Смекни!
smekni.com

Дипломатия Киевской Руси (стр. 2 из 6)

Так закончилась эпопея 860 года, но уже через небольшой промежуток времени после ухода русской рати из-под стен Константинополя в столицу Византии прибыло русское посольство. Как сообщается во многих западных источниках, русские послы приняли христианскую веру по своему желанию и заключили какой-то мирный договор, содержание которого в источниках не раскрывается. Хотя, можно предположить, что, скорее всего, это был договор «мира и любви» – типичный для византийцев в то время договор с «варварскими» государствами. О результатах этого договора можно судить только из скупых строк источников. О том, что руссы стали «друзьями» пишет патриарх Фотий; о щедрых подарках, преподнесенных русским послам с надеждой на переговоры и заключение мирного договора, чтобы предотвратить будущие нападения сообщает Константин Багрянородный; о «мирном устроении» говорит и Никоновская летопись.

Таким образом, договор «мира и любви» по сути, был межгосударственным договором Руси и Византии, означавшим политическое, дипломатическое признание складывающегося Древнерусского государства великой империей. Русь встала в своих отношениях с Византией вровень с другими «варварскими» государствами, ее внешнеполитический престиж заметно повысился и заставил обратить на себя внимание тогдашний мир.

Следующей вехой в развитии дипломатии следует считать внешнюю политику первых русских князей – Олега и Игоря. Перенесемся вперед лет на 20 с момента событий в Константинополе. В 879 году в Новгороде умирает летописный Рюрик Варяжский, передавая княжение своему преемнику Олегу, так как сын Рюрика Игорь был еще слишком мал. В 882 году Олег появляется в Киеве, убивает Аскольда и Дира – правителей Киева – и объединяет северную и южную Русь в единое государство. После этих событий Олег начинает проводить политику подчинения соседних племен. В 883 году он присоединяет древлян и обкладывает их данью, в 884 – подчиняет северян, потом радимичей, угличей и тиверцев. Все эти племена были включены в состав Древнерусского государства. Таким образом, Русь выходит на самостоятельную государственную дорогу, расширяясь и укрепляясь.

Но уже на первых шагах судьба уготовила ей новое, нелегкое испытание. В 898 году над столицей Руси нависла смертельная опасность – кочевники венгры, продвигаясь на запад, подошли к Киеву и взяли его в осаду. Руссы попытались дать врагу бой, но были разбиты войском венгерского вождя Альмоша. В таких условиях руссы запросили мира, и их посольство появилось в лагере Альмоша. В результате переговоров венгры «исполнили просьбу князя руссов и заключили с ним мир», пишет венгерский хронист. Но недешево обошлось снятие осады с Киева – руссам пришлось ежегодно платить дань в размере 10 тысяч марок (европейское название славянских гривен). Так еще один ранний дипломатический договор отложился в истории нашего народа, и снова это был типичный для того времени договор «мира и любви», венчавший военные действия, но на этот раз Русь выступила проигравшей стороной.

Следующий дипломатический договор, возможно, имеет право носить имя «договор века» и являться главным событием в истории русской дипломатии X века. Таковым является русско-византийский договор 907 года, заключенный князем Олегом и византийскими императорами Львом VIи Александром. Ненадолго обратимся к предыстории. Договор «мира и любви», заключенный Русью с Византией в 60-х годах IX века все еще продолжал действовать, т.е по нему между двумя государствами устанавливался мир, руссам предоставлялся регулярный допуск в империю послов и купцов, а Византия должна была ежегодно выплачивать Руси дань. Многие историки склоняются к тому, что Византия, в связи со сложившимся трудным положением (после долгой войны с Болгарией и начав новую войну с арабами), прекратила выполнять главное условие договора – выплачивать дань, что побудило князя Олега собрать рать и двинуться на Константинополь. Олег собрал могучее войско из разных славянских племен и отправился «на конях и кораблях» на византийскую столицу. Поход Олега был совершенно неожиданным для греков, они не были готовы отражать нападение руссов, что обеспечило русской рати быстрый успех. Не имея возможности сопротивляться, византийцы запросили мира и направили из осажденного Константинополя в русский стан посольство. Во время этих первых переговоров Олег потребовал уплатить дань на 2000 кораблей по 12 гривен на каждого воина в корабле, а в корабле насчитывалось по 40 воинов. Греки согласились, Олег снял осаду с города и отправился заключать договор с императором Львом VIи его соправителем братом Александром. В Константинополь было послано пять русских послов, предъявившие требования Олега. Олег немного изменил размер дани – по 12 гривен на каждую ладью, но зато выдвинул новые условия. Он потребовал выплаты дани на русские города – Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Любеч и на прочие города, где сидели князья, подчиняющиеся ему. Также он предъявил требования о выплате содержания русским послам в Византии, о предоставлении русским купцам в течении 6 месяцев помесячного корма, состоявшего из хлеба, вина, мяса, рыбы, овощей, фруктов, о предоставлении на обратную дорогу купцам и послам пищи и корабельных снастей – парусов, якорей и т.д. Греки же в свою очередь выдвинули ряд встречных требований. Первое из них: если руссы придут не в качестве торговых гостей, то «помесячный корм» им предоставляться не будет. Кроме того, они просили, чтобы киевский князь запретил громить и грабить селения по пути к Константинополю. Но самое главное требование, на которое согласились греки, находилось в конце договора: русские купцы освобождались на византийском рынке от уплаты торговых пошлин, т.е. получали право беспошлинной торговли. Таковы были основные условия договора, согласованного в Константинополе русским посольством. Далее летопись сообщает, что императоры Лев VI и Александр заключили с Олегом мир и стороны дали друг другу клятвы: византийцы по христианскому обычаю целовали крест, а Олег вместе со своей дружиной клялся Перуном и оружием. Заключив мир, Олег возвращается на родину, по данным летописи, «неся злато, и паволоки (дорогие ткани), и овощи, и вина, и всякое узорочье».

После военного похода Олега на Константинополь и заключения между Русью и Византией общеполитического межгосударственного соглашения в отношениях между двумя государствами наступает пауза в четыре года, во всяком случае, так это выглядит согласно «Повести временных лет». В 911 же году Олег направляет в Константинополь послов «построити мира и положити ряд» между Русью и Византией. Здесь следует понять проблему: зачем потребовалось Олегу заключать еще один договор через четыре года после заключения последнего договора «мира и любви», ведь на этот раз никаких выполнений обязательств со стороны Византии нарушено не было? Все дело в том, что прежний «варварский» мир 907 года был дополнен императорской привилегией – хрисовулом. Через несколько лет в Киеве поняли всю неравноправность выданного им хрисовула, в котором, несмотря на победу русского оружия, греки оказали Руси милость и выдали ей привилегию согласно своим представлениям о непререкаемом мировом авторитете великой империи. Руссам навязали это снисхождение в Константинополе и объяснили, что только в такой форме византийцы и могут выполнить те условия, на которых настаивала Русь. И вот через четыре года киевский князь решил исправить это неловкое для Руси положение. Послы явились в столицу империи не просто за подтверждением прежнего договора новым письменным – они пришли возвысить внешнеполитический престиж победившей Руси и перечеркнуть императорский хрисовул. Следует отметить, что русским дипломатам это блестяще удалось выполнить. Договор 911 года состоял из двух частей – «мира» и «ряда». «Мир» – это подтверждение мирных, добрососедских отношений между странами, открытый договором 907 года, а «ряд» – это тринадцать конкретных статей, которые и составили сердцевину, основную часть договора 911 года. Первая статья «ряда» говорила о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах нака­зания за них. Вторая – об ответственности за убийство. Третья – об ответст­венности за умышленные побои. Четвертая – об ответственности за воров­ство и о соответствующих за это наказаниях. Пятая – об ответственности за грабежи. Шестая – о порядке помощи купцам обеих стран во время их плава­ния с товарами. Седьмая – о порядке выкупа пленных. Восьмая – о союзной помощи грекам со стороны Руси и о порядке службы руссов в императорской армии. Девятая – о практике выкупа любых других пленников. Десятая – о порядке возвращения бежавшей или похищенной челяди. Одиннадцатая – о практике наследования имущества умерших в Византии руссов. Двенадцатая – о порядке русской торговли в Византии. Тринадцатая – об ответственности за взятый долг и о наказании за неуплату долга. Таким образом, «ряд» регулировал взаимные отношения между греками и руссами и носил нормативно-правовой характер.

Итак, цели, которые преследовали русские послы в ходе составления договора, были достигнуты. Следует обратить внимание, что русское посольство проходило в Константинополе по образцу других посольств, уже признанных Византией. Летописец рассказывает, что византийский император принял послов перед отъездом на родину, или предоставил им «отпуск», от его имени послы получили прощальные дары. Это был обычный ритуал отпуска иностранных посольств из Византии, и он был точно соблюден и в отношении Руси. Официальный характер приема как бы подчеркнул всю значимость посольства, его международный престиж, чего и добивался Олег, настойчиво поднимавший государственный престиж Древней Руси.