Смекни!
smekni.com

Древний Египет 4 (стр. 6 из 8)

ношения в других восточных странах (в Шумере, Вавилонии и Ассирии,

в Хетском царстве и Иудее) могут изучаться в значительной мере на

основании подлинных установлений, выработанных древними законодате-

- 23 -

лями и утвержденных царями, древнеегипетское общество приходится

анализировать, привлекая такие первоисточники, которые не в состоя-

нии полностью заменить утраченные записи законов. Как бы ни были

богаты и разнообразны находящиеся в распоряжении исследователей па-

мятники, найденные в долине Нила, они не могут компенсировать утра-

ту сборников законов, хранившихся в судебных учреждениях царства

фараонов, и притом, по всей вероятности, в значительном количестве

экземпляров, но затем почти бесследно исчезнувших.

Для восстановления, хотя бы в гипотетического, основ древнее-

гипетского права приходится пользоваться различными документами. До

нас дошло несколько декретов фараонов времен Древнего и Нового

царств. Они утверждают привилегии тех или иных храмов. В одном из

таких памятников - "Декрете из Наури" (в Куше), изданном фараоном

Сети I (1312-1298 гг. до н.э.) в пользу храма Осириса, - устанавли-

ваются суровые наказания за расхищение достояния названного храма.

Особый характер имеет декрет царя Хоремхеба (середина XIV в.

до н.э.), изданный после смут, происходивших в связи с ликвидацией

религиозной реформой Эхнатона. Мероприятия, им предусмотренные,

следовало применять в общегосударственном масштабе. Целью их была

борьба со взяточничеством и хищениями, в которых были повинны чи-

новники и воины. Очевидно, существующие законоположения оказались

недостаточны и не содержали ясных и конкретных указаний, направлен-

ных против злоупотреблений привилегированных военных кругов и бю-

рократии. Потребовались экстренные меры для обуздания взяточников и

вымогателей (10.С.279).

Много данных о египетском законодательстве содержится в дошед-

ших до нас отчетах о судебных процессах времен Нового царства и бо-

лее поздних. Особенно интересна надпись Меса, описывающего длитель-

ный процесс о наследовании земельного надела, который тянулся два

века и закончился лишь при Хоремхебе.

Очень интересны указания, разбросанные в литературных произве-

дениях древнего Египта, особенно в мифах и сказках. Учитывая специ-

фику этих первоисточников, в которых содержатся самые чудовищные

гиперболы, следует, однако, принять во внимание, что в основе их

лежат представления о знакомых и привычных юридических нормах. Ака-

демик В.В.Струве считает вполне возможным использовать для характе-

ристики египетского гражданского права эпизоды из сказки позднего

времени о Сатни-Хемуасе. В этом произведении отразились воспомина-

- 24 -

ния о сложных и бесконечных тяжбах о наследстве и ненадежности за-

вещаний, которые умело оспаривались египетскими крючкотворами того

времени.

Хотя писаные законы появились в Египте еще во времена Древнего

царства (а может быть, и Раннего царства), т. е. в III тысячелетии

до н.э., это не означало полного исчезновения обычного права времен

родо-племенного строя. Особенно это относится к внутрисемейным от-

ношениям. Судя по египетским мифам и сказкам, преступления против

родных и родственников разбирались главой семьи или всей семьей. В

известном мифе "Спор Гора с Сетом" упоминается о страшном преступ-

лении первого из этих богов. Он отрубает голову родной своей матери

Исиде, заступившейся за своего брата Сета. Пока Эннеада богов, яв-

ляющаяся в мифе верховным судилищем, разыскивает убийцу, чтобы по-

карать его, Сет успевает прибегнуть к самосуду. Он разыскивает и

ослепляет Гора и никакой ответственности за это не несет.

Точно так же Сет не отвечает за убийство своего брата Осириса.

Гор ведет судебный процесс против него только за наследство своего

отца и выигрывает его, но за убийство Осириса Эннеада богов Сета не

карает. Интересно, кстати, отметить, что одним из способов решить,

казалось бы, очень простой вопрос о наследстве Осириса служит су-

дебный поединок. Гор и Сет садятся в каменные ладьи и мечут друг в

друга гарпуны. Таким образом, вопрос решает не право, а сила.

В "Сказке о Правде и Кривде" юноша грозит расправой своей ма-

тери, которая поработила его отца и жестоко обращается с ним. Он

собирается бросить ее в присутствии всей семьи на съедение крокоди-

лу. В другой сказке - "Сказке о двух братьях" - старший брат Анупу

пытается убить своего младшего брата Бату по наущению своей ковар-

ной жены, оклеветавшей деверя. Убедившись в невиновности своего

брата, Анупу убивает клеветницу - жену и бросает ее труп на съеде-

ние собакам.

С другой стороны, в тех же самых сказках упоминается передача

семейных распрей на решение суда. Тот же Бата, которого предала его

жена, став фараоном, воздерживается от личной расправы и поручает

разбор дела судьям, которые приговаривают преступницу к смертной

казни.

Интересное сочетание самосуда и нормального преследования по

закону мы находим в известной "Сказке о фараоне Хуфу и чародеях"

(папирус Весткар). Жрец Убаонер изобличает свою жену в прелюбодея-

- 25 -

нии и в присутствии фараона Небка направляет на соблазнителя кроко-

дила (созданного им магическим путем). Что касается изменницы-жены,

то о ее судьбе "заботится" не оскорбленный муж, а сам фараон. Он

приказывает отвести ее в северную часть столицы и сжечь на костре.

Свою жену Убаонер склонен был пощадить. Он сам ничего против

нее не предпринимает, но фараон отправляет ее на казнь, не спраши-

вая мнения мужа. Очевидно, согласно нерушимому обычаю, раз оскорб-

ленный муж покарал оскорбителя, то он не мог уже возражать против

осуждения изменницы-жены. Интересны и способы расправы в обоих слу-

чаях. Убаонер отдает преступника на растерзание крокодилу. Так же

собирается поступить юноша из "Сказки о Правде и Кривде" со своей

жестокой матерью.

В других случаях жертву самосуда убивают и бросают на съедение

собакам и кошкам ("Сказка о двух братьях", "Сказание о Сатни-Хемуа-

се"). Все это - типичный сказочный мотив в описаниях самосуда. Од-

нако даже в сказках, если дело доходит до суда, виновницу не броса-

ют диким зверям, а сжигают (такое же наказание, зафиксированное в

гл.38 Книги Бытия, полагалось для изобличенной блудницы). Когда в

Египте утвердилась централизованная рабовладельческая деспотия, то

право самосуда свелось к минимуму. Сам фараон мог, никого не спра-

шивая, карать провинившихся подданных. Только бунтовщиков рекомен-

довалось истреблять. Очевидно, в законах не было ясных указаний на

этот счет и все предоставлялось на волю царя.

При XX династии суд разбирал дело о заговоре против Рамсеса

IV. Даже такие преступления, как дезертирство, разбирались в суде.

Что касается уголовного права, то в утраченных уголовных зако-

нах, судя по ссылкам в юридических документах, видное место занима-

ли статьи, охраняющие неприкосновенность частной собственности, и

особенно владений и имущества фараона и храмов. Безусловно, при ре-

шении этих дел строго учитывалось (так же как по законам Хаммурапи

или хеттских царей) социальное положение обидчика и потерпевшего. В

известной "Повести о красноречивом поселянине" описывается, как не-

кий Джухтинахт, управляющий вельможи Ренси, незаконно отбирает ос-

лов и поклажу у скромного жителя оазиса, т.е. рядового подданного.

Судьи, разбиравшие это дело, отклонили иск потерпевшего. Понадоби-

лось вмешательство самого фараона, чтобы вернуть поселянину похи-

щенное имущество и наказать обидчика.

Это наказание следует считать исключительно мягким. По вави-

- 26 -

лонским и хеттским законам допускалось за кражу возмещение имущест-

ва в десятикратном и даже тридцатикратном размере, а в случае не-

возможности возместить - даже смертная казнь. Особенно показатель-

но, что, возможно, допускалось мирное соглашение между вором и по-

терпевшим, если первый не в состоянии был уплатить штраф (10.С.241).

И.М.Лурье указывает, что во времена Нового царства, предусмат-

ривали за кражу следующие наказания: 1. За кражу какого-либо иму-

щества у частного лица - возврат похищенного и штраф в размере

двух-трехкратной стоимости украденного. Потерпевший мог отказаться

от своего права на штраф. 2. За кражу скота, принадлежавшего част-

ному лицу, полагалось более суровое наказание (может быть, отреза-

ние руки, которое упоминается как наказание за воровство)(11.С.28).

Гораздо суровее относился египетский закон к преступлениям

против фараона и храмов, и в частности к хищениям в некрополях. В

юридических документах Нового царства упоминается отрубание рук за

ограбление инвентаря царских гробниц. В одном случае семь расхити-

телей имущества царских гробниц были посажены на кол. Конечно, учи-

тывались и степень вины, и различные обстоятельства дела. Особые

наказания за кражу предусматривались специальными декретами. Они,

конечно, отличались от обычных законодательных норм в сторону уси-

ления кары (иначе не было бы смысла их издавать). Согласно декрету

Хоремхеба воины, укравшие у земледельцев кожи, присуждались к 100

ударам палками и нанесению пяти ран, а так же к возврату украденно-

го и пене. Эта необычная для египетского законодательства суро-

вость, и при том за преступления привилегированных людей против лиц,

стоящих ниже по своему общественному положению, объяснялась, веро-

ятно, особыми обстоятельствами. Во время смут первой половины XIV

в. в Египте можно предположить массовые грабежи и хищения, против