Смекни!
smekni.com

Дореволюционная история Удмуртии (стр. 3 из 17)

Казанское ханство продолжило функционировать на базе Золотой Орды, поэтому общественный и государственный строй, методы правления и эксплуатации были идентичными. Высшая власть принадлежала хану, его деятельность направлялась советом крупных феодалов (диваном). Феодализация шла двумя путями: во-первых ханы давали своим вассалам право на сбор податей на определенной территории без права владения самой землей и крестьянами, во-вторых, – класс феодалов формировался из среды татарских князей и мурз. Представители родоплеменной знати, выборные и должностные лица из среды коренных народов, очевидно, не могут считаться феодалами, так как они появились в результате организованных мероприятий государства для сбора налога с подвластного населения, а не в результате внутреннего развития. Подвластное население состояло из: рабов, плативших ясак и другие подати государству и феодалам, феодально зависисмые крестьяне (кул, кара халык) и крепостные из военнопленных (чура) и рабов. Взималось до 20 различных податей и повинностей. Основное место среди доходов казны занимали прямые налоги – ясак в виде натуральных продуктов, калан – поземельный налог, который взимался с возделанных земельных участков в виде доли урожая. Затем шли налоги: подомовный, поголовный (подушный), обеспечение продовольствием проезжающих чиновников и послов, запросные подати и прочие. С ремесла и торговли взимали тамгу. За провоз товаров брали особую таможенную пошлину бадж. Кроме того, существовали специальные повинности, связанные с обороной ханства, среди которых главным было городовое дело: постройка и ремонт городских стен, укреплений, острогов. К это же категории относилась поставка продовольствия и фуража для войск. Сохранилась повинность, возникшая еще в эпоху золотоордынского владычества, предоставления крестьянами лошадей по требованию начальников почтовой службы от одной станции-ям до другой, причем все расходы, связанные с постройкой ямов и приобретением лошадей, покрывались за счет трудового населения. Постойная повинность выражалась в обязанности крестьян предоставлять место на ночлег в своих домах и кормить иностранных послов, военных чинов, ханских гонцов и чиновников. Помимо установленных ханством налогов и податей, крестьяне облагались другими незаконными сборами со стороны местных феодалов, в частности, – отатарившейся удмуртской родоплеменной верхушки, известной под названием арские князья. Свою долю стремились получить сотные, десятные князья, через посредничество которых происходило собирание ясака и других податей, осуществлялось распоряжение земельными и иными сельскохозяйственными угодьями.

4. Присоединение южных удмуртов к Русскому государству

Казанское ханство являлось для Русского государства стратегически важным объектом. Экономика края, торговля по Волге, Каме и Вятке, близость Казани к русским землям явились значительными предпосылками присоединения Поволжья к Русскому государству. С 1487 до 1521 г. Казанское ханство оказалось в вассальной зависимости от Руси. Был установлен московский протекторат, однако и прокрымская группировка оставалась влиятельной. Среди населения, особенно нетатарского, представителями знати формировалось сопротивленческое движение, потому что иноэтническое господство задерживало не только развитие производительных сил, но и процесс образования единой народности. Стремясь освободиться от гнета, южные удмурты вместе с другими народами края выступали против ханской власти с оружием в руках. Так, в 1496 г. Арская земля восстала против хана Мамука, изгнавшего с казанского престола московского ставленника Мухаммед-Эмина. Мамук штурмовал Арский городок. «Арские же князи града своего не сдаша, но бишася с ним крепко». В это момент опомнились и казанцы, они укрепили свой город, не пустили обратно Мамука, вынудив его уйти с ордой уйти «восвояси». На смену хану Мамуку Иван III по просьбе казанских людей направил нового ставленника - царевича Абдул-Летифа, укрепив московские позиции и промосковскую ориентацию Казанского ханства. Таким образом восстание арских людей сыграло на руку московскому князю. В 1551 г. после присоединения горных марийцев и чувашей (Горная сторона) в состав Русского государства арские люди потребовали от ставленников крымского хана покориться русскому государю («Приходили чаваша арскаа с боем на крымцов: о чем де не биете челом государю?»). Потребность такого требования объяснялась желанием обрести свободу, а также избежать кровопролития между казанцами и русскими: «И им нужа великаа, со все стороны их воюют, ниотколе помощи себе не чают, понеже бо люди великого князя Волгою от Василя-города и по Каму, а Камою вверх по Вятку, а Вяткою вверх по перевозем». Однако восстание арских людей было подавлено: «крымцы Кощак-улан с товарыщи с ними билися и побили чювашу».

В 1545 г. Русское государство начало решительную борьбу с Казанским ханством. «Казанская война» длилась семь лет и принесла много бед и страданий, прежде всего, рядовому населению края. А всего с 1446 по 1552 г. феодальных войн между Москвой и Казанью было 16. За это время 31 раз казанские войска проникали на территорию Русского государства, 33 раза воевали русские войска Казанскую землю. Между тем, в первоначальные планы русского правительства входило присоединение Казани мирным путем на правах автономии. В 1552 г. русский посол А.Ф. Адашев добился отречения от престола царя Шах-Али и назначения наместником С.И. Микулинского. Однако казанцы закрыли крепостные ворота и не пустили наместника в город. Началась пятая за последние двадцать восемь лет осада Казани. Микулинский заключил в тюрьму в Свияжске направленное к нему для переговоров посольство из видных казанцев, среди которых русская летопись называет имена князя Чуры Казыева, Алимана с сыном и арского князя Богдана. Против Казанского ханства выступила 150-тысячная русская армия с пушками и инженерными сооружениями, возглавляемая В.А. Старицким. К ней присоединились также: татарское войско на московской службе под командованием Шах-Али и 4-тысячный отряд из татар, чувашей, марийцев Горной стороны. Казанцев защищали 30 тыс. осажденных, за пределами города - отряды конниц в 20 тыс. чел. и 2 тыс. всадников ногайского мурзы Юсуфа. На стороне казанских ханов выступили также арские князья Явуш, Япанча и иные «выезжие». Против них пришлось направить 3 полка во главе с А.Б.Горбатым и С.И.Микулинским. 10 дней «воевали Арскую сторону всю, многих людей побили, и жены их и дети в полон поимали, …села повыжгли и скот их побили». В плен было взято «12 арских князей, 7 черемисских (здесь: марийских, чувашских - Л.В.) воевод, 3000 сотников и старейшин, а всего 5000 человек». Все они были казнены под стенами Казани во устрашение осажденных. 2 октября 1552 г. Казань пала

Все богатство Казани, все пленных царь Иван Грозный (который во все время войны сидел в шести верстах от крепости и молился в своем полотняном шатре за победу русского войска) отдал в добычу своему войску. А народам бывшего Казанского ханства направил гонцов с «жалованными грамотами», в которых призывал добровольно принять русское подданство и платить ясак в его казну в том же размере, в каком они платили прежним казанским ханам. Под воздействием сокрушительного поражения, оставшись без военных руководителей, поверив грамоте, южные удмурты направили к царю своих представителей-казаков Шемая и Кубиша с просьбой прислать к ним царского посла. Миссия последних была возложена на сына боярского Н.Казаринова и мурзу Камая. Они привели в Казань арских людей, которые были приведены «к шерти» и обязались «ясаки давати прямые». В честь завоевания Казанского царства Иван IV организовал торжественный въезд в Москву и молебен. В своей речи перед митрополитом Макарием и всем Освященным Собором он подчеркнул приобретение новых подданных: «Из всех Казанских предел все земские люди, арские и луговые, нам добили челом и обещалися нам до века дань давать». Однако первый же сбор ясака русской администрацией и злоупотребления, проявленные при этом, привели к восстанию подвластного населения во всем Урало-Поволжье. Лишь к 1557 г. все очаги сопротивления были подавлены, завершился длительный процесс присоединения удмуртов и других народов региона к Рссийскому многонациональному государству. Казанский летописец с болью писал о тех страшных событиях, что на всей Казанской земле «мало живых осташася…, разве простых черных людей и худых, и немощных, и убозех земледелец». В административном отношении присоединенная территория была разделена на два наместничества: воеводой в Горную сторону (все правобережье Волги) с центром в г. Свияжске был направлен П.И. Шуйский, в Луговую или Арскую сторону (левобережье Волги до восточных рубежей Камы) с центром в г. Казани – А.Б. Горбатый.

Присоединение Волго-Камских земель в состав Русского государства имело огромное историческое значение: