Наибольшее развитие теория юридических фактов получила в гражданском праве[4]. Это вполне объяснимо. Набирающий силу капитализм требовал тщательной регламентации имущественных отношений: оснований возникновения права собственности, отдельных обязательств, наследования, наступления несостоятельности и т.д. На этой базе и складывалось общее понятие юридического факта[5]. Подчеркнем важный момент - категория "юридический факт" возникла не как результат умозрительного развития какой-либо схоластической философской системы; она развилась из практической потребности охватить единым понятием разнообразные предпосылки движения конкретных правовых отношений.
Теория юридических фактов успешно развивалась и в работах русских ученых-юристов. Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, Н.М. Коркунов, В.И., Синайский, Г.Ф. Шершеневич рассматривали вопросы исковой давности, условий действительности и недействительности сделки, основания представительства и др.
Русской юридической науке того времени было известно и понятие фактического (юридического) состава. "Юридические последствия, - писал В.И. Синайский, - наступают обыкновенно не в силу единичных юридических фактов, а вследствие целой совокупности их - юридического состава правоотношения"[6].
В научной и учебной литературе советского периода под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление тех или иных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правового отношения. Уже в этом определении видно своеобразие юридических фактов. Во-первых, это - конкретные жизненные обстоятельства, элементы объективной социальной действительности. Во-вторых, это - обстоятельства, признанные нормами права, прямо или косвенно отраженные в законодательстве. "Жизненные факты, - справедливо отмечал Н.Г. Александров, - сами по себе не обладают каким-то имманентным свойством быть или не быть юридическими фактами. Они становятся юридическими фактами только тогда, когда им такое значение придается нормами права. Факты одного и того же вида могут быть или не быть юридическими фактами в зависимости от того, как они расцениваются возведенной в закон волей господствующего класса"[7].
Советская юридическая наука решительно отвергла абстрактный, формально-догматический подход к правовым явлениям. "Конкретное правоотношение между двумя лицами по продаже-покупке какой-либо вещи, - писал, например, Д.М. Генкин, - создается не потому, что в Гражданском кодексе имеется норма о договоре купли-продажи, а потому, что у одного лица возникает экономическая потребность купить эту вещь, у другого лица - продать ее"[8]. Правоотношения рассматриваются советскими учеными как элементы юридической надстройки, вплетенные в сложную сеть социальных отношений и обусловленные в конечном итоге экономическим базисом общества. Однако "основные, т.е. формальные юридические понятия, - отмечал Е.Б. Пашуканис, - продолжают свое бытие в наших кодексах и в соответствующих к ним комментариях. Остается в силе и метод юридического мышления с его специфическими приемами"[9].
В современной зарубежной литературе вопросы юридических фактов рассматриваются главным образом в курсах гражданского права в связи с проблемой возникновения обязательств[10].
Современная иностранная юриспруденция мало продвинулась в изучении юридических фактов. В английской и американской правовой доктрине не создано развернутой их теории. Следуя традициям своей правовой системы, английские и американские юристы скептически относятся к абстрактным юридическим понятиям. Юридические факты определяются ими в процессуальном смысле как обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для разрешения дела и т.д.
Оценивая положение дел в этой области, известный французский юрист Л. Жюллио де ла Морандьер в свое время писал: "Каждое из обстоятельств, за которым наше право признает силу фактора, порождающего право, производящего его переход или прекращение его, определяется особыми правилами: причем наше право не исходит из какой бы то ни было общей теории юридических фактов.
Несколько большее внимание уделяется проблеме юридических фактов в немецкой и итальянской литературе. Немецкие и итальянские юристы не уклоняются от рассмотрения общего понятия юридического факта и состава, приводят их классификации, анализируют роль юридических фактов в обеспечении автономии личности в правовых отношениях.
В английской и американской правовой доктрине не создано развернутой теории юридических фактов. Следуя традициям своей правовой системы, английские и американские юристы скептически относятся к абстрактным юридическим понятиям. Юридические факты определяются ими в процессуальном смысле как обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для разрешения дела.
Прежде чем мы обратимся к понятию юридического факта в гражданском праве, небезынтересно уяснить, что понимается под фактом вообще.
Под фактом понимается явление материального мира, существующего независимо от нашего сознания. "Факт, - пишет О.А. Красавчиков, - это явление реальной действительности"[11]. Явление действительности становится "фактом", когда оно отражается в определенной понятийной системе - литературном произведении, информационном сообщении, научной теории и т.д. Это справедливо и для юридических фактов. Юридический факт, с одной стороны, это фрагмент действительности, событие или действие (материальный момент), с другой стороны, это явление, отраженное в норме права (юридический момент). Именно единство материального и юридического моментов придает фактам социальной жизни юридическое значение[12].
Под юридическими фактами в науке и практике понимаются социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений[13].
Приведенное определение позволяет очертить основные признаки данного понятия. Юридические факты есть обстоятельства: конкретные, индивидуальные. Юридические факты представляют собой явления действительности, существующие в определенной точке пространства и времени. Если речь идет о фактах-действиях, то конкретность действий означает, что они совершены определенными субъектами и несут конкретное социальное и правовое содержание. Конкретность юридических фактов-событий выражается в том, что они происходят в определенной местности в некоторый определенный момент времени.
Юридические факты: несут в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или косвенно права и интересы общества, государства, социальных коллективов, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридические значения; определенным образом выражены (объективированы) вовне. Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, события внутренней духовной жизни человека и тому подобные явления. Вместе с тем законодательство может учитывать субъективную сторону поступков (вину, мотив, интерес, цель) как элементы сложного юридического факта; характеризуют наличие либо отсутствие определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие) явления, но и так называемые негативные факты (отсутствие служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т.п.) прямо или косвенно предусмотрены нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Вместе с тем в процессе индивидуального регулирования правоприменительным органом может производиться конкретизация юридических фактов, необходимых для наделения правами или возложения обязанностей; зафиксированы в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Многие юридические факты имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим образом оформлены и удостоверены (в виде документа, справки, журнальной записи и т.д.) вызывают предусмотренные законом правовые последствия, прежде всего возникновение, изменение либо прекращение правового отношения.
Решением Промышленного районного суда г. Самары установлен факт пользования и владения М. домостроением, земельным участком площадью 2083 кв. м, дворовыми постройками, расположенными по адресу: г. Самара, ул. Туменская, 6. За М. признано право на приватизацию домостроения, земельного участка, дворовых построек, расположенных по указанному адресу.
М. обратилась в суд с заявлением об установлении юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом. В заявлении указала, что в мае 2000 года она договорилась с В. о покупке у него дома с прилегающим участком по адресу: г. Самара, ул. Туменская, 6. Дом находился в муниципальной собственности, однако В. обещал приватизировать дом и земельный участок, после чего оформить передачу домовладения ей в собственность.15 мая 2000 г. она в счет покупки дома передала В.2 000 долларов США, о чем свидетельствует расписка. После передачи денег она стала пользоваться земельным участком, построила надворные постройки, провела водопровод, занималась посадками, застраховала дом и надворные постройки. Однако в декабре 2000 года В., не оформив документы, умер. Ссылаясь на то, что она изготовила проект реконструкции дома, но для получения разрешения на реконструкцию необходимы документы о ее правах на дом, М. просила установить факт покупки, владения и пользования недвижимым имуществом - домом и надворными постройками с земельным участком по указанному адресу.