Смекни!
smekni.com

Роль молодежи в Третьем рейхе (стр. 6 из 8)

Среди членов Гитлерюгенда веру в божественного отца заменила вера в фюрера. "Календарь Гитлерюгенда" включал все национал-социалистические праздничные и памятные даты. На протяжении года от "дня прихода к власти" и "дня рождения фюрера" до "годовщины путча" 9ноября 1923 года миллионы мальчиков и девочек поклонялись новой "национальной религии" под знаком новой "святой" троицы: "Наша вера - фюрер, наша религия - Германия, наше желание - святая империя немецкой веры!"

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединённый к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодежи:

Эта молодёжь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в Гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь…[37]

Учителя и руководители Гитлерюгенда распространяли социал - дарвинистские идеи об избранности в коллективной борьбе за выживание. В своих расистских лекциях они пропагандировали образ арийского человека - повелителя, который по "праву сильнейшего" должен стоять выше представителей неполноценных народов и носителей нездоровой крови.

Девушек с ранних лет знакомили с национал - социалистическими представлениями о "расовой гигиене" и требованиями к их будущей материнской роли. Гитлерюгенд устраивал школьные вечера под названием "Сохранение чистоты крови". Ширах призывал девушек из Гитлерюгенда развивать свое тело и дух, чтобы справиться в будущем с обязанностью "быть матерями нового поколения". Он заявил о долге девушек "поддерживать чистоту своей крови", считать ее "частью национального кровяного фонда" и развивать "свой организм таким образом, чтобы обогатить будущий генофонд нации".

Уже начиная с Юнгфолька, ознакомление с германскими героическими сагами должно было воспитывать у детей чувство идентификации с их древними предшественниками. В Гитлерюгенд объясняли, что героические идеалы "нордических" людей - повелителей и "арийских" мировых завоевателей обусловили генетическое превосходство немцев в сражениях и солдатском ремесле. Только лучшим доверено сохранять и продолжать породу. Больные юноши не должны иметь детей. "Твоя кровь несет такие свойства, что дети твои будут несчастны и только обременят государство. Твой героический долг - быть последним в роду".

Руководители Гитлерюгенда постоянно разжигали ненависть в отношении евреев. Карикатуры на евреев служили наглядным материалом во время "домашних вечеров" в Гитлерюгенд.

Направляемые местными руководителями СА, Гитлерюгенда, а иногда и по собственной воле члены Гитлерюгенда били витрины магазинов, принадлежащих евреям, громили их жилища т грабили имущество[38].

Гитлерюгенд старался заполнить собой все свободное время своих членов.

С 1935 года специальные группы Гитлерюгенда в целях дополнительного контроля за членами организации несли патрульную службу, выполняя фактически полицейские функции. Юные блюстители порядка патрулировали массовые общественные мероприятия и обходили закусочные. Они следили за соблюдением запрета на употребление алкоголя, сигарет и устанавливали личности подгулявших подростков. При оказании сопротивления или в случае антиправительственной критики они обращались в гестапо или полицию.

Хотя до 1939 года членство в Гитлерюгенд формально оставалось добровольным, мало кто из детей и подростков смог противостоять ежедневному давлению и посулам большой организации. Восхищенно взирали шестилетние первоклассники на своих более старших товарищей, которые в форме и с ножами на поясах маршировали на службу. Им самим оставалось ждать еще долгих четыре года.

В условиях возрастающего влияния национал - социализма на германское общество Гитлерюгенд использовал в своих целях детское тщеславие и самолюбие, так как свое участие в служении народу и отчизне дети считали престижным занятием[39].

Спорт считался одним из первостепенных направлений деятельности Гитлерюгенд. Молодежь имела право посещать спортивные и физкультурные секции лишь при наличии членства в Гитлерюгенд. Гитлерюгенд успешно использовал желания молодых людей вести активный образ жизни и предлагал им такие возможности отдыха, которые прежде были доступны лишь детям из богатых семей. Поездки по Германии, путешествия, велосипедные туры, палаточные лагеря сулили молодежи массу приключений и впечатлений.

В тех случаях, когда человека не удавалось под­чинить и развратить духовно, за дело принималась машина террора, руководимая рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером (1900-45). Разветвленный ап­парат СС включал в себя и Главное управление им­перской безопасности (РСХА), куда входила злове­щая тайная государственная полиция (гестапо). В ведении СС находились концлагеря и Главное уп­равление по вопросам расы и поселения, проводив­шее в жизнь расовую концепцию Гитлера.

Согласно этой доктрине, арийцам, воплощаю­щим все добродетели, противопоставлялась группа, которая просто в силу принадлежности к определен­ной расе не могла не быть рассадником зла и мерзо­сти. По многовековой европейской традиции такой сатанинской расой считались, разумеется, евреи. Хотя тщательно разработанного плана их преследо­вания не было, но это всегда относилось к главным идеологическим целям нацизма. Террор и пропаган­дистские акции «снизу», от инсценированного Геб­бельсом бойкота еврейских магазинов 1 апреля 1933 г. до Хрустальной ночи 9 ноября 1938 г., когда по всей Германии прокатился массовый погром, че­редовались с государственно-правовыми мерами «сверху». Вслед за законом о чиновниках, принятом в мае 1935 г., последовал закон, отказывавший евре­ям в «почетном долге» службы в армии. Окончатель­но евреи были превращены в людей низшего сорта по Нюрнбергским законам 15 сентября 1935 г., со­гласно которым политические права и возможность

Террор и насилие были одной стороной режима, обольщение и развращение - другой. Не было ни одной социальной группы, которую бы не поддержи­вал и не подкармливал национал-социализм. На ра­бочих сильное воздействие оказали широко рекла­мируемые меры по созданию новых рабочих мест, например при строительстве стратегических автоба-нов, быстрое снижение безработицы, повышение мер социальной защиты на предприятиях, различ­ные льготы, предоставляемые им организацией «Крафтдурх фрейде» («Сила через радость»), кото­рая занималась организацией досуга и дешевых ту­ристических поездок.

Ремесленники и мелкие торговцы выиграли от по­вышения налогов на ненавистные им универмаги и от ужесточения требований при создании новых ремесленных мастерских. Крестьяне были довольны введением аграрных покровительственных пошлин и повышением цен на сельскохозяйственную продук­цию: Промышленников радовали запрещение проф­союзов и создание вместо них единого Германского трудового фронта, отмена тарифных договоров и рост государственных заказов, прежде всего в во-

Этим и объясняется успех нацизма внутри стра­ны. В отличие от демократии диктатура воздейство­вала на чувства и эмоции. Многие немцы, даже в принципе отклоняя национал-социализм, тем не менее считали, что он привнес в серую и холодную повседневность драматизм и страсть. Нацизм казал­ся романтически-эмоциональным протестом против бездушной рационализации человеческого бытия. Большую роль играло при этом обращение к тради­циям. Показательным в этом отношении был состо­явшийся 21 апреля 1933 г. День Потсдама, когда Гитлер и Гинденбург обменялись символическим руко­пожатием над гробницей Фридриха Великого, что должно было означать союз между старой Пруссией и молодым национал-социализмом. В технике ма­нипулирования массами нацистский режим достиг вершин виртуозности. Превосходно организован­ные Олимпийские игры 1936 г. в Берлине, ежегодно проводимые грандиозные партийные съезды и па­рады в Нюрнберге и многое другое пробуждали в людях чувства величия нации и гордости за свою принадлежность к ней.

Национал-социализм отличался двойственнос­тью, предельный модернизм сочетался с глубочай­шим архаизмом. С одной стороны, современные автобаны, мерседесы и фольксвагены, самые дешевые в мире радиоприемники, первый в мире реактивный самолет, с другой - древнегерманская мифология, орденские бурги СС, языческие праздники солнцеворота. Современнейшая техника и культ мракобесия слились воедино[40].

Таким образом, постоянно удовлетворяя жажду деятельности молодежи за счет организации ее досуга, Гитлерюгенд воспитывал новое поколение национал - социалистов. Был востребован активный, физически развитый, профессионально подготовленный, дисциплинированный молодой человек, который без колебаний мог выполнять все приказы диктатуры.