Смекни!
smekni.com

Культурная революция и ее последствия. Внешнеполотические последствия Мао Цзэдун (стр. 2 из 3)

Хотя официально о прекращении политики трех красных знамен объявлено не было, с на-ала 60 – х гг. китайским руководством были предприняты шаги, по преодолению его отрицательных последствий. Так на состоявшемся в начале 1961 г. Пленуме ЦК КПК провозглашался курс на урегулирование, укрепление, пополнение, и повышение в области народного хозяйства. Осуществление Новой экономической политики проводилось под общим руководством Лю Шаоци и Дэн Сяопина. Так, летом 1962 г. когда в некоторых районах Китая начался голод, Дэн Сяопин даже предлагал пойти на частичное восстановление в сельской местности единоличных хозяйств, с целью увеличения производства продовольствия. Лю Шаоци в своих официальных выступлениях прямо заявлял, что лишь на одну треть тогдашние трудности - последствия стихийных бедствий, а на две трети - результат ошибок. Только к концу 1962 г. начал восстанавливаться потенциал сельского хозяйства. Основной единицей в деревне стали производственные бригады, объединявшие крестьян на принципе самоокупаемости и совместного владения землей. Им постепенно возвращались подсобные хозяйства, и домашняя утварь, обобществленные ранее.

Одновременно одной из приоритетных отраслей стало военное строительство были приложены огромные усилия, что бы реализовать ядерную программу. В 1964 г. – ядерная бомба. Министр обороны Линь Бяо проводил линию, превращения вооруженных сил в школу идей Мао Цзэдуна. В этом отношении он все больше сближался с позицией жены Мао Цзэдуна Цзян Цинн, и ее единомышленников. Весной 65 г. Была создана группа по делам культурной революции - главным советником которой стала Цзян Цинн.

Неудачи Большого скачка не остановили руководство Китая в желании эксперементировать над собственным народом. Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты к концу 1965 г. Мао вернулся к идеям возобновления классовой борьбы и выдвинул положение о продолжении революции при диктатуре пролетариата. В этой связи появился тезис о том, что часть членов КПК встала на путь «ревизионизма».

Мысль о появлении ревизионизма в Китае Мао стал особенно подчеркивать со второй половины 1965 г. Он считал, что в партию, армию, правительство, и круги деятелей культуры проникло большое число представителей буржуазии и контрреволюционных элементов. Поэтому, только начав великую пролетарскую культурную революцию, можно отвоевать власть у тех, кто ведет страну по капиталистическому пути. Таким образом, культураная революция, задуманная и разработанная Мао в 1966 г. была нацелена на устранение из руководящих органов власти всех несогласных с его политикой. Выражением этих идей стал лозунг, «всей стране учиться у армии» Одновременно продолжалось раздувание культа личности Мао Цз. Именно он, в обход партийного руководства страны развернул культурную революцию и руководил ею. Историю культурной революции большинство китайских ученых делит на три этапа. Первый этап продолжался с мая 1966 г. по апрель 1969 г. – это была наиболее активная и разрушительная фаза культурной революции. В мае 1966 г. были сформулированы основные идеи новой кампании борьбы за власть группы Мао Ц. Были подвергнуты критике и сняты со своих постов несколько видных партийных деятелей.

В дополнении к уже существовавшей в армии, создавалась группа по делам культурной революции при ЦК КПК. Ее возглавил давний сторонник Мао его бывший личный секретарь Чен Бода. Заместителей главы группы стали жена Мао Цзян Цзын и секретарь Шанхайского горкома Чжан Чуньцяо. Вскоре эта группа подменила собой высшие партийные и государственные органы и сосредоточила в своих руках всю реальную власть. Для подавления оппозиции в партии Мао и его сторонники использовали политически незрелую молодежь. Из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов (красные охранники) . В конце мая в средней школе при Пекинском университете был образован первый отряд Хунвейбинов из числа радикально настроенных студентов.

Занятия в школах и вузах по инициативе Мао были прекращены для того, что бы учащимся ничего не препятствовало проводить культурную революцию. Начались преследования интеллигенции, членов партии, комсомола. По далеко неполным данным, представленным пекинским отделением Министерства государственной безопасности с 23 августа по конец сентября 1966 г. хунвэйбины только в Пекине убили около 2 тыс. человек. Конфисковали имущество у 33 695 семей, произвели обыски и изгнали из Пекина более 85 тыс. человек. К 3 октября 1966 г. по всей стране из городов было уже изгнано около полу миллиона человек. Попавших в разряд нечисти. В июне - июле сторонники опального Лю Шаоци попытались блокировать действия Хунвейбинов создав в противовес им рабочие группы. Но Мао потребовал их роспуска. В начале августа 1966 г. состоялся XI пленум ЦК КПК. На нем не было половины уже репрессированных членов. Зато в его работе приняли участие хунвейбины и члены ГКР (группы по делам культурной революции). Была проведена резолюция с одобрительным решением о проведении культурной революции. Их лидеры призывали бороться с проявлениями буржуазной культуры - громить библиотеки, уничтожать произведения искусства. Их место должны были занять новые культурные образцы, которые прославляли мудрость председателя МАО.

Хунвейбины - молодежь, которая росла в условиях невиданного прославления М.Ц, фанатичного преклонения перед ним. С самого раннего детства этих юношей и девушек воспитывали в духе воинствующего национализма, пренебрежительного отношения к к культуре, традициям и опыту других народов. Такую молодежь было нетрудно увлечь идеологическими лозунгами. Что касается культуры, то культурная революция свелась к осуждению и поруганию отечественной и мировой культуры. Хунвейбины осудили Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Чайковского, Шостаковича. Они потребовали прекратить производство и продажу пластинок этих композиторов. Преданы анафеме труды Шекспира, Толстого, Бальзака. Они громили книжные магазины, там отныне могли продавать только произведениями Мао. На улицах городов пылали костры из книг. Разрушены памятники. Многие террористические акты совершались в хунвейбинских застенках. В Пекине особенно мрачную славу снискали хунвейбины, расположенной в центре города школе 6. Они начали действовать в 1966 г. и заслужили похвалу за разгром черных банд в ВПШ, ЦК комсомола и Центральном универмаге. Они создали в помещении школы камеры для пыток, и тюрьму, где творили самосуд. Среди замученных и изуродованных в этой школе - учителя, учащиеся, и комсомольские работники. Установили обязательную повинность. Дома должны быть украшены портретами и плакатами с изречениями Мао. Подвергая разгрому семьи и дома противников идей Мао они помечали их специальными знаками. Враги направлялись на перевоспитание, в лагеря, где занимались тяжелым физическим трудом.

Несколько позднее, в декабре 1966 г. по всему Китаю среди молодых малоквалифицированных рабочих были образованы отряды цзаофаней (бунтарей). М.Ц поддержал эти инициативы. Они должны были перенести культурную революцию на предприятия и в учреждения и преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Но рабочие по призыву комитетов КПК а иногда и стихийно давали отпор хунвэйбинам и цзаофаням. Отправлялись в столицу для предъявления претензий, объявляли в забастовки, вступали в сражения с погромщиками. На их стороне выступали многие видные государственные и партийные деятели. А Мао добивался расширения культурной революции. противников Культурной революции Мао была развернута кампания по захвату власти.

В январе 1967 г. цзаофани Шанхая захватили партийную и административную власть в городе. Вслед за этим волна захвата власти прокатилась по всему Китаю. Захват власти проводился с помощью армии. 23 января - вступление армии в культурную революцию. Для поддержки бунтарей выделялись специальные части, так как и в армии имело место недовольство бесчинствами хунвэйбинов. Однако быстро осуществить захват власти не удалось. Забастовки рабочих ширились, повсеместно происходили кровопролитные столкновения между народом и цзаофанями. Наиболее серьезный очаг сопротивления в Ухане. Попытки установить контроль над районом - сопротивление местного населения. Туда переброшены регулярные войска. В конце лета 1967 г. в стране фактически был установлен военный контроль.В 68 году после инспекционной поездки Мао волна репрессий усиливается. Но здесь хунвейбины сделали свое дело и должны были уступить место военным.

С 1968 г. - организационная ликвидация движения хунвейбин в вузах и учреждениях. Миллионы участников движения выселены из городов в отдаленные сельские районы. В апреле 1969 г. был собран 9 съезд КПК. На него делегаты не избирались а назначались. На съезде одобрены все акции, которые проходили стране с 1966 - 1969 гг. В основном докладе, на котором на съезде выступил линь Бяо была выдвинута установка на продолжение чистки партийных организаций, и государственных учреждений. Вся история партии представлялась как борьба линии Мао против различных уклонистов. 9 съезд одобрил курс на непрерывную революцию и на подготовку к войне. Официальный преемник - Линь Бяо. Второй этап - с 69 г. 73 гг. – суть в закреплении итогов первого этапа, а с другой создание нового механизма управления полного подчинения интересам правящей группы. Некоторые руководители, которым удалось сохранить свои позиции требовали корректировки экстремистских установок, в области экономики. По их инициативе с начала 70 – х гг. начали осторожно вводиться элементы планирования распределения по труду материального стимулирования. Были приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства.