Смекни!
smekni.com

Духовный, культурный и научный мир России второй половины XIX начала XX вв (стр. 2 из 3)

Видными художниками-жанристами были И.М. Прянишников, В.М. Максимов, А.К. Савицкий, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковский. Русская пейзажная живопись была представлена крупнейшими художниками-реалистами, воспевавшими русскую природу, И.И. Шишкиным, А.К. Саврасовым, А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, Ф.А. Васильевым, И.И. Левитаном.

В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Широкого развития достигают музыкальная критика, теория музыкального искусства, организация музыкального образования. Окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В 1862 г. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал "Могучей кучкой". В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Оперы Мусорского "Борис Годунов" и "Хованщина", Римского-Корсакова "Садко", "Псковитянка", "Майская ночь" и "Царская невеста", Бородина "Князь Игорь" являются шедеврами русской и мировой музыкальной классики.

Представители "Могучей кучки" и другие русские композиторы создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений.

Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский (1840 - 1893). Расцвет творчества Чайковского приходится на 70-80-е годы. Чайковский создал высочайшие образцы оперной, балетной, симфонической и камерной музыки. Им создано 10 опер - "Воевода", "Ундина", "Опричник", "Евгений Онегин", "Мазепа", "Орлеанская дева", "Черевички", "Чародейка", "Пиковая дама", "Иоланта", три балета - "Лебединое озеро", "Спящая красавица, "Щелкунчик", получившие огромную популярность в России и за рубежом и занявшие ведущее место в репертуарах многих оперных театров. К мировым шедеврам относятся его симфония "Манфред", симфоническая фантазия "Франческа да Римини", увертюра фантазия "Ромео и Джульетта", "Итальянское каприччио", фортепьянные и скрипичные концерты.

Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры.

Русская вокальная школа была представлена замечательными певцами, такими как Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой.

Большое общественное значение в пореформенную эпоху приобретает театр. Содержание репертуара русских театров отражало насущные проблемы, волновавшие современников, а сила сценического искусства талантливых театральных коллективов формировала их эстетические вкусы, нравственные принципы и в значительной мере общественные взгляды. В этом смысле пореформенный русский театр все более становился важнейшей частью общественно-культурной жизни страны.

В 60-70-х годах стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1866 г. по инициативе А.Н. Островского и Н.Г. Рубинштейна в Москве был создан Артистический кружок из числа театральной молодежи. Артист, режиссер и драматург А.Ф. Федотов основал в 1872 г. в Москве "Народный театр", ориентированный на "массового зрителя".

В 1882 г. была отменена монополия казенных ("императорских") театров, что способствовало развитию провинциального театра, возникновению частных и "народных театров".

Главными центрами театральной культуры, как и в первой половине XIX в., оставались Московский Малый и Петербургский Александринский театры. В Малого театра блистала плеяде талантливых актеров, особенно выделялись Сергей Шумский, Иван Самарин, а также начавшие в то время свой сценический путь Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин, Александр Ленский. В Александринском театре играли такие выдающиеся актеры, как Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов.

Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием России. Расширился ассортимент строительных материалов бетон, цемент, металлические конструкции, стекло и т.д. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения банки, магазины, вокзалы, доходные дома. С одной стороны, все более оказывал влияние стиль модерн, с другой - стремление к стилизации "под старину".

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и "русского" стиля. Постепенно "русский" стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А.Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница "Метрополь" (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации, как Казанский вокзал (арх. А.В. Щусев). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал, здание Музея изобразительных искусств, почтамта (арх. И.И. Рерберг) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский).

Возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

Эти тенденции в архитектуре нашли свое выражение и в скульптуре. Образцом эклектики является композиция М.О. Микешина в Новгороде "Тысячелетие России". Крупным культурным и общественным явлением было открытие в 1880 г. в Москве памятника А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин). Выдающимся скульптором второй половины XIX в. был М.А. Антокольский. В 70-80-х годах он создал серию "монументальных личностей": "Иван Грозный", "Петр Великий", "Ермак", "Христос перед судом народа", "Смерть Сократа", "Спиноза", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый".

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

3. Просвещение и издательское дело

В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта, внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники требовали расширения народного образования. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия Правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений, открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. В 70- годах XIX в. было положено начало высшему женскому образованию. Всего за эти годы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве было открыто 7 высших женских курсов различного профиля - гуманитарного, естественнонаучного, медицинского. Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования.

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции и театрально-концертные представления.

Значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях ( Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению Художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа.

Книгоиздательство превратилось в обширное предпринимательское хозяйство, с мощной и первоклассной издательской базой. Если в середине 50-х годов XIX в. в России нас читывалось 96 типографий и ежегодно выходило около 2 тысяч отдельных изданий (книг, брошюр и пр.), то к середине XIX в. число типографий возросло до 1300, а выпускаемых ими названий отдельных изданий - до 10700. Широкую известность получили книгоиздатели М.Ф. Вольф, Ф.Ф. Павленков, И.Д. Сытин, П.П. Сойкин, А.Ф. Маркс, издававшие большими тиражами научные, художественные и по дешевой цене популярные книги и для народа. В конце XIX в. Россия заняла третье, после Германии и Франции, место по количеству названий выпускаемой литературы.