Смекни!
smekni.com

Духовный, культурный и научный мир России второй половины XIX начала XX вв (стр. 1 из 3)

Введение

В истории русской культуры весь ХIХ век характерен своей неповторимой цельностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе и искусстве, которые складывались в первой половине ХIХ в., получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период. Она выражалась также и в том, что творчество многих деятелей русской науки, литературы и искусства пришлось как на дореформенную, так и пореформенную эпохи. Таким образом, эти деятели культуры в своем творчестве как бы воплощали живую связь эпох и вместе с тем являлись хранителями традиций своих предшественников или старших современников.

Однако русская культура пореформенного периода имеет и свои особенности, обусловленные объективными факторами исторического развития страны. В первую очередь изменилась сама историческая обстановка. Реформы 60-70-х годов ХIХ века явились настоящим переворотом, вследствие которого произошли кардинальные изменения в экономической, социальной, политической сферах и вообще во всей народной жизни, что не могло не отразиться на развитие культуры и самого быта.

Падение крепостничества произвело не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы и вместе с тем и возможности их удовлетворять. Неизмеримо расширился и круг лиц интеллигентного труда - носителей культуры.

Интенсивно шел процесс демократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинулась тема "мужика", страдальца, кормильца и защитника страны. В нем видели также главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей. Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственного труда все более вовлекаются представители из непривилегированных сословий.

Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором и показателем культурного развития.

Пореформенная эпоха характерна дальнейшим расширением культурных связей России с другими странами и народами; шло взаимное обогащение культурными достижениями. Весь ХIХ век справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре.

1. Великие писатели и моралисты Ф.М. Достоевский

и Л. Н. Толстой

Художественная литература второй половины XIX начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.Н. Островский, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др.

Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В своих произведениях он изобразил почти вековую полосу русской жизни - от начала XIX-го до начала XX вв. В знаменитой эпопее "Война и мир" и в "Севастопольских рассказах" писатель показал национальный характер русского народа, его героизм в борьбе с внешними врагами, поставил философские проблемы о постижению внутренней сущности личности и поисках нравственного идеала. В романах "Анна Каренина" и "Воскресение" им раскрыты противоречия пореформенной жизни России, фальшь и разложение дворянского общества, комедия царского суда, лицемерие церкви и светских властей. В повестях, драмах и рассказах о народном быте он ярко отразил настроения миллионов крестьян, их стихийный протест против угнетения и произвола. В начале 80-х годов происходит разрыв Толстого с той средой, к которой он принадлежал по своему происхождению и воспитанию, отказ от прежнего образа жизни. Он обосновывает свое миропонимание в "Исповеди", "Критике догматического богословия", "Соединении и переводе четырех евангелий" и особенно в трактате "В чем моя вера?" Толстой создает свою религиозно-философскую систему, получившую наименование "толстовства". Оно вызвало в России и за рубежом религиозно-утопическое общественное движение последователей Толстого. Толстовство призывало к преобразованию общества путем морально-религиозного самоусовершенствования, отказа от всякого насилия, проповедуя тезис "непротивления злу насилием". Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей в России, Западной Европе, в Индии, Японии и др. странах. Он много сделал и как просветитель: в своем тульском имении Ясная Поляна основал школу для детей, по его инициативе и на его средства в 1884 г. в Москве было основано просветительское издательство "Посредник", выпускавшее массовыми тиражами и доступные по цене для народа художественную и научно-популярную литературу, а также книги для детей.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский был непревзойденным мастером психологического романа. Мировую известность получили его романы "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Бесы", "Подросток", в которых писатель показал глубокий психологизм и трагизм личности, поиски героями романов общественной и человеческой гармонии, дал свое философское осмысление нравственных и социальных контрастов. Произведения Достоевского проповедуют высокие нравственные ценности, исполнены болью за "униженных и оскорбленных", за судьбы "бедных людей" и вместе с тем верой в духовные силы человека. Достоевский выступал в печати также как блестящий публицист, литературный критик и религиозный мыслитель, переводчик лучших произведений западноевропейских писателей.

В 60-70-х годах в русскую литературу вошла плеяда молодых писателей-демократов - Ф.М. Решетников, Н.Г. Помяловский, В.М. Гаршин, И.В. Федоров, Г.И. Успенский, в творчестве которых получило реалистическое изображение жизни и быта русской деревни, мелкого чиновничества, городского мещанства, духовенства, интеллигенции.

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

2. Живопись, музыка, театр, архитектура

В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической и гражданственной эстетики.

В 1863 г. выпускники Академии художеств образовали в Петербурге свою "Артель". В 1870 г. ими было создано "Товарищество передвижных художественных выставок". И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и другие стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие.

И.Е. Репин (1844 - 1930), был прозван "Ильей Муромцем русской живописи". Для творчества Репина характерны выразительность и монументальность его произведений, широкий диапазон разнообразных жанров и сюжетов - исторических, мифологических, бытовых. Им создана серия полотен, показывающих могучие силы и духовную красоту простого народа, - "Бур лаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Проводы новобранца", "В волостном правлении". Образы революционеров-народников представлены им в картинах "Сходка", "Арест пропагандиста", "Под конвоем", "Не ждали", "Отказ от исповеди". Широко известны картины Репина, написанные на исторические сюжеты, - "Царевна Софья", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и особенно "Иван Грозный и его сын Иван", которая явилась крупным общественным событием и воспринималась зрителем как протест против деспотизма. Репин создал также галерею замечательных портретов своих выдающихся современников - Л.Н. Толстого, А.Ф. Писемского, Н.И. Пирогова, В.В. Стасова, М.П. Мусорского, А.К. Глазунова, П.А. Стрепетовой.

В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос, его представляли В.И. Суриков, В.М. Васнецов.

В.И. Суриков был выдающимся мастером исторической живописи. Его первое значительное полотно "Утро стрелецкой казни" сразу обратило внимание художественной общественности и принесло автору известность. В своих исторических картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории и известные исторические личности, как правило, с сильными характерами, действовавшие в экстремальных условиях. Таковы его картины "Меншиков в Березове" - изображение всесильного временщика Петра I в опале, "Боярыня Морозова" - монументальное полотно, изображающее столкновение старообрядчества с "никонианством", героизм и фанатичность главного персонажа - Морозовой, "Покорение Сибири Ермаком" - отражение двух противоборствующих народных стихий. Драматизм момента, мужество и героизм русского солдата переданы в картине "Переход Суворова через Альпы", написанной к столетию этого события. Полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита отличается его кар тина "Взятие снежного городка" - описание народной игры на масленичной неделе. Последним значительным произведением Сурикова была картина "Степан Разин", в которой воспроизведены народные представления о вожде крестьянского восстания ХVII в.

Ярким представителем русской батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В. Верещагин. Известны серии его картин об Отечественной войне 1812 года, о русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., "туркестанская коллекция". Художник сам бывал в районах военных действий на Балканах и в Средней Азии, подвергаясь всем опасностям военной обстановки. Его картины, изображавшие без прикрас тяготы войны, неприглядные военные сцены, являлись осуждением войны вообще.