе. Спустя девяносто восемь дней после пересечения Магелланова пролива, разделяющего Южную Америку и архипелаг Огненная Земля, путешественник достиг острова Гуам[4].

Впоследствии другие корабли экспедиции подошли к Марианским островам, где моряки смогли пополнить запасы продовольствия и пресной воды. Плывя на запад, Магеллан достиг Филиппинских островов, где и погиб в результате стычки с туземцами[4]. Оставшиеся корабли под командованием д'Элькано дошли до Молуккских островов, после чего направились на запад, вернувшись в Испанию в 1522 году с грузом пряностей.

Новые открытия, неопределённость границ владений, оспаривание прав на Молуккские острова привели к обострению отношений между Португалией и Испанией, основными колониальными соперниками эпохи. Португалия, опиравшаяся на условия Тордесильясского договора 1494 года, считала острова своей собственностью, в то время как Испания, исходя из открытий Магеллана, — своей. Обе страны тайно готовили экспедиции. Португалия собиралась захватить острова через «восточный путь», отправив корабли с баз в Африке через Индийский океан на свою базу Малакка на Малайском полуострове, а оттуда — на Молуккские острова[5]. Испания же выбрала «западный путь», основанный на данных экспедиции Магеллана: корабли должны были проплыть Атлантический океан, обогнуть Южную Америку, выйти в Тихий океан и, двигаясь на запад, выйти на Молуккские острова[5]. Именно борьба за «Острова Пряностей» стала причиной открытия Маршалловых островов.

В июле 1525 года испанцами были снаряжены семь кораблей под командованием Хуана Гарсия Хофре де Лоайсы[5]. Экспедицию везде преследовали неудачи, разрушительные штормы, и, когда она вошла в тихоокеанские воды, из семи кораблей сохранились всего два, а затем одно из суден было вынуждено отправиться на ремонт в Мексику[5]. Вскоре Лоайса умер, как и следующий командир Себастьян дель Кано. Командование единственным сохранившимся кораблём, «Санта-Мария-де-ла-Виктория», перешло к Торибио Алонсо де Салазару[6]. Двигаясь в северном направлении, 21 августа 1526 года[7] команда судна заметила на горизонте сушу. Удалившись от берега, испанцы намеревались утром бросить якорь у острова, но, не найдя подходящего места для причала, путешественники решили не высаживаться на нём. Назвав остров «Сан-Бартоломе» (в честь Святого Варфаломея), мореплаватели двинулись в путь[6]. Так испанцы открыли первый атолл Маршалловых островов, который сейчас носит название Бокак (или Таонги)[8]. Дальнейшая судьба «Санта-Мария-де-ла-Виктории» сложилась печально: в октябре 1526 года на судно напали португальцы. Оно было сожжено, а выжившие члены экипажа были вынуждены отсиживаться в форте на острове Тидоре (Молуккские острова), дожидаясь помощи испанцев[5].

Испанский король (и одновременно император Священной Римской империи) Карл V, посчитав, что экспедиция Лоайсы скоро захватит Молуккские острова (связь с экспедиционными кораблями в то время была очень плохой), решил направить им на помощь новую экспедицию, которая также должна была найти исчезнувший корабль Магеллана «Тринидад». Эту идею поддержал испанский конкистадор Эрнан Кортес, который предложил отправить корабли с западного побережья Мексики, чтобы путешественникам не пришлось огибать на Южную Америку[9].

В октябре 1527 года команда в 115 человек под командованием Альваро де Сааведры Серон, двоюродного брата Кортеса, отправилась в путь[9]. Накануне Нового года путешественником были открыты четыре острова в архипелаге Маршалловы острова: Утирик, Така, Ронгелап и Аилингинаэ (последние два были названы «Los Reyes»)[10]. Как и экспедиция Лоайсы, Сааведра терпел одни неудачи. Из трёх кораблей до Гуама доплыл только один, «Флорида»[5]. Добравшись до Филиппинских островов, путешественник узнал о том, что восемьдесят человек из команды Лоайсы оборонялись на острове Тидоре, однако экспедиция Сааведры, которая к тому времени составляла всего тридцать человек, ничем не могла помочь своим соотечественникам, поэтому капитан принял решение вернуться в Мексику, переплыв Тихий океан с запада на восток[11]. Обогнув с севера Молуккские острова, проплыв вдоль северного побережья острова Новая Гвинея и достигнув острова Манус, Сааведра взял курс на север к Каролинским островам, где также сделал несколько открытий. Но направление ветра было весьма неблагоприятным, поэтому мореплаватель был вынужден вернуться к Молуккским островам[12].