которых пришлось прибегнуть к решительным мерам.
Еще свирепее были кары за расхищение имущества храмов, нахо-
дившихся под охраной, зафиксированные в льготных грамотах. Согласно
декрету о защите достояния храма Осириса в Наури предписывалось
возмещение украденных вещей в стократном размере (небывалая пропор-
ция), а за угон храмового скота отрубание носа и ушей, порабощение
жены и детей и даже сажание на кол.
Весьма своеобразными были законы, касавшиеся скупки краденого.
Обвиняемым давалась полная возможность оправдаться ссылкой на неве-
дение. Во время разбора подобных судебных дел во времена Рамессидов
- 27 -
один обвиняемый был полностью оправдан, ибо выяснилось, что он опла-
тил найденное у него серебро, полученное от грабителей (10.С.285).
Египетское право уделяло много внимания каре за ложное обвине-
ние. Обычным наказанием для клеветника было нанесение ста ударов
палкой.
Что касается гражданского права древнего Египта, то, по всем
данным, в нем занимали видное место статьи, касающиеся наследства.
Обычно законным наследником считался старший сын, а остальные члены
семьи оставались в доме на подчиненном положении. Ярким примером
этого является семья Анупу в "Сказке о двух братьях".
Или в "Сказке о Сатни-Хемуасе", которую проанализировал акаде-
мик В.В.Струве, царевич влюбляется в жрицу Табубу и за обещания
вступить с ним в брак согласен завещать ее детям (своим будущим па-
сынкам) все свое имущество, обездолив своих собственных детей. Ха-
рактерным при этом является то обстоятельство, что завещание сос-
тавляется в пользу совершенно посторонних лиц, принадлежавших к
другой жреческой корпорации (Табуба была жрицей богини Баст).
Законные наследники - дети Сатни-Хемуаса должны были в пись-
менном виде заверить свое согласие с волей отца и отказаться от
своих наследственных прав. Однако Табуба не удовлетворяется этим.
Она требует, чтобы Сатни-Хемуас убил своих родных детей и бросил их
трупы на съедение собакам и кошкам. Ослепленный страстью, отец вы-
полняет это требование. К счастью, все оказывается сном, и сказка
оканчивается благополучно.
По мнению академика В.В.Струве, жесткие требования Табубы не
были простым капризом. Здесь был сознательный и безжалостный рас-
чет. Она опасалась, что дети Сатни-Хемуаса, если они останутся в
живых, несмотря на все выполненные формальности, смогут начать су-
дебный процесс. В сказке все доведено до крайности, но и в реальной
жизни, хотя и не в такой острой форме, аналогичные коллизии имели
место.
Чаще всего процессы о наследственном имуществе велись между
родственниками, которых происходило немало. Специфической египетс-
кой особенностью был учет заупокойного культа, совершаемого наслед-
никами в память об умершем. Выполнение этих обрядов закрепляло пра-
во на наследство (10.С.285).
Как отмечает М.Э.Матье, отличительной чертой египетской патри-
архальной семьи являлось положение в ней женщины, явно отличавшееся
- 28 -
своей независимостью по сравнению с положением женщины в других
странах древности. К примеру, женщины древнего Египта в юридическом
отношении была равноправна с мужчиной. Она владеет имуществом, не-
зависимым от имущества мужа. Своей собственностью она распоряжается
самостоятельно, завещает, продает и приобретает. Женщина в Египте
самостоятельно выступает в суде и как истица и как свидетельни-
ца (14.С.45).
В утраченных сводах законов древнего Египта имелись статьи,
регулирующие наследство, завещания и куплю-продажу, залог и дарение
имущества. Вероятно, египетские законы регулировали также куп-
лю-продажу и отдачу внаем рабов. Судя по контрактам, рабовладелец
отвечал за трудоспособность своего раба или рабыни, отданных внаем.
В случае их болезни уменьшалась плата, выдаваемая хозяину
(10.С.285).
Производство по гражданским и уголовным делам было одинаковым.
Уголовные дела, как и гражданские, возникали по жалобе потерпевше-
го, которому предоставлялось право поддерживать обвинение. Потер-
певший должен был в своей жалобе указать как наказание, которое, по
его мнению, полагается виновному, так и размер вознаграждения, ко-
торое он взыскивает (6.С.63).
Очень разнообразны были приемы судебного разбирательства уго-
ловных и гражданских дел. Кроме допроса свидетелей, разбора доку-
ментов и выявления в них противоречий, пыток и т.д. большую роль,
как уже говорилось, играло произнесение клятв.
Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религи-
озной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела
религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное наруше-
ние нормы религии и морали.
Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет,
не могло быть оспорено царским чиновником. Использовались также
указания оракула, значение которых в древнем Египте было особенно
велико. Выносились из храма статуи богов, и по движению головы оп-
ределялось оправдание или обвинение подсудимого (6.С.58).
В Египте были своеобразные тюрьмы, представляющие собой адми-
нистративные и хозяйственные поселения преступников и специально
привлеченных к работе в них царских людей. Их деятельность осущест-
влялась в тесной связи с "ведомством поставщика людей" - царского
бюро, занятого распределением различных категорий бесправного насе-
- 29 -
ления: преступников, рабов-иноземцев и других - на тяжелые принуди-
тельные работы (7.С.31).
2ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Египет, оказавший значительное влияние на развитие античной
цивилизации, в течение веков привлекал к себе внимание просвещен-
ных людей.
Единое государство в долине Нила сложилось не сразу: первона-
чально образовалось несколько десятков небольших государств, так
называемых номов. Образование номов сопровождалось объединением
нескольких сельских общин.
Ранние государственные формы в египетском государстве стали
складываться в ходе разложения общинно-родовой организации. Они
складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управ-
ленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти
функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве,
стояло надрядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, уп-
рочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее чле-
нов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влия-
ние на замедление процессов классообразования, формы земельной
собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах.
Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама об-
щина. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного
собственника земли, властно-собственнические права которого реали-
зовывались в получении с общинников ренты-налога.
В период Раннего царства, в результате объединения номов сло-
жились два больших государства в долине Нила - Верхний Египет (Юг)
и Нижний Египет (Сервер). Примерно к 3200 году до н.э., в результа-
те борьбы за объединение Юга и Севера, в которой одержал победу Юг,
произошло образование единого государства.
В период Древнего царства создается строго централизованная
монархия с неограниченной властью царя (фараона), но экономической
основы для централизованного государства не было, и с 2400 по 2169
гг. до н. э. начинается период политической раздробленности Египта,
ослабление центральной власти во главе с фараоном и усиление роли и
значения глав отдельных номов.
В период Среднего царства возникает новое движение за объеди-
- 30 -
нение Египта. На первое место выдвигается фиванский ном, которому
удается стать во главе движения и успешно его завершить. Цари XI
Фиванской династии кладут начало новому периоду в истории Египта -
периоду, когда Египет вновь становится единым централизованным го-
сударством; но примерно в 1730 году до н.э. Египет становится добы-
чей племени гиксосов, которые овладели всей страной и господствова-
ли в ней примерно 150 лет. После долгой и упорной борьбы Египту во
главе с фиванским номом удалось изгнать гиксосов за пределы страны
и восстановить политическую самостоятельность.
Борьба с гиксосами привела к усилению военной мощи государства
в период Нового царства. Начинается новый период в истории египетс-
кого государства, когда Египет приобретает черты могущественной во-
енной державы со строго централизованным военно-бюрократическим ап-
паратом власти. Но опять же на исходе Нового царства происходит
раздробленность Египта. Упадок Египта приводит в конце концов к за-
воеванию его Персидской державой (525 г. до н.э.).
В своем политическом развитии Древний Египет прошел в целом
путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государ-
ств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным
империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоева-
ния и аннексий своих соседей.
В Египте рабовладельческое государство приняло своеобразную
форму деспотии, т.е. государства, в котором вся полнота власти но-
минально принадлежит одному лицу, наследственному монарху, правяще-
му при посредстве более или менее сложного централизованного, бю-
рократически организованного аппарата. Причина образования этой
формы государства заключается в том, что в стране длительное время
сохраняется поземельная община и не получает развития частная собс-
твенность. Вершиной египетского государства является царь-фараон,
которому принадлежала вся полнота законодательной власти. На всех
этапах развития Египта особая роль в управлении государством при-