План
Введение
1 Имя
2 Арабские имена
3 Национальные имена
4 Интересные факты
Введение
Современная антропонимическая модель у узбеков трехчлена: личное (индивидуальное) имя, отчество, фамилия. Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах[] и только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами, а в быту употребляется только имя плюс окончание ака для мужчин и опа для женщин[
1. Имя
Антропонимия как элемент культуры различных народов развивается на протяжении всей их истории. У узбеков как и у других народов антропонимия также изменялась на протяжении веков, но особенно этот процесс происходит в последнии сто лет, охватывая как именник, так и саму структуру антропонимической модели.
Личное (индивидуальное) имя с древности вплоть до недавнего времени служила фактически единственным антропонимом узбеков; лишь иногда оно сопровождалось именем отца или названием места происхождения.
2. Арабские имена
С VIII в. безраздельное господство ислама на территории Средней Азии принесло массу мусульманских имен, преимущественно арабских, а также много иранских, греческих (Александр — Искандер) и через арабский язык древнееврейских:
· Авраам — Ибрагим
· Иосиф — Юсуф
· Измаил — Исмаил
· Исаак — Исхак
· Яков — Якуб
· Иона — Юнус
Ислам оттеснил имена тюркского происхождения, но уничтожить их не мог: в начале прошлого столетия их носило около 5 % узбеков. Многие из пришедших с исламом имен были связаны с религиозными идеями, героями коранических сюжетов. Самыми частыми стали имена Мухаммад (имя основателя мусульманской религии), Фатыма (имя дочери Мухаммада). Распространились составные имена:
· Мухаммадкарим
· Турсунмурад
Особенно часто встречались имена с первым компонентом абд- (араб. «раб») с многочисленными эпитетами Аллаха:
· Абдурашид — раб Мудрого
· Абдурахим — раб Милосердного
· Абдулла — раб Аллаха
· Абдурахман — раб Милостливого
Со вторым компонентом -дин «религия, вера» или -улла «Аллах»:
· Нуруддин — свет веры
· Садруддин -Грудь веры
· Сайфуддин — меч религии
· Инаятулла — милость Аллаха
· Фатхулла — победа Аллаха
Изначально все эти имена были привилегией духовенства и знати.
Кроме религиозных имен, также употребляются имена с конкретной смысловой нагрузкой:
· Карим (а) — щедрый
· Маджид (а) — славный
· Умид (а) — надежда
Возвышенные понятия и чувства:
· Адолат — справедливость
· Мухаббат — любовь и др.
3. Национальные имена
У большей части узбеков, однако сохранилось значительное количество традиционно национальных имен, подразделяющихся на многочисленные группы:
1. Имена, символизирующие пожелания силы, храбрости, красоты и др.
· Батыр — Богатырь
· Арслан — Лев
· Пулат — Сталь
· Темир — Железо
· Клыч — Сабля
· Гульчехра — Облик цветка
· Алтынгуль — Золотой цветок
2. Имена (разного происхождения) героев восточных легенд и сказок, исторических личностей:
· Рустам
· Юсуф
· Фархад
· Тахир
· Ширин
· Зухра
· Искандер (Александр Македонский),
· Улугбек и др.
3. Имена, данные по названию растений, зверей птиц, домашних животных и т. д., которые являются наиболее древними по происхождению:
· Олма — Яблоко
· Чинара — Чинара
· Урман — Лес
· Саримсок — Чеснок
· Бури — Волк
4. Имена, обозначающие разные предметы быта и орудия:
· Болта — топор (Болтабай)
· Теша — тяпка (Тешабай)
· Килич — сабля
· Кетмон — кетмень
5. Имена, происходящие от терминов, обозначающих степень родства
· Жиянбой — племянник
· Тогай — дядя по матери
· Бобожон — дедушка
· Онахон — мать
6. Имена, происходящие от топонимов, этнонимов
Бывает, что новорожденный имеет какие-либо ярко выраженные национальные черты. В этом видели особый знак, который и запечатлевали в имени.
· Алтай
· Каратой
· Ташкентбай
· Киргизбай
· Казахбай
· Барлас
· Найман
Имена в пунктах 3,4,5,6 давно вышли из обихода, в данное время они практически не используется.
У узбеков светловолосого ребенка часто называли именем Урус — русский.
Однако мотивы наречения этими именами могут быть и иными. Например, желание обмануть злых духов, враждебных данной семье, роду и племени.
7. В семьях, где часто умирали дети, родители, бессильные в своем неведении, искали спасения в именах-заклинаниях и родившемуся ребенку давали следующие имена:
· Ульмас — «не умрет»
· Турсун — «пусть останется»
· Тургун — «пусть останется»
· Тохта — «стой», «остановись»
В семьях, где рождались одни девочки, новорожденную, по поверью, следовало называть Угил или Угилхон — сын, Угилбулсин — «пусть будет сын» и др. Также к супруге и старшей дочери обращались именем мужского рода (доселе практикуется!) в надежде на рождение мальчика.
8. Давались имена и по разным личным признакам. Любой ребенок имеет какие-то особенности, иногда поражающие глаз. Это могут быть родинки. У узбеков немало имен с компонентом хол — родинка:
· Холдар
· Хол
· Холмурод
· Холбек
По народным поверьям родинка — это счастливаая примета, а имя Хол как бы гарантирует ребенку счастливое будущее.
Иногда и родимые пятна — тоджи могут служить поводом для имени:
· Тоджибек
· Тоджихон
При этом иногда прибегают к метафоре, соотнося красное родимое пятно с гранатом — анор:
· Нормат
· Норбой
· Норкул
Рождение ребенка со светлыми или рыжими волосами — относительно редкий случай у узбеков. Это может отразиться в имени:
· Акбай — Белый
· Сарыбек — Желтый
Детям имеющих лишние пальцы на руках или на ногах, давали имя, в состав которого входило слово «ортик» или зиед" (лишний):
· Ортикали
· Ортигуль
· Зиёд
· Зиёда
Слабенькому младенцу узбеки давали имя Очил. Родители дали ему такое имя, надеясь, что оно послужит избавлением от болезни. Очил значит «откройся», «освободись», то есть освободись, избавься от недуга.
9. Имя Бури (волк) давали ребенку, родившемуся с зубом; имена Болта (топор), Теша (тяпка), Урак (серп) — детям, которым пуповину обрезали (когда еще не были роддомы и женщины рожали дома) этими предметами. Впрочем, эти же имена давали детям, желая им крепкого здоровья.
Имеются также имена, данные по названия различных природных явлений и объектов, профессий, числительных и др.
Мы перечислили лишь основные группы узбекского именника. Отметим, что большинство имен употреблялись с различными компонентами. Например, у мужчин:
· бой — бай
· дост — друг
· ёр — милый,возлюбленный
· берди — дал
· тош — камень
· турдым — остался
· келди — пришел
· жон — душа
У женщин:
· гуль — цветок
· ой — месяц
· ок — белый
· нур — свет
· оим — моя красавица
· буви — бабушка
· ниса — благозвучное окончание арабского происхождения.
Большинство из названных выше компонентов в узбекской антропонимии широко использовались всеми слоями населения. Крестьянские дети могли носить имена с прибавкой -бай, -бек, -мирза, -султан и др. В то же время к имени представителя знати, как правило, не прибавляли компонента «жан», ибо его считали признаком простонародья. Наряду с именами и компонентами, общими для всех узбеков, имелись и особенности, характерные для различных областей Узбекистана. Но сейчас эти особенности постепенно исчезают.
4. Интересные факты
· Имя Мансур — это арабская калька древнеримского (латинского) имени Виктор, которое в свою очередь является калькой греческого имени Николай — «победитель»
· Имя второго хорезмшаха Атсыз в переводе с тюркских языков означает буквально «без имени». Очевидно, родители шаха, чтобы уберечь его от вмешательства тайных сил, дали ребенку это странное имя, вернее, «неимя», потому что имя представлялось им в виде своеобразной мишени, на которую нацеливаются действия злых духов
· В связи с победой в Великой Отечественной войне, чуть ли не каждый десятый новорожденный мальчик в Таджикистане и Узбекистане получал имя Зафар — «победа»
· Тюркских рабов — гулямов очень часто называли Айаз, что в переводе с древнетюркского языка означало «чистое, ясное небо»
· Женское имя Наргиз(а) пошло из Ирана, который заимствовал его из греческого названия цветка Нарцисс
· В узбекских семьях новорожденных близнецов мужского пола обычно называют Хасан — Хусан, а женского пола — Фатима — Зухра
· Женское и мужское имя Замир(а) ошибочно переосмысливают по звуковому сходству с русскими словами «за мир», к которым оно никакого значения не имеет. С арабского слово замир переводится как «затаенная мечта, сокравенная мысль»
· В Кашкадарьинской области документировано имя мальчика Ахмед-Заготскот, данное в честь учреждение, где работает отец
Литература
· Гафуров А. Г. «Лев и Кипарис (о восточных именах)»,Изд-во Наука, М.,1971
· Никонов В. А. «Современный именник узбеков», Труды САГУ им. Алишера Навои, Новая Серия, выпуск № 214, Вопросы ономастики, Самарканд, 1971
· Никонов В. А. «Среднеазиатские материалы для словаря личных имен», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978