Смекни!
smekni.com

Вифанская духовная семинария (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 История
2 Известные выпускники
3 Другие известные преподаватели семинарии
4 Ректоры семинарии
5 Библиотека и фонды
6 Источники

Список литературы

Введение

Вифанская духовная семинария — духовное учебное заведение при Спасо-Вифанском монастыре[1]. Учреждено 1 (12) мая 1797. Название по имени монастыря, который, в свою очередь, получил имя от придела соборной Преображенской церкви, освящённого во имя Лазаря, воскрешённого в Вифании Палестинской.

Современное название: Вифанская Православная Духовная Семинария[2].

1. История

Идея открытия семинарии принадлежит ректору Троице-Сергиевой семинарии архиепископу Московскому Платону. После коронации Павла I он пригласил императора на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, где император посетил скит монастыря, расположенный неподалёку, в Корбухе. Вскоре после посещения скита Павел I подписал указ об учреждении 2-классного Вифанского в честь Преображения Господня монастыря. Его же указом 1 мая 1797 г. была учреждена и Вифанская семинария на 100 учеников. Прежняя Корбуха также была переименована в Вифанию[3][2].

Не дожидаясь окончания строительства, для подготовки кадров арх. Платон создал при Троице-Сергиевой семинарии особое отделение, которое через 3 года переехало в только что отстроенный на берегу Вифанского пруда корпус. Построенное по проекту архитектора С. Болдырева П-образное здание благодаря декоративным башням и рву с подъёмным мостом напоминало замок. Открытие семинарии состоялось в августе 1800 г[3].

Курс обучения в семинарии делился на низший и высший грамматические классы, классы риторики, философии и богословия. Преподавались словесность, всеобщая история, философия, математика и физика, богословие изъяснительное, созерцательное и нравственное, археология, Священное Писание, церковная история, древние (латинский, греческий) и новые (немецкий и французский) языки. Некоторые предметы преподавались на латыни. Ученики Лаврской и Вифанской семинарий совместно участвовали в диспутах на латинском языке по философии и богословию[2].

В богословском классе семинарии установили орган, преподнесённый графиней А. А. Орловой-Чесменской Московскому митрополиту Платону. Это позволило обеспечить дополнительное музыкальное образование семинаристов. Из их числа были организованы оркестры, управляли которыми специально нанятые капельмейстеры. Семинаристы занимались также декламацией, пением, постановкой мистерий[3].

Благодаря содействию митрополита Платона в обеспечении семинарии, все её учащиеся находились на казённом содержании. В первые годы семинария была образцовой как в материальном аспекте, так и по составу учащихся: принимая в семинарию наиболее одарённых учеников, Платон регулярно отсылал из неё неспособных в другие семинарии. Материальное положение семинарии оставалось прочным и в начале XIX века[3].

В 1797—1804 гг. семинария находилась под управлением ректора Троицкой духовной семинарии и Московской духовной академии Августина (Виноградского; впосл. архиепископ Московский). В 1804—1812 гг. ректором семинарии был архимандрит Гедеон (Фомин)[3].

В 1814 году в ходе реформы духовного образования было принято решение Вифанскую семинарию закрыть. Однако ходатайством её бывшего ректора архиепископа Августина (Виноградского) 21 сентября 1814 г. Синод постановил открыть семинарию. 5 ноября 1814 года семинария была открыта вновь, в преобразованном составе. Из прежних учеников в неё зачислили 63 чел., и ещё 203 были переведены

· 133 — из Троицкой духовной семинарии,

· 50 — из бывшей Славяно-греко-латинской академии

· 20 — из закрытой Дмитровской духовной семинарии

Общее число учащихся (266 чел.) существенно превысило допустимую для семинарского здания норму. Однако в последующие годы число учеников в семинарии продолжало расти:

· в 1824 году — 284 чел.

· в 1826 году — 298 чел.

· в 1838 году — 365 чел.

и поэтому встал вопрос о строительстве новых зданий. 4 сентября 1826 года был издан указ о выделении средств на строительство нового корпуса. Его строительство было завершено в 1829 году. В 1832 году при семинарии возвели корпус для столовой, в 1842 году — больничный флигель, в 1846 году — баню, в 1867 году — корпус для семейных преподавателей.[3]

В ведении семинарии в XIX веке состояли духовные училища: Звенигородское, Дмитровское и позже Волоколамское. В них учились выходцы из приходов Верейского, Звенигородского, Можайского, Рузского, Волоколамского, Клинского и Дмитровского уездов. В семинарии также были учащиеся из других епархий, в том числе из Переславского и Александровского уездов Владимирской губернии. Начиная с 1850-х годов в семинарии обучались сербы, черногорцы и болгары. При святителе Филарете на лекции в семинарии начали допускаться вольнослушатели[3].

Начиная с 1814 г. учащиеся семинарии стали делиться на казённых и пансионеров. К первым относились воспитанники, за которых епархия или родители вносили полную сумму их содержания. Пансионеры оплачивали только питание и жильё в общежитии, размер оплаты зависел от материального положения семинариста. Это позволяло обучаться в семинарии юношам из бедных семей. Льготы ученикам и постепенное обесценение ассигнаций привели к тому, что, несмотря на поступавшие пожертвования, материальное положение семинарии стало ухудшаться. К середине XIX века из элитного учебного заведения она превратилась в духовную школу для юношей из бедных слоёв духовного сословия, выпускники которой служили в сельских приходах[3].

В 1830 г. курс обучения в семинарии состоял из низшего, среднего и высшего отделений, в которых преподавались словесность, всеобщая история, древние (латинский, греческий и древнееврейский) и новые (немецкий и французский) языки, математика, физика, философские и богословские науки, библейская и церковная история[3].

В 1840 г. по инициативе обер-прокурора Синода графа Н. А. Протасова, система духовного образования была частично перестроена в видах усиления церковно-исторических дисциплин и придания семинарскому образованию более практического направления. Однако в Вифанской семинарии это не повлекло за собою радикальных перемен, так как в ней и ранее, ещё по установлениям митрополита Платона, большое внимание уделялось истории. То, что из преподавания была исключена философия, возмещалось тем, что на уроках латыни учащиеся переводили «философские системы». Начиная с 1840 года преподавание стало вестись на русском языке[3].

В 1859 г. оклады служащих семинарии были увеличены и уравнены с окладами служащих в Санкт-Петербургской духовной семинарии[3].

Реформа 1867 года, обусловленная принятием нового устава духовных семинарий, вновь едва не привела к закрытию семинарии. Состояние её зданий не соответствовало предъявляемым требованиям, а средств на ремонт не было. Кроме того, в 1860-х годах уменьшилось количество приходов, и на некоторое время вообще отпала нужда в новых священнослужителях. Вопрос о необходимости сохранения Вифанской семинарии был поставлен на съезде московского духовенства 30 августа 1869 г. Апеллируя к её важному значению, особенно для подготовки сельского духовенства, выпускники семинарии и рядовые граждане спасли семинарию от закрытия[3].

До 1872 г. приём и выпуск из Вифанской семинарии проходили 1 раз в 2 года. В 1870/71 учебном году семинария перешла к учебным программам с шестью одногодичными курсами. К 1870-м годам число учеников в семинарии уменьшилось, и в 1878 составило 249 воспитанников. В 1884 году был принят устав духовных семинарий, обязывавший открывать при них образцовые начальные школы. Таковая была открыта при Вифанской семинарии в 1886 году[3].

Вифанская семинария не осталась в стороне от революционных событий 1905—1907 гг. Представители семинарии участвовали в работе нелегального Всероссийского общесеминарского съезда в Москве (25-27 декабря 1906 года). В апреле 1907 года учащиеся семинарии подписали петицию против распоряжения правления семинарии об увольнении нескольких учеников. В ответ на это в семинарии было проведено массовое отчисление воспитанников, и выпуск 1908 года не состоялся[3].

Последний набор в Вифанскую семинарию состоялся в 1917 году. 11 ноября «ввиду тяжёлых экономических условий» занятия были прекращены, и воспитанники отпущены домой. Согласно распоряжению, перерыв был объявлен «по 5 февраля 1918 г.», однако после этого занятия в семинарии так и не возобновились[3].

В 1925—1932 и 1944—1975 гг. здания семинарии занимал детский дом. В старом семинарском корпусе разместился кожно-венерологический диспансер, в новом корпусе — Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум[3].

В 1993 г. новый семинарский корпус сгорел, его руины в 1996 г. были переданы Троице-Сергиевой лавре, в 1997 г. лавра получила также часть старого корпуса[3].

2. Известные выпускники

За все время своего существования Вифанская семинария подготовила и выпустила свыше 3500 человек. Среди её выпускников — новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов, священник Константин Некрасов, диакон Николай Цветков, а также профессора Московский духовной академии А. И. Введенский, В. П. Виноградов, Д. Ф. Голубинский, П. И. Горский-Платонов, П. С. Казанский, Н. Ф. Каптерев, профессор Казанской духовной академии А. И. Гренков[3].

· Амвросий (Ключарев) (1820—1901) — епископ Харьковский и Ахтырский, богослов.

· Покровский, Александр Иванович (1873—1940) — богослов, деятель обновленческого движения[4].

· археолог К. И. Невоструев

· агроном-почвовед А. В. Советов и др.

· М. И. Смирнов (1868—1949) — историк, основатель Переславского краеведческого музея

· С. И. Смирнов (1870—1916) — историк церкви, брат М. И. Смирнова[5].

3. Другие известные преподаватели семинарии

· Ф. Ф. Исмайлов (1794—1863) — преподаватель физико-математических наук и французского языка[6]

· еп. Виссарион (Нечаев) (1823—1905) — преподаватель церковной и библейской исто­рии, церковной археологии и церковного законоведения[7]