Смекни!
smekni.com

Токарев, Александр Вячеславович (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Биография
1.1 Рождение, ранние годы
1.2 Становление
1.3 Расцвет, зрелые годы

2 Достижения
3 Оценки
4 Список произведений
5 Библиография


Введение

Александр Вячеславович Токарев (10 ноября 1946, Одесса) — художник, режиссёр, сценарист, член Союза художников с 1974 года, автор знаменитых живописных серий «Человек-Оркестр», «Человек-Театр», «Человек-ZOO», создатель многочастных живописных произведений — полиптихов.

1. Биография

1.1. Рождение, ранние годы

Родился в Одессе10 ноября 1946 года в семье художников. Родители — Вячеслав Васильевич Токарев, народный художник Украины, и Любовь Иосифовна Токарева-Александрович, художник-живописец, член Союза художников СССР, — после войны окончили Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1958 году начал посещать изостудию под руководством художника А. Пилявского в Одесском дворце пионеров. Родители преподают в Одесском государственном художественном училище (ОГХУ). В 1961 поступил в Одесское художественное училище (ОГХУ).

1.2. Становление

С 1962 года руководит художественной самодеятельностью в ОГХУ. Поступает в театр «Парнас-2» под руководством Виктора Ильченко, Михаила Жванецкого и Романа Карцева. Играет в театральных постановках, выступает с собственными номерами. Пишет стихи, участвует в литературно-поэтическом объединении. В 1963—1964 годах занимался актёрским мастерством в студии народной артистки Украины Л. И. Буговой, звезды Одесского русского драматического театра. В 1966 году оканчивает Одесское художественное училище с похвалой Государственной экзаменационной комиссии. Поступает во ВГИК на художественный факультет (проф. М. А. Богданов, проф. Б. М. Неменский). Впервые принимает участие в выставках молодых художников в Одессе и Киеве. С 1967 года экспонирует свои работы на областных, республиканских, всесоюзных выставках в Одессе, Киеве и Москве.

Летний пленэр в Узбекистане(Самарканд, Бухара, Хива) 1968 года впервые приносит художнику ощущение самостоятельного раскрепощенного творчества. Выполняет первые заказы на жанровые картины в Художественном фонде Одесского союза художников, оформляет книги в издательстве «Маяк».

В 1971 году работает над первыми сценариями. Съемки первой короткометражной картины «Цыган». Дебют в качестве автора сценария, сорежиссера, художника. В 1972-м году защищает диплом на художественном факультете ВГИКа. В 1973-м году получает первую мастерскую в Телеграфном (Архангельском) переулке в Москве. Снимает 20-минутный музыкальный фильм «Озорные частушки» (автор сценария, сорежиссер, художник-постановщик). В 1973—1976 годах работает над иллюстрациями к современной прозе для журнала «Юность».

В 1974-м году проходит первая персональная выставка в выставочном зале Союза художников СССР на Гоголевском бульваре, 10. Вступает в Московский союз художников. Готовится к участию в выставке нонконформистов на ВДНХ. Родители отговаривают и оказываются правы: после выставки у участников акции отбирают мастерские.

В 1976-м заключает договор на сценарий музыкальной кинокартины «Притчи Мастера Тычки» с киностудией «Мосфильм». Первый и второй варианты сценария приняты. Третий вариант у цензоров не проходит. На всесоюзной молодежной выставке в Манеже инспекторы ЦК комсомола изымают из экспозиции картину «Прощальный оркестр».

В 1980 году совместно с женой Верой Токаревой приступает к съемкам кинофильма «Брелок с секретом» на киностудии «Мосфильм». В начале съемок после болезни умирает сын Миша. Съемки продолжаются. Фильм «Брелок с секретом» выходит в прокат с большими купюрами. Александр Токарев уходит из кинематографа и принимает решение заниматься живописью.

1.3. Расцвет, зрелые годы

В 1990 году проходит первая выставка Александра Токарева в Париже, подготовленная Ассоциацией "Человек и Культура" (L'homme et culture). В 1991 году проходит большая персональная выставка "Человек-Оркестр. Тема и вариации" в Центральном Доме Художника в Москве (при поддержке Союза художников СССР и Союза композиторов СССР). Следующий год ознаменовался второй выставкой в Париже в Выставочном зале LE PECQ и началом сотрудничества с аукционным домом Друо. Совместно с куратором и переводчиком Алин Жерар организует приезд и посещение мастерских наиболее интересных художников Москвы для председателя Совета директоров аукционного дома «Друо» мэтра Клода Робера. Разработка проекта «Друо-Метрополь». Заканчивает работу над первыми полиптихами- «Притчи», «Времена года» и «Лоскутное одеяло памяти».

В 1994-м году открылась персональная выставка, посвященная пятидесятилетию Государственного института искусствознания им. И. Э. Грабаря Министерства культуры РФ. Дирекция института просит сохранить экспозицию Зеркального зала. Работа над триптихами «Ипостаси» и «Время». Заканчивает работу над полиптихом из серии «Человек-ZOO»: «Мой бестиарий».

В 1995-м году Александр Токарев начинает сотрудничать с Мстиславом Ростроповичем и театральным продюсером Давидом Смелянским. Первый проект — благотворительный концерт в фонд Храма Христа Спасителя в Москве. Работает над картиной «Большой виолончелист». Становится главным художником Российского государственного театрального агентства и журнала «Разгуляй» (Москва-Санкт-Петербург). Начинает работу над серией «Человек-Театр», в 1996-м году начинает серию «Игрушки Бога. Набалдашники и подлокотники». В 1991, 2002 и 2004 годах проходят персональные выставки Александра Токарева в Центральном доме художника и Малом Манеже (Москва).

В 2008 году к выставке «Человек-Оркестр» в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее выходит альбом-монография о творчестве художника.

2. Достижения

Александр Токарев — автор серий «Человек-Оркестр», «Человек-Театр», «Человек-Zoo», «Окно в Замоскворечье», «Игрушки Бога. Набалдашники и подлокотники» и др. Его творчество — свободная интерпретация музыкальных форм, мифологических сюжетов, поиск метафор и выразительных средств для таких вечных тем, как Детство, Память, Творчество, Любовь, Отечество, Время. Живопись многослойна и многозначна. Это один из немногих художников, занимающихся произведениями крупной формы — полиптихами из пяти, семи и более частей. Они подобны симфоническим произведениям. В них художник создает театр, где он сам себе драматург, режиссер и актёр. В этом Театре Жизни благополучно смешиваются комедия божественная и человеческая, театр эпический и театр абсурда, мифология и реальность.

3. Оценки

Лидия Ивановна Иовлева, Первый заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи (Москва): «Если говорить о генезисе или происхождении искусства Токарева, я вижу его в театральности и музыкальности. Даже если темы его произведений, казалось бы, никак не связаны с театром, игровой театрализованный момент присутствует. Вся метафоричность его живописи произрастает из этой среды».

Евгения Николаевна Петрова, Заместитель директора по науке Русского музея (Санкт-Петербург): «…У него своеобразный язык. Он ни на кого не похож. Он совершенно ОТДЕЛЬНЫЙ художник. В какой-то степени он определенно связан с традицией, он не "инсталлятор" как теперь это модно. И вместе с тем в его творчестве есть кинематографичность – современный язык, который пришел в изобразительное искусство в ХХ веке, а теперь вообще выходит на первый план. У Токарева это совмещение кино и живописи, и оно дает очень интересный результат. В этом его стилистика и современность».

Харви Питкин, проф. Колумбийского университета: «…Его творчество вырастает не только из внутреннего мира, но, преодолевая всеобщее разочарование и хаос, <…> способно выразить всеобщее человеческое содержание».

Клод Робер,Комиссар-призёр, экс-президент Совета директоров аукционного дома «ДРУО»: «…Токарев создал ту часть современного русского авангарда, которая прославит нашу эпоху, как русский авангард 1920-х годов прославил свое время».

Антон Успенский, куратор проектов Русского музея: «…Александр Токарев — романический герой-художник. Он и живет, как роман пишет: со вкусом, плотно, динамично, заставляя угадывать продолжение; и пишет в романном ключе: объемно, с множеством действующих лиц, с интригами сюжета».

4. Список произведений

Основные живописные серии: «Человек-Оркестр», «Человек-Театр», «Человек-Zoo», «Игрушки Бога. Набалдашники и подлокотники», «Окно в Замоскворечье». Полиптихи (живопись многочастной формы): Притчи, Венок сонетов, Городские романсы, Театр, Ипостаси, Мифологии, Сумасшедшие головы, Глупая жизнь, Идиоты.

5. Библиография

1. Токарев А. В. Летатель. — «Искусство», — 1989, № 5, с. 1

2. Catalogue of The 9th Fine Arts Exhibition. Emirates Fine Arts Society. Culture & Informational Department — Sharjah, 1989—1990. На англ. яз.

3. Лазарев М. П. Человек-Оркестр. Тема и вариации. Александр Токарев. Живопись/Скульптура. Каталог к персональной выставке в Центральном доме художника, Союз художников СССР, Союз композиторов СССР. — М., Советский художник, 1990

4. Брагинская Ж. Человек-оркестр. Монолог художника. — «Музыкальное обозрение», 1992, январь, № 2 (64), с. 8

5. Tokarev, Alexandre. Буклет выставки в LE PECQ, Париж. Salle des Expositions, 1992. На фр. яз.

6. Судзуки Н. Александр Токарев. Человек-Оркестр. — Журнал «Number», — 1993, № 9. На япон. яз.

7. Кабаков А. Александр Токарев, г. Москва. — «Юность», — 1993, № 4, с. 1-3.

8. Костина О. Александр Токарев. Монолог на заданную тему. — «Творчество», — 1994, № 1-4, с. 41-42.

9. Tokarev, Alexandre. L’Homme-Orchestre. Буклет выставки в Centre d’Art Contemporain Atria, Париж,1997. На фр. яз.

10. Кузнецов А. Дмитрий Шостакович. Леди Макбет Мценского уезда. (Возрождение шедевра). — «Новый мир», — 1998, № 1 (873), с. 228

11. Токарев А. В. Одиночество детства. Живопись. Буклет к выставке в Центральном доме художника. — М., 2001.

12. Александр Токарев. Живопись. Тет-а-тет. Россия-Чехия. Москва-Прага. Каталог выставки в МГВЗ «Новый Манеж». — М., Фонд ФОРТ, 2004.

13. Токарев и Буковски. — «Креатив&Creativity», — 2004, 3-24 окт.