Смекни!
smekni.com

Древний Египет 4 (стр. 3 из 8)

государственного аппарата, как перечисленные выше ведомства сбора и

распределения продуктов и ведомства непосредственного управления

отраслями хозяйства страны. Это верховное право царя представляет

собой приспособление права высшего единства родо-племенного коллек-

тива, выполняющегося в лице вождя, к потребностям эксплуатации ос-

новной массы населения со стороны имущего класса. Экономически гос-

подствующий класс при помощи государства "становится также поистине

господствующим классом и приобретает таким образом новые средства

для подавления и эксплуатации угнетенного класса", - как пишет Эн-

гельс. Прибавочный труд коллектива, предназначавшийся первоначально

для накопления общего запаса и для покрытия издержек коллектива,

т.е. для войны, богослужения и т.д., распределяется теперь среди

лиц правящего класса. Об этом свидетельствует, например, тот факт,

что погребальный инвентарь в гробницах высокопоставленных лиц запе-

чатывался печатями с именем царя, следовательно, все довольствие

этих лиц шло из правительственных складов.

Изучение архаических надписей привело исследователей к ряду

выводов:

Во-первых, что в период I и II династий система государствен-

ного управления находится в процессе непрерывного изменения.

Во-вторых, что в этот период государственный аппарат проходит

только начальную стадию становления. Становление государственного

аппарата идет неуверенным, колеблющимся шагом: первоначально нет

вообще никаких должностей и ведомств и все управление государством

осуществляется, с одной стороны, руками старых должностных лиц ро-

доплеменного строя (например, племенных должностных лиц по управле-

нию ирригацией и военачальников), а с другой стороны, руками приб-

лиженных царя, которые составляют на первых порах только конгломе-

рат исполнителей воли царя без определенных, твердо фиксированных

функций. Лишь постепенно появляются названия должностей, отражающие

обязанности данного лица, система соподчинения, система дифференци-

ации ведомств по территориальному принципу и по отраслям хозяйства.

При этом еще почти отсутствует принципиальное различие между служ-

бами царского дворца и ведомствами государственного управления. Та-

кое развитие государственного управления приводит к возникновению

чрезвычайно громоздкого, неуклюжего аппарата власти, который рас-

- 12 -

тет, как снежный ком. Укрупнение ведомств, развитие системы их со-

подчинения составляет уже следующий этап развития государственного

аппарата, который в период архаики еще даже и не начался.

В-третьих, последовательно-хронологическое изучение архаичес-

ких надписей показывает нам, что процесс становления государствен-

ного аппарата идет путем преобразования органов родового строя и

постепенного вытеснения их новыми органами настоящей государствен-

ной власти, причем характерную особенность этого процесса в Древнем

Египте составляет преобладание тенденций преобразования, приспособ-

ления органов родового строя к новым задачам классового общества

над тенденцией создания новых органов, которое идет медленным тем-

пом. Причиной этого явления был застойный, консервативный характер

экономики Египта, обусловивший возникновение деспотической формы

государства (15.С.233).

12.1. Царская власть

Начиная с III династии происходит укрепление могущества фарао-

на, который теперь не только обожествлялся, но считался равным бо-

гам. Логическим следствием изменений в египетской теологии стано-

вится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону,

строительство гигантских пирамид на местах их захоронений.

Теперь окончательно оформляется государственная власть в виде

своеобразной древневосточной деспотии. Ее отличительными чертами

являются централизация управления, использование аристократического

чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи религиоз-

ной идеологии (7.С.21).

В эту эпоху оформляются древнейшие органы власти: ведомство

общественных работ, древнейший суд, финансово-податное и военное

ведомства.

Во главе всего бюрократического управления государством стоял

верховный чиновник, помощник царя по управлению страной, объединяв-

ший в своих руках высшую административную, военную и судебную

власть. Этот высокий пост, особенно при фараонах IV династии, обыч-

но занимал сын царя, что способствовало усилению централизованной

деспотии (1.С.155).

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царс-

тве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и

многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра,

полностью подчинившего себе управление обширной территорией.

- 13 -

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным за-

конодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось,

что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и

его безопасность. Всякий социальный протест против царя - преступ-

ление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной

власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жа-

ловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам,

жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследс-

тву (по крайней мере во времена царствования той или иной династии).

Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царс-

твовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оп-

равдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти.

Согласно этим представлениям божественности фараона было недоста-

точно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившего-

ся ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божествен-

ное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона

были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фа-

раонов их было бы чересчур много.

Царственное богосыновство как уникальное качество правящего

монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло

быть передано, "войти" в любую женщину, которая даже никогда не ви-

дя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

Эти представления и служили признанию нового ненаследственного

фараона, легитимации власти новой правящей династии, которая, как

свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основы-

ваться и одним из многочисленных монархов или главных жрецов храмов.

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассмат-

ривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого

государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, нас-

колько успешно фараон служил интересам господствующих социальных

слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдер-

живалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат),

следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп

III (1491-1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал,

что он всегда "соблюдал закон", т.е. установленный в Египте право-

порядок (6.С.53).

В главе 125 "Книги мертвых", обширном произведении, составлен-

- 14 -

ном в эпоху Нового царства на основе более ранних жреческих записей

(которые клались в гробницу при погребении царей и сановников в ка-

честве своего рода путеводителя для мертвеца на том свете), одна из

заповедей-клятв гласила: " Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб

скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного ". "

Речение Ипувера", как и другое литературное произведение древности

"Пророчество Неферти", содержит предостережение в адрес правителей,

нерадение и ошибки в управлении которых могут привести к краху го-

сударства, его гибели, "когда Нил иссыхает, а женщины не рожают".

Все эти тексты свидетельствуют о двойственном представлении

египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, ко-

торый умирает как все, впадает в грехи, приходит к "Суду вечности",

обремененный хорошими или дурными делами, и может быть осужден.

Природа фараона-человека слабая, смертная, подверженная стра-

даниям, всяческим напастям, только соединившись с природой божест-

венной, оказывается способной к выполнению исключительной сверхъес-

тественной роли, в которой египтяне видели залог их благополучия не

только на земле, но и при вхождении в посмертное бытие. В этом све-

те можно по-иному взглянуть и на само понятие "восточная деспотия",

и на массовое участие египтян в строительстве пирамид, которое сти-

мулировалось, видимо, не одним насилием, приказом (7.С.24)

Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в

особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государс-

тва, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо диффе-

ренцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с

хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. При-

чем если со временем прямая связь царских чиновников с деятель-

ностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их

роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функ-

ции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоя-

щей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль

армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления (8.С.

395).

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении госу-

дарством принадлежала царскому двору. О развитии функций государс-