Смекни!
smekni.com

Союз русского народа 2 (стр. 2 из 3)

Вскоре последовали расколы и в региональных отделах. В марте 1908 года произошёл раскол в Одесском отделе Союза русского народа, приведший к исключению сторонниками А. И. Коновницына активного монархического деятеля Одессы Б. А. Пеликана с группой сторонников, в связи с обвинением их в клевете. В конце июня 1908 года раскол произошёл и в Московском отделе Союза. По инициативе группы учредителей отдела были отстранены от руководства в губернском Совете протоиерей Иоанн Восторгов и архимандрит Макарий (Гневушев). Председателем был назначен основатель московского отдела Н. Н. Ознобишин. Не согласные с таким решением, сторонники отца Иоанна Восторгова 2 ноября этого же года организовали свой независимый Московский Союз русского народа. Реакцией со стороны Главного Совета Союза русского народа стало зачисление новой организации в список враждебных и сугубо вредных.

Пуришкевич тем временем, объединившись с исключенными и покинувшими Союз русского народа участниками, 8 ноября 1908 года создал новую организацию — «Русский народный союз имени Михаила Архангела». После отделения от Союза Московского отдела во главе с Иоанном Восторговым Пуришкевич поспешил наладить с ним связь, поддержав его оппозицию Дубровину.

С течением времени обстановка в организации обострилась ещё более, что привело к окончательному расколу Союза. Камнем преткновения стало отношение к Государственной Думе и Манифесту 17 октября. Мнения союзников относительно этих явлений разделились. Лидер Союза Дубровин был ярым противником нововведений, считая что любое ограничение самодержавия несёт негативные последствия для России, в то время как другой видный монархический деятель, Николай Евгеньевич Марков, считал Думу положительным явлением, приводя в числе аргументов то, что раз Манифест является волей Государя, долг каждого монархиста подчинится ему.

Способствовала расколу и история с убийством депутата Государственной Думы М. Я. Герценштейна 18 июля 1906 года. Расследование по этому делу выявило причастность к убийству некоторых членов союза, в том числе Н. М. Юскевича-Красковского, и послужило поводом для многочисленных обвинений в адрес «союзников», в числе которых оказался и сам Дубровин.[4] Большую роль в развитии скандала сыграл бывший член Союза Пруссаков, дававший показания, и обвинивший в причастности к преступлению Дубровина (позднее подобные показания ЧСК Временного правительства дали Зеленский и Половнев). В это же время была произведена попытка отравления Дубровина. Он выехал в Ялту на лечение, где ему покровительствовал градоначальник генерал И. А. Думбадзе.

Тем временем в Петербурге произошёл «тихий переворот» в Союзе русского народа. В декабре 1909 года оппонентами Дубровина на должность товарища председателя Главного Совета был поставлен граф Эммануил Иванович Коновницын. 20 июля 1909 Главный Совет был перенесен из дома Дубровина в дом № 3 на Басковом переулке. Дубровину поступило предложение ограничить свою власть, оставшись лишь почётным председателем и основателем Союза, передав руководство новому заместителю. Постепенно с руководящих постов были вытеснены сторонники Дубровина, и стали издаваться новые газета «Земщина» и журнал «Вестник Союза русского народа» вместо «Русского знамени». Противостоящие стороны обменивались заявлениями и письмами, обличительными высказываниями, выпускали противоречащие циркуляры и постановления, собирали съезды и форумы, что продолжалось в период с 1909 по 1912 год, и в конце концов привело к полному размежеванию и раздроблению Союза. В августе 1912 года был зарегистрирован устав «Всероссийского дубровинского союза русского народа», в ноябре 1912 года власть в Главном Совете Союза русского народа перешла к Маркову. Также от центра откололся ряд региональных отделений, заявивших о своей самостоятельности. Раздробление крупнейшей монархической организации империи не могло не отразиться на имидже патриотов-«черносотенцев», доверие к ним в глазах общества понизилось, от участия в монархической деятельности отошли многие члены Союза. Многие ультраправые деятели того времени считали, что большую роль в развале Союза русского народа приняло правительство, и Столыпин лично.

В дальнейшем предпринимались неоднократно попытки к воссозданию единой монархической организации, но успеха так и не удалось достичь никому. Практически сразу после Февральской революции 1917 года почти все монархические организации были запрещены, а против руководителей Союза возбуждены процессы. Монархическая деятельность в стране была почти полностью парализована. Последовавшая затем Октябрьская революция и Красный террор привели к гибели большинства лидеров Союза русского народа. Многие бывшие «союзники» приняли участие в Белом движении.

1.3. Новейшая история

В 2005 году по инициативе скульптора Вячеслава Клыкова Союз русского народа был восстановлен, членами Главного совета Союза стали: К. Ю. Душенов, Л. Г. Ивашов, М. Н. Кузнецов, М. Н. Любомудров, Б. Н. Миронов, А. В. Михайлов, М. В. Назаров, В. Н. Осипов, С. Г. Проваторов, А. А. Сенин, А. С. Турик, А. Р. Штильмарк и др., всего 60 человек[5]. В дальнейшем в результате разногласий внутри организации Союз распался на несколько группировок.

2. Идеология и деятельность Союза

Цели, идеология и программа Союза содержалась в Уставе, принятом 7 августа 1906 года. Основной целью в нём ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо России единой и неделимой. Это благо, по мнению авторов документа, заключалось в традиционной формуле «Православие, самодержавие, народность».

Особое внимание было уделено Православию, как основополагающей христианской конфессии России.

Союз ставил целью сближение царя с народом, путём освобождения от бюрократического засилья в правительстве и возвращения к традиционному понятию Думы как соборного органа. Для властей устав рекомендовал соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенной личности, в установленных законом границах.[6]

Отмечалась уставом первенствующая роль в государстве русского народа. Под русскими подразумевались великороссы, белороссы и малороссы. По отношению к инородцам предписывались строгие начала законности, позволяющие им считать за честь и за благо свою принадлежность к Российской империи и не тяготиться своей зависимостью.

В разделе о деятельности союза ставились задачи об участии в работе Государственной Думы, просвещении народа в политической, религиозной и патриотической сфере, путём открытия церквей, школ, больниц и прочих учреждений, проведения собраний, издания литературы. Для содействия членам Союза, и мероприятиям, им организовываемых, предписывалось создание «Всероссийского банка Союза русского народа» с филиалами в регионах.
В целом, определенный характер программа Союза носила только в части требований дискриминации инородцев (в особенности евреев) и предоставления преференций русскому населению. Позиция Союза в отношении рабочего вопроса и земельного вопроса была обозначена в обтекаемых выражениях и четко не определялась.

Отчёты о деятельности, просветительские и идеологические материалы печатались в газете «Русское знамя» и в региональных газетах, таких как «Козьма Минин», «Белорусский голос», «Русский народ» и других.

2.1. «Союз русского народа» и еврейский вопрос

Большое внимание Союз уделял еврейскому вопросу, которому была посвящена отдельная глава в «Программе Союза Русского Народа»[7] . Деятельность союза была направлена на защиту русских рабочих и крестьян от имевших место, по мнению Союза, притеснений со стороны еврейских капиталистов, а также от экономической конкуренции со стороны евреев[1][8][9]. Также обеспокоенность у «союзников» вызывала возросшая активность иудейских организаций, деятельное участие иудеев в политике и революционном движении.

Среди членов союза существовали различные точки зрения на еврейский вопрос. Некоторые ратовали за полное лишение евреев всех прав и высказывали откровенно антисемитскую позицию. Так были настроены многие из главных идеологов Союза, такие как Георгий Бутми и А. С. Шмаков.[10] Издательства, подконтрольные Союзу, выпускали много литературы по еврейскому вопросу, в том числе «Протоколы сионских мудрецов». Другие придерживались иной точки зрения, и зачастую совпадая во взглядах с сионистами, в поддержке стремления евреев к обретению своего государства в Палестине[7]. В целом, Союз выступал против имевшего место в предреволюционное время смягчения законодательства относительно еврейского населения империи, а также за более жёсткое соблюдение дискриминационных законов, ограничивавших гражданские, политические и имущественные права евреев, при этом выступая за гражданское равенство в отношении всех прочих национальных меньшинств Российской империи[7].

Во время «Дела Бейлиса», судебного процесса по расследованию убийства русского мальчика, в совершении которого подозревали иудейскую общину[11], многие деятели Союза были убеждены в ритуальном характере данного преступления, и призывали к скорейшей расправе над евреями.[10] Депутаты Думы, близкие к СРН, обратились к министрам юстиции и внутренних дел с запросом, обвинявшем власти в бездействии при раскрытии этого дела. Ритуальное убийство утверждалось в нём как факт и приписывалось преступной секте, существующей среди евреев. Запрос, однако, был Думой отклонён.[12] Процесс по делу Бейлиса закончился в 1913 году полным оправданием обвиняемого.