Смекни!
smekni.com

Dignitatis Humanae (стр. 2 из 2)

3.1. Общее обоснование религиозной свободы

В первой части декларации излагается общее обоснование религиозной свободы. Эта свобода, заключается в отсутствии какого-либо принуждения в религиозной сфере со стороны власти, социальных групп или отдельных лиц, "основана на достоинстве человеческой личности, так как заложена в самой природе человека".[5] Человек не только вправе придерживаться уже принятых им религиозных убеждений, но и может и даже обязан искать истину в религиозных вопросах, чтобы составить себе верное и истинное суждение для совести, осуществляя поиск "свободным исследованием, учительством или наставлением, общением и диалогом".[6] Важнейшее место в поиске человеком истины занимает его совесть, которой он воспринимает и признаёт веления божественного закона – высшей нормы человеческой жизни. Человек обязан верно следовать своей совести во всех своих поступках, чтобы достичь Бога, и человеку нельзя препятствовать действовать по совести, особенно в религиозной области, подразумевающей внутренние добровольные и свободные акты, которыми человек направляет себя к Богу.[7]

Как для отдельной личности, так и для общин критерием беспрепятственного исповедания религии выдвигается соблюдение ими справедливого общественного порядка как основополагающей части общего блага. Особо оговаривается право религиозных общин на миссионерскую деятельность, но указывается на недопустимость принуждения или недостойного и нечестного убеждения при распространении веры, что нарушает права других лиц.

Забота о религиозной свободе возлагается на граждан, социальные группы, церковь, проч. религиозные общины и особенно на гражданскую власть, которая обязана законодательно защищать религиозные свободы всех граждан и обеспечивать условия для выполнения этих законов, а также пресекать в соответствии с юридическими нормами злоупотребления в сфере религиозной свободы (DH. 7). Власть не имеет права предписывать или запрещать человеку религиозные акты (DH. 3), навязывать исповедание или отвержение какой-либо религии, ограничивать вхождение в религиозные общины или их оставление, применять силу для уничтожения религии или чинить препятствия для верующих[8].

3.2. Религиозная свобода в свете Откровения

Вторая часть декларации посвящена учению о религиозной свободе и её места в писании, и именно на этом основании базируются общие принципы декларации. Документ соотносит содержащееся в писании и у отцов церкви требование добровольности акта веры с принципом религиозной свободы. Вслед за приведением множества примеров из Нового Завета о проповеди Иисуса и апостолов, не принуждавших к принятию веры[9], декларация утверждает, что "церковь следует этому пути и сохраняет учение о религиозной свободе, хотя в её истории и совершались действия, противные евангельскому духу"[10].

Признание права на религиозную свободу за всеми людьми и общинами тесно связано с требованием признания свободы Церкви – "основополагающего принципа отношений между Церковью и гражданскими властями и всем гражданским строем"[11]. К благу общества относится свобода действий Церкви в той мере, в какой это требуется для спасения людей, поэтому "в человеческом обществе и перед лицом любой публичной власти Церковь отстаивает за собой свободу, будучи духовной властью, установленной Христом Господом"[12].

5. Смотри также

· Второй Ватиканский собор

· Папа Иоанн XXIII

· Папа Павел VI

· Mater et Magistra

Список литературы:

1. История Второго Ватиканского собора, под ред. Джузеппе Альбериго, том IV, Москва, 2007, с. 485.

2. Там же, с. 488.

3. Православная энциклопедия.

4. Документы Второго Ватиканского собора, Москва, 2004, с. 352.

5. Dignitatis humanae, 2.

6. Там же, 3.

7. Там же, 1.

8. Там же, 6.

9. См. Dignitatis humanae, 11.

10. Там же, 12.

11. Там же, 13.

12. Dignitatis humanae.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Dignitatis_Humanae