Смекни!
smekni.com

Древний Египет 7 (стр. 1 из 2)

Древний Египет

Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд. Укрепление не­ограниченной власти правителя, его обожеств­ление приобретали все более широкий размах. Фараоны, сочетавшие свои полномочия с саном верховного жреца, объявили себя сынами солн­ца — Ра. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом, в основе почитания которого лежало обожествление древних представлений о еже­годно умирающих и воскресающих силах при­роды. В связи с обожествлением фараона, считавшегося духом - покровителем страны, усложнился характер ритуалов.

Дальнейшее развитие приобрел древний за­упокойный культ. Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с кото­рым означало дальнейшую жизнь. Статуи уми­рающего как бы заменяли собой тело, подвер­женное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возник­новения связанная с заупокойным культом, тя­готела к точному портретному изображению.

Умерший помещенный в гробницу, как бы пе­реселялся в новый дом, продолжая нуждаться в пище и жилье.

Архитектура

С 3 тыс. до п. э. в связи с куль­том фараона началось возведение первых ги­гантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, и мастабы - надземного холма, об­лицованного кирпичом или известняковыми пли­тами. В нарастающей грандиозности устремлен­ных вверх гробниц фараонов IIIдинастии ска­залось непоколебимое желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.

Архитектура гробниц и храмов заняла в ис­кусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства, дополняя ее, образовали еди­ный и неразрывный комплекс.

Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны в усыпальнице-пирами­де фараона Джосера в Саккара (28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и со­стояла из семи убывающих кверху мощных ступеней, сложенных из каменных блоков. Зод­чий Имхотеп, создатель этого сооружения, воз­вел пирамиду посреди сложного ансамбля дво­ров и храмов. Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху. Одна­ко здесь еще пе были достигнуты та ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов последующей, IV династии.

Одним из «семи чудес света» назвали пира­миды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура, высящиеся в Гизе. В сознании людей последующих поколений они отождествлялись со всем искусством Египта, с природой и обли­ком этой страны. Возведенные из светлого кам­ня среди пустыни, они поражают своими раз­мерами, суровостью и строгостью. Их образ во­плотил в себе величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деяние своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных бло­ков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее - равнобедрен­ные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще больше под­черкивают рациональную ясность этих соору­жений, простота которых порождена не бедно­стью фантазии, а огромным мастерством обоб­щения, откристаллизовавшимся веками.

Наиболее грандиозная из трех - пирамида Хеопса, выстроенная под руководством зодчего Хемиуна. Ее высота около 147 м, длина стороны основания - 233 м. О том, сколько сил при при­митивности техники того времени было затра­чено на это сооружение, свидетельствует описа­ние Геродота, где говорится, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки камен­ных плит, а потом двадцать пять лет - пирами­ду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была обли­цована гладкими известняковыми плитами, при­дававшими ее облику особую кристальную яс­ность. Внутри находились лишь небольшая ка­мера, облицованная гранитом, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции. Таким образом, пирамида представляла собой гигантский ка­менный массив, воздействующий особенно силь­но своей формой и размерами с далекого рас­стояния.

В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных памятников воплоща­лась идея бессмертия, чуждости всему зыбкому и непостоянному, мощи и деспотизма неограни­ченной власти фараонов.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиоз­ного ансамбля. В него входили заупокойные храмы, строгие по своей планировке, четкие и спокойные по своим ритмам. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пи­рамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она со­четает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, слов­но утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц. Необычайное чувство кам­ня, его фактуры и декоративных особенностей! проявилось и в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отпо­лированных до блеска.

Скульптура.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение ста­туй определило выполнение их в рамках строжайших канонов. Люди изображались в однобразных, спокойных, полных неподвижного ве­личия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев - это либо стоя­щая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, Iлибо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией. По представлениям древних египтян ритуальные портретные статуи были олицетво­рением двойника умершего. Поэтому мастера стремились передать в них и максимальное сходство, и в то же время выразить свои пред­ставления об идеальном образе. Жизненная сила и наблюдательность присущи индивидуа­лизированным лицам портретируемых. Яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще; более оживляли эти лица. Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи, выполненная из известняка, с внима­тельным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми гу­бами, поражает остро выраженной портретностью. Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох и величественно несущего свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией, что рабо­чие, нашедшие ее при раскопках, назвали ста­тую «сельским старостой». Несмотря на то, что каноны обусловливали определенность и скован­ность поз портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти недвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Цростота обобщенных форм, благородное совер­шенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая полови­на 3 тыс. до н. э.,). Они сидят на жестких кубических тронах, разъеди­ненные друг с другом не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных пря­мо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, жен­ская - желтой, волосы - черной, одежды - бе­лой. Неподвижные, лаконичные образы человеч­ны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Портреты фараонов, стоящих внутри гробниц и храмов, поражают жизненной силой и в то же время в них передано ощущение мас­сы каменного блока, из которого высечены статуи. Позы их каноничны. Левая нога выстав­лена вперед, словно они медленно совершают свой первый шаг в вечность. Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равнове­сия, часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хефрену застывшему в гордом величии под охраной сокола - Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

Важную роль играли рельефы и росписи, вы­полненные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Их назна­чение определялось желанием прославить мо­гущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни. Рельефы и росписи располагались с таким расчетом, что­бы утвердить плоскость стены, подчеркнуть ла­конизм и строгость архитектурного образа в це­лом. Этим объясняется отсутствие многоплано­вого глубинного построения, развертывание повествования фризами по степе, специфиче­ское изображение фигур. Фараон и боги изо­бражались выше других людей. Условность врасцветке и в построении рельефов была связа­на с длительным художественным отбором об­разов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характер­ные точки зрения на предмет, сочетая их во­едино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стелы. Древние египтяне применяли две техники рельефа — ба­рельеф и врезанный рельеф с углубленным кон­туром, сближающие их с росписями. Силуэт фи­гур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изобра­жающем зодчего Хесира, весь облик - могу­чие плечи, развернутые но традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в про­филь, густая грива волос, смелое и гордое лицо - усиливает ощущение необычайной вну­тренней силы этого человека, красоту и ритмич­ность его упругого движения. Тонкая модели­ровка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость си­луэта.

Принцип фризового развития сюжета типичен: для рельефов Древнего царства. Он помогает ху­дожнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых, идущих вереницей фигур в рельефе из мастабы Ахутхотепа, распо­ложенных друг под другом, словно строка за строкой, дает почувствовать медлительную плав­ность и значительность торжественного шест­вия, словно направленного в вечность, ритмиче­скую красоту ритуального танца.