МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АУЕЗОВА
Реферат
По истории Азии и Африки
На тему: «Культурная революция и ее последствия. Внешнеполотические последствия Мао Цзэдун»
Подготовила: Субботина А.С.
Принял: Шабанов Е.И.
ШЫМКЕНТ 2011
План:
1. Соперничество с СССР;
2. Новый курс во внутренней политике и экономике;
3. «Коммунизация»;
4. Последствия «большого скачка»;
5. Появление ревизионизма;
6. Проведение культурной революции;
7. Укрепление китайской экономики.
Вторая половина 50-х годов проходит под знаком соперничества с СССР. Огромное впечатление на Мао Цзэдуна произвел запуск советским союзом первого спутника Земли. Он начал размышлять о возможности полетов на Луну, на марс, на Венеру и хотел опередить СССР в темпах развития. Он продумывал, можно ли развиваться быстрее и лучше, чем СССР. И отметил, что за три пятилетки Китай будет уже выпускать 20 млн стали. Для этого он решил создавать малые сталелитейные предприятия, что потом плохо повлияло на экономику страны. Он говорил Советскому Союзу потребовалось 40 лет, что бы производить не такое уж значительное количество продовольствия и других товаров. Конечно хорошо, если наши 8 - 10 лет будут равнозначны их 40 годам. Так оно и должно быть, ибо у нас больше населения, и совсем другие политические условия – у нас больше жизни и бодрости, больше ленинизма.
В начале 1958 г. На закрытом совещании ЦК КПК Мао Цзэдун сделал несколько заявлений, суть которых состояла в подготовке населения для восприятия нового курса во внутренней политике и экономике. В качестве идеологических девизов вводились фразы - «бедность - это хорошо» « политика - командная сила». Все это говорило об испытаниях, которые ожидали китайский народ в ближайшем будущем. В мая 1958 г. Состоялась вторая сессия VIII съезда КПК в ходе которой была провозглашена новая генеральная линия партии, которая сводилась к лозунгу «напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм больше, быстрее, лучше, экономнее». Стремясь показать себя большими марксистами чем лидеры СССР китайское руководство попыталось осуществить на практике форсированное развитие экономики и за три года построить в стране основы коммунистического общества. Намечались совершенно нереальные темпы экономического роста. Так, например, вторую пятилетку предполагалось завершить за один год, производство продукции сельского хозяйства увеличить в 2,5 раза а промышленности в 6,5 раз за три года. Таким образом среднегодовые темпы прироста промышленности должны были составлять 45 %, в сельском хозяйстве - 20 %. Выплавка стали к примеру к концу пятилетки должна была увеличиться до 80 – 100 млн. тонн в год, сбор зерновых составить порядка 300 – 350 млн. тонн. Появились новые лозунги «большого скачка» и народных коммун. Вместе с новой генеральной линией получили обобщенное название трех красных знамен.
В 1958 г. В Китае началась очередная всенародная кампания. На этот раз ее объектом стали мухи, комары, воробьи и крысы. Каждая китайская семья должна была продемонстрировать свое участие в кампании и собрать большой мешок, доверху наполненный этими вредителями. Особенно интенсивным было наступление на воробьев. Его стратегия заключалась в том, что бы не дать воробьям сесть, держать их все время в воздухе, в полете, пока они не упадут в изнеможении тогда их убивали.
Но неожиданно это дело обернулось экологической катастрофой. Жители Китая стали наблюдать что то невероятное. Деревья покрылись белой паутиной, которую вырабатывали черви и гусеницы. Вскоре миллионы насекомых заполнили все. Они забирались людям в волосы, под одежду. Рабочие в заводских столовых, получая обед, находили в своих тарелках плавающих там гусениц и других насекомых. Природа отомстила за варварское обращение с собой. Кампанию против воробьев и насекомых пришлось свернуть. Зато полным ходом разворачивалась другая кампания. Ее объектом стали люди - 500 млн. китайских крестьян. На них ставился невиданный эксперимент приобщения к неведомым им формам существования. Именно на них была опробована идея большого скачка. В начале 1958 г. В Китае началась очередная шумная кампания под лозунгом «отдайте ваши сердца». – Мао Цзэдуну. Естественно, энтузиасты - крестьяне и рабочие, служащие и студенты как по команде стали призывать друг друга работать как можно больше за меньшую плату.
Вскоре после этого Мао Цзэдун отправился в провинцию Хенань. Во время этого вояжа и появилась первая китайская коммуна. Она родилась в апреле 1958 г. Когда 27 коллективных хозяйств численностью 43 тыс. объединились в первую коммуну, которая была названа Спутник.
В августе 1958 г. По предложению Мао было принято решение Политбюро ЦК КПК о создании народных коммун, и через 45 дней появилось официальное сообщение, что практически все крестьянство - 500 млн. чел. вступило в коммуны.
Методы ускорения экономического развития были отражены в периодической печати, листовках того времени. Они содержали стереотипные призывы – «боритесь за каждую минуту и секунду, ночью и днем, в солнце и дождь. «ешь и спи на полях, и борись день и ночь» «работай как муравей, двигайся в гору». Организаторы коммун стремились приобщить народ Китая к совершенно новым формам трудовых отношений, общественной жизни, быта, семьи, морали. Предполагалось, что коммуна, которая впоследствии должна была распространиться и на городское население станет универсальной производственной и бытовой единицей существования каждого человека. Все существовавшие до этого общественные и личные формы отношений были обречены на разрушение: кооперативная собственность и приусадебные участки, разделение по труду и сохранение дворового дохода даже семья, - этот высокочтимый испокон веков в Китае институт - должна быть разрушена, а взаимоотношения внутри нее подчинены жесткому контролю властей.
Ретивые исполнители на местах не только ухитрились осуществить в течение нескольких месяцев «коммунизацию» всего сельского хозяйства, но и двинулись решительно вперед, огосударствив собственность кооперативов личную собственность крестьян, военизируя их труд и быт. Члены коммун отказывались не только от своего пая в качестве кооператоров, но и отдавали сады, огороды, мелкий домашний скот, и даже предметы домашнего обихода. В конце 1959 г. стали возникать городские коммуны. Вскоре движение за коммунизацию в городах усилилось, и оно проводилось под лозунгом, все принадлежит государству за исключением зубной щетки, иными словами тотальное огосударствление собственности - наиболее характерная черта проводимой кампании. Другая черта комунн - военизация труда, создание трудовых армий, и отказ от социалистического принципа распределения по труду. Крестьян – мужчин и женщин заставили проходить военную подготовку, они были объединены в роты и батальоны, и нередко отправлялись вооруженные в строю, солдатским шагом на полевые работы. Кроме того, их перебрасывали с места на место, в другие районы и даже провинции где возникала потребность в рабочей силе.
Во многих комуннах стали применять так называемую оплату по потребностям. Члены коммунны получали за свой труд тарелку супа в общественной столовой и пару матерчатых тапочек.
В иных местах коммунизация зашла так далеко, что распространилась на семейную жизнь населения. Печать сообщала, что в 500 стах селениях провинции Цзянсу дома крестьян были разрушены, что бы построить новые 10 тыс. общежитий, и столовых из их материала. Подчеркивалось, что концентрация домов в одном месте позволит осуществить организацию по военным образцам выполнение задач в боевом духе и коллективную жизнь. В каждом центре крестьяне собираются за 15 минут и направляются немедленно на поля. В столице рабочие спали на фабриках. Их лозунгом было не оставляй поле боя не победив врага. В хунани люди сражались день и ночь, оставив все свои занятия - сон работу, собрания, и даже ясли - ради полей. В той же провинции в женском батальоне ни один его член не оставил свой пост 10 дней и 10 ночей. Крестьян объединяли в военизированные бригады и направляли то на полевые работы, то на строительство плотин. Вместо работы на заводах люди лили металл в плавильных печах, сооруженных во дворах домов. Ради экономического чуда люди работали круглосуточно. Пример - бумажная фабрика. Так, машины на бумажной фабрике давали от 75 – до 90 м. бумаги в минуту. Руководство предложило увеличить выпуск, ускорив конвейер. Довели выпуск до 120 м. в мин. Затем до 200. Затем конвейер стало трясти и раскачивать вместе со зданием и он развалился. А в сентябре 58 г. поступило разъяснение - что страна без стали - что человек без костей. И бумажная фабрика стала производить металл. Люди, в основном женщины работали по 12 часов в день разбирая уголь и железную руду в качестве подготовительных работ перед плавкой. Металл получался низкого качества, но его производство продолжалось. Это тоже происходило в рамках большого скачка. Более 90 млн. человек в абсолютном большинстве не имевших до того времени никакого представления о металлургии по всей стране строили кустарным способом небольшие доменные печи. Результатом стало появление продукции очень низкого качества, на производство которой израсходовалось огромное количество каменного угля и железной руды, а так же домашней утвари, которая была отправлена энтузиастами на переплавку.
Последствие большого скачка были тяжелыми. Сельское хозяйство настолько развалилось, что только жесткое нормирование продовольствия позволяло людям сводить концы с концами. И то лишь потому что в пищу шла трава, листья, корм для животных. В городах военные патрули днем и ночью отгоняли от деревьев голодных людей, собиравших листья. В стране начались бунты крестьян, бегство из комунн, разрушение домов на топливо, торговля из под полы. Люди намеренно совершали мелкие правонарушения, что бы сесть в тюрьму и таким образом получить пропитание и избавить семью от лишнего рта. Начались брожения в армии. Солдаты стали получать письма из дома.