«Арзама́с» (1815—1818) — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. «Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова» (так наз. «архаисты»).
Членами «Арзамаса» были как писатели (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. А. Плещеев, В. Л. Пушкин, А. С. Пушкин, А. А. Перовский, С. П. Жихарев, А. Ф. Воейков, Ф. Ф. Вигель, Д. В. Давыдов, Д. А. Кавелин), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья А. И. и Н. И. Тургеневы, С. С. Уваров, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков, М. Ф. Орлов, Д. П. Северин и другие).
Большинство членов «Арзамаса» ещё до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812. Их оппоненты — члены «Беседы» — были консерваторами в области политики и литературы. В противовес бюрократической торжественности заседаний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер весёлых дружеских сборищ. Название «Арзамас» было взято из пародии Батюшкова; все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Вяземский — Асмодей, Пушкин — Сверчок и т. д.). На гербе общества изображался гусь, так как «Арзамас славился своими жирными гусями».
На заседаниях «Арзамаса» читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов «Беседы». С закрытием «Беседы» в 1816 году полемический характер деятельности «Арзамаса» потерял смысл. Арзамасцы попытались сделать работу кружка более серьёзной и задумали издание журнала, который должен был теснее сблизить членов кружка. Однако далее составления плана журнала дело не пошло.
В 1818 «Арзамас» распался. Внешней причиной был разъезд многих его членов из Петербурга. По времени распад «Арзамаса» совпал также с избранием в Российскую академию Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского, куда они были предложены своим оппонентом А. С. Шишковым. Со временем многие участники «Арзамаса» стали членами Российской академии с подачи всё того же А. С. Шишкова.
Вяземский даёт следующую ценную характеристику значения «Арзамаса»:
Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного литературного обучения, литературного товарищества. А главное, заседания «Арзамаса» были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о литературе, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться.
Возможно, что встречи общества проходили в доме Д. Н. Блудова на Невском проспекте, где с 1817 года поселился В. А. Жуковский.[1]Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.В статье использован текст В. Нечаевой, перешедший в общественное достояние.
Литература
· Арзамас. В 2-х томах. М., 1994.
· Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1974.
· Гиллельсон М. И. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей. Л., 1977.
· Майофис М. Воззвание к Европе: Литературное общество «Арзамас» и российский модернизационный проект 1815—1818 годов. Новое литературное обозрение, Москва, 2008.
Список литературы:
1. Дом Л. В. Липгарта - Дом Н. И. Дернова - Кинотеатр Паризиана. Проект Citywalls.ru (30 января 2010).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Арзамас_(литературное_общество)