Смекни!
smekni.com

Роль молодежи в Третьем рейхе (стр. 5 из 8)

Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приема в младшую возрастную группу — юнгфольк.

Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.

В соответствии с национал-социалистической идеологией Союз немецких девушек ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, которые станут товарищами политическим солдатам рейха (воспитываемым в Гитлерюгенд) и, став жёнами и матерями, организовав свою семейную жизнь в соответствии с национал-социалистическим мировоззрением, будут растить гордое и закалённое поколение.

Германские женщины знают о нуждах и чаяниях германского народа и работают в этом направлении, а не ведут дебаты в парламентах. Образцовая германская женщина дополняет германского мужчину. Их единение означает расовое возрождение народа.

Союз немецких девушек прививал расовое сознание: настоящая германская девушка должна быть хранительницей чистоты крови и народа и воспитывать его сынов героями[30].

В официальном печатном органе «BdM» «Девушка на службе» (нем. «Mädel im Dienst») печатались репортажи о девочках в возрасте 10-14 лет, которые не просто умеют готовить и вести домашнее хозяйство, но и создать уют в доме и сохранить «тепло домашнего очага».

Стандартная униформа Союза немецких девушек- тёмно-синяя юбка, белая блузка и чёрный галстук с кожаной заколкой. Девушкам запрещалось носить высокие каблуки и шёлковые чулки. Из украшений допускались кольца и наручные часы. По мнению Гитлера, форма одежды должна служить целям воспитания молодёжи.

Союз немецких девушек организовывал турпоходы, в которые девушки отправлялись с полными рюкзаками. На привалах разводили костры и готовили еду и пели песни. Пользовались успехом ночные наблюдения за полной луной с ночёвкой в стоге сена.

Девушки готовили театральные постановки и кукольные представления, занимались народными танцами и учились игре на флейте.

Особое место занимали занятия спортом и групповые игры. Если у мальчиков акцент делался на силу и выносливость, то гимнастические упражнения для девушек были призваны формировать у них грацию, гармонию и чувство тела. Спортивные упражнения подбирались с учётом женской анатомии и будущей роли женщин. В зимнее время девушки занимались рукоделием и поделками.

В 1936 году на законодательном уровне для девушек Германии было установлено обязательное членство в Союзе немецких девушек. Исключение составляли девушки еврейской национальности и другие исключённые по «расовым обстоятельствам».

К 1944 году Союз немецких девушек являлся самой крупной женской молодёжной организацией мира, в его составе насчитывалось 4,5 млн человек[31].

Во время Второй мировой войны девушки из «BdM» работали в лазаретах, участвовали в противовоздушной обороне и трудились в сельском хозяйстве. С началом Второй мировой войны члены Гитлерюгенд занимались сбором одеял и одежды для солдат, отправкой посылок на фронт.

Каждый час членов Гитлерюгенд был занят до предела, и у молодежи едва оставалось времени для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка.

После окончания войны Союз немецких девушек как подразделение Гитлерюгенд был запрещён и распущен согласно Закону № 2 Контрольного совета.

2.2. Идеология и принципы воспитания в Гитлерюгенд

Пропаганда, мобилизация и вовлечение народа в строительство \новой национал-социалистической Германии играли центральную роль в укреплении и консолидации нацистского режима.

Узурпация власти дала нацистам возможность неограниченно манипулировать сознанием населения и пропитывать его своими взглядами.

Гитлер говорил, что пропаганда, как и террор, должна быть тотальной. В свете будущей войны за жизненное пространство это было особенно необходимо. Поэтому, наряду с партийными органами, в стране был создан мощный государственный пропагандистский аппарат. В деле его организации выдающуюся роль сыграл рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, доктор философии Й. Геббельс. Одновременно Геббельс занял пост президента Палаты по делам культуры. Цель пропаганды Геббельс обозначал как духовную мобилизацию нации, которой, как он считал, недоставало в период Первой мировой войны.

Все средства идеологического воздействия на массы — печать, радио, кино, театры — были поставлены под надзор министерства пропаганды. Из их органов были изгнаны все расово-неполноценныеи политические противники. Левая печать была закрыта, а либеральная — унифицирована. Вводилось обязательное членство журналистов и деятелей культуры в нацистских объединениях (прессы, радио, театра, изобразительного искусства и др.). Ежедневные конференции в министерстве пропаганды задавали тему и тон для газет.

Нацистская пропаганда до поры до времени маскировала аннексионистские и военные цели режима. Основной упор делался на идее возрождения нации, на борьбе с безработицей и с внутренними врагами —евреями и марксистами. Открыто провозглашалась необходимость консолидации немцев на основе расовой идеологии крови и почвы[32].

Немецкие фашисты широко поставили себе на службу и превратили в орудие агитации сравнительно новые в техническом отношении средства массовой информации, такие как радио, кино. В связи с массовым производством народного радиоприемника число его владельцев увеличилось с 4,3 млн в 1933 г. до 10,8 млн в 1939 г. Практиковалось совместное слушание важных сообщений, речей государственных и партийных руководителей на предприятиях или в местных учреждениях НСДАП. По заказу нацистов киноиндустрия производила множество документальных и — меньше — художественных фильмов пропагандистского содержания[33].

На немецкий народ действовали не только политические факторы, но и харизматические черты лидера нацистов.

Жить для Гитлера и быть готовым к смерти ради Гитлера - этот принцип стал судьбой целого поколения. Целое поколение немцев распевало эту героическую песню о готовности к самопожертвованию во имя страшных преступных химер Гитлера.

Шествия под знаменами, распевание воинственных песен, скандирование речевок и лозунгов привлекали все большее количество молодых людей в ряды Гитлерюгенда.

Одурманенные эйфорией "национального подъема", миллионы молодых немцев записывались в Гитлерюгенд[34].

Немецкие профсоюзы, которые были объединены в "Немецкий рабочий союз" обязывали своих молодых членов вступать в Гитлерюгенд. Торговые и промышленные палаты приняли постановление, что только члены Гитлерюгенда или Союза германских девушек могут быть зачислены на работу в качестве учеников и подмастерий. В противном случае обучение будет считаться недействительным, а хозяин будет оштрафован. Тот, кто игнорировал Гитлерюгенд, рисковал своей профессиональной карьерой. Вопрос одного из опросников, который распространял Гитлерюгенд в Висбадене в 1934 году, гласил: "Почему ты еще не вступил в Гитлерюгенд? Если ты за Гитлера и Гитлерюгенд, тогда заполняй прилагаемый бланк вступления. Если ты не хочешь вступать, тогда напиши о причинах…". На бланке рекомендовалось расписаться отцу и указать место работы и имя работодателя. Отказ ребенка вступить мог привести к репрессиям в отношении отца.

Тоталитарный режим прочен тогда, когда он владеет умами и сердца­ми людей. Либеральные, демократические, социалистические деятели подвергались преследованиям, оказывались в концлагерях или были вынуждены эмигрировать. Их книги публично сжигались, их кар­тины и музыка клеймились как «негерманские и вы­родившиеся», а с сентября 1933 г. всей культурной жизнью в рейхе руководил министр пропаганды и просвещения Йозеф Геббельс (1897-1945), создав­ший для этого особую «Имперскую палату культуры», в которой были обязаны состоять все лица творчес­ких профессий.

Из университетов было уволено около 15% не­угодных профессоров и доцентов, отчасти по полити­ческим, но в основном по расовым причинам. Одни ушли на пенсию, другие эмигрировали. Но большин­ство их коллег поспешили заявить о своей поддерж­ке новых властителей[35].

После разгрома молодежных союзов, относящихся к партийным и профсоюзным структурам, Гитлерюгенд начал наступление против церковных молодежных организаций.

В евангелистской церкви возникло движение «немецких христиан», которое резонно прозвали «штурмовые отряды Христа». В противовес ему в мае 1934 г. оформилась «исповедальная церковь», кото­рая резко полемизировала с нацистской идеологией, несмотря на притеснения и даже аресты ее членов. В католической церкви многие ее служители прояв­ляли симпатии к новому режиму, особенно после за­ключения в июле 1933 г. конкордата с Ватиканом. Но и здесь нарастала оппозиция нацизму, достигшая пика в 1937 г., когда вышла папская энциклика «Со жгучей тревогой», осторожно осудившая бесчело­вечные методы правления Гитлера.

Многие молодые немцы, пытаясь избежать членства в Гитлерюгенде, вступали в религиозные молодежные организации. Ненависть Гитлерюгенда по отношению к молодым христианам росла пропорционально росту численности этих организаций.

Многие молодежные функционеры католической церкви не считали нацистов своими духовными оппонентами.

Многие католические молодежные союзы, чтобы удержать своих членов от вступления в Гитлерюгенд, стали практиковать в своей деятельности военные игры на местности и стрелковые занятия. Конечно, подобные нововведения шли вразрез с отрицательным отношением церкви к огнестрельному оружию. Эти меры уже не могли ничего изменить. В качестве ответа Гитлерюгенд усилил работу по привлечению в свои ряды молодежи из среды юных католиков. В ход пошли все средства - от агитации для промывки мозгов до силового воздействия[36].