Более ясное представление о гражданском правоотношении возникает тогда, когда оно рассматривается не только как единое целое, но и в виде отдельных составляющих его элементов, к числу которых относятся содержание, форма, субъекты и объекты правоотношения[33].
Правоотношение является результатом правового регулирования общественных отношений нормами права.
Оно выступает в качестве идеологической, в частности, юридической формы соответствующей общественной связи. Обоснование такого решения вопроса относительно сущности правоотношения, по нашему мнению, необходимо усматривать в следующем. Движение гражданского правоотношения предполагает:
Наличие определенных общественных отношений, которые выражают материальные процессы производства, распределение (обмена) и возникновение которых обусловливается материальными общественными потребностями. Каждая, взятая в отдельности, материальная или юридическая предпосылка не влечет за собой возникновения гражданского правоотношения. Последнее возникает в результате установления определенной взаимосвязи, определенного взаимодействия между указанными предпосылками. Правоотношения являются результатом правового регулирования общественных отношений со стороны государства, поскольку существование юридических предпосылок зависит именно от установления государством тех или иных норм, того или иного правового регулирования общественных отношений.
В нашей литературе, говоря о юридических фактах, называют последние либо основаниями движения правоотношения, либо обстоятельствами, влекущими юридические последствия, либо фактами, с которыми нормы права связывают юридические последствия. Надо полагать, что последняя формулировка более правильна: она удачно подчеркивает соотношение и взаимосвязь нормы права и юридических фактов - общей предпосылки и частной основы движения конкретного правоотношения.
Кроме приведенных определений юридических фактов как основания, обстоятельств, условий и т.п., в нашей литературе подчас можно встретить и иные формулировки, отражающие место и значимость юридических фактов в динамике правоотношения. В некоторых случаях значение юридических фактов принижается, они рассматриваются в качестве явлений, лишь способствующих движению правоотношении. Иногда же роль юридических фактов чрезмерно преувеличивается - юридические факты рассматриваются в качестве источника правоотношения, при этом и нормы права, и правосубъектность, равно как и материальные предпосылки, выпадают из общей цепи моментов, определяющих возникновение, применение и прекращение юридических отношений. Интересно, заметить, что данное утверждение не ново. Высказывания о юридических фактах, как источниках конкретных правоотношений, можно встретить также, в частности, в работах проф. С.И. Вильнянского[34] и проф. Н.Г. Александрова. Последний считает, что "... источниками конкретных субъективных прав и соответствующих обязанностей, источниками конкретных правоотношений являются юридические факты"[35]. Но после приведенного утверждения проф.Н.Г. Александров сразу же делает оговорку о том, что явление может быть расцениваемо в качестве юридического факта лишь "... тогда, когда нормой права за ним признается такое значение". Этим самым фактически снимается ранее выдвинутое положение о юридическом факте как источнике правоотношения.
В заключении следует подчеркнуть, что применение термина источник субъективных прав и обязанностей к юридическим фактам является весьма заманчивым и в то же время неверным. Под источником определенного явления обычно понимается сила, создавшая это явление, вызвавшая его к жизни. Юридические же факты, помимо нормы права и правосубъектности, не могут ни создать, ни изменить, ни прекратить, ни одного правоотношения сами по себе, а, следовательно, и быть источниками прав и обязанностей. Таким образом, как нельзя умалять значение юридических фактов (рассматривать их в качестве явлений, лишь способствующих движению правоотношения), так и приписывать юридическим фактам несвойственную им силу (рассматривать их в качестве источника правоотношения).
Юридические факты разнообразны и классифицируются по различным основаниям. По признаку зависимости от воли субъектов они подразделяются на действия и события.
Юридические факты - действия.
В действиях проявляется воля субъектов - физических и юридических лиц. В правовом регулировании действия выступают в разных качествах. С одной стороны, они служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений, наступления иных правовых последствий. С другой - действия выступают в роли того материального объекта, на который воздействуют правовые отношения и ради которого собственно и осуществляется все правовое регулирование. Рассмотрение действий в качестве юридических фактов, таким образом, лишь один из аспектов изучения их роли в правовом регулировании.
Юридические действия - сложный и многоплановый объект классификации. Уложить в единую классификационную схему разнообразные проявления деятельности субъектов права далеко не просто. В научной и учебной литературе используется ряд делений правомерных юридических фактов - действий: по субъекту (действия граждан, организаций, государства);
по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результативные действия); по отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу совершения (лично, через представителя); по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом, документом) и др.;
по признаку дозволенности законом действия бывают правомерные и неправомерные. Правомерные - это действия, соответствующие требованиям законов, иных правовых актов и принципов права. Неправомерные - это действия, нарушающие предписания законов, иных правовых актов и принципов права. К числу неправомерных действий, порождающих гражданские правоотношения, можно отнести: причинение вреда (ущерба) (так называемые деликты); нарушения договорных обязательств; неосновательное обогащение - приобретение или сбережение имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований; злоупотребление правом; действия, совершенные в виде сделок, признанных недействительными, действия, нарушающие исключительные права авторов произведений науки, литературы, искусства и патентообладателей, и др.
Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.
Юридические акты - это действия, прямо направленные на достижение определенной правовой цели (подача искового заявления или отказ от иска, заключение договора, вынесение судебного решения или иного правоприменительного акта и т.п.). Совершая юридические акты, граждане, государственные органы и другие субъекты права целенаправленно создают, изменяют, прекращают правовые отношения для себя либо для других субъектов[36].
Основным видом гражданско-правовых юридических актов являются сделки - волевые действия юридического или физического лица, направленные на достижение определенного правового результата. Так, совершая сделку купли-продажи (Приложение 1), субъект стремится приобрести право собственности на деньги или вещь. Сделки наиболее ярко и полно выражают присущие гражданскому праву принципы, способы и методы регулирования общественных отношений. Поэтому именно им посвящено абсолютное большинство норм гражданского законодательства.
В ст.153 ГК определяется понятие сделки - это "действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей". Таким образом, сделку характеризуют следующие признаки: а) сделка - это всегда волевой акт, т.е. действия людей; б) это правомерные действия; в) сделка специально направлена на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений; г) сделка порождает гражданские отношения, поскольку именно гражданским законом определяются те правовые последствия, которые наступают в результате совершения сделок[37].
Как волевому акту сделке присущи психологические моменты. Поскольку сделка предполагает намерение лица породить определенные юридические права и обязанности, для совершения такого действия необходимо желание лица, совершающего сделку. Такое намерение, желание называют внутренней волей. Однако наличия только внутренней воли для совершения сделки недостаточно, необходимо ее довести до сведения других лиц. Способы, которыми внутренняя воля выражается вовне, называются волеизъявлением.
Все способы выражения внутренней воли могут быть сгруппированы по трем группам:
1) прямое волеизъявление, которое совершается в устной или письменной форме, например, заключение договора, сообщение о согласии возместить ущерб, обмен письмами и т.п.;
2) косвенное волеизъявление имеет место в случае, когда от лица, намеревающегося совершить сделку, исходят такие действия, из содержания которых явствует его намерение совершить сделку. Такие действия называются конклюдентными (от лат. соnсluсdеrе - заключать, делать вывод). Оплата проезда в метро, помещение товара на прилавке сами по себе уже означают намерение лица заключить сделку. В соответствии с п.2 ст.158 ГК конклюдентными действиями могут совершаться лишь сделки, которые в соответствии с законом могут быть совершены устно;
3) изъявление воли может иметь место и посредством молчания. Однако такое выражение волеизъявления допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Так, стороны могут договориться о том, что молчание одного из участников договора на предложение другого участника об изменении условий договора означает его согласие со сделанным предложением. Законом также могут быть предусмотрены случаи, когда молчание признается выражением воли совершить сделку[38].