Смекни!
smekni.com

Роль молодежи в Третьем рейхе (стр. 1 из 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ……………………………………………

8

1.1.Становление Гитлерюгенд в Третьем Рейхе…………………………..

8

1.2. Школа и Гитлерюгенд: сотрудничество или соперничество………...

17

ГЛАВА 2. ПРОПАГАНДА ИДЕОЛОГИИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ НЕМЕЦКОЙ МОЛОДЕЖИ В ГИТЛЕРЮГЕНДЕ..

24

2.1. Организации, входящие в Гитлерюгенд………………………………

24

2.2. Идеология и принципы воспитания в Гитлерюгенд…………………

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………

42

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к изучению истории Третьего рейха возник сразу после его появления. Внимание историков привлекают проблемы социальной базы фашизма, его идеологии, механизма осуществления диктатуры и военно-политические аспекты нацизма.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в советской и восточно-европейской историографии темы молодежной политики Третьего Рейха всегда обходились стороной. Слишком уж бросалось в глаза сходство между практикой Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Не только цели, методы и инструменты идеологической обработки, при помощи которых шлифовались незрелые детские умы, но даже атрибуты Гитлерюгенд непременно ассоциировались с пионерской организацией и ВЛКСМ. Любой намек на сходство этих молодежных организаций пресекался немедленно, поэтому сегодня история Гитлерюгенд нам практически неизвестна.

В немецкой историографии изучение проблем развития педагогических взглядов, изменение приоритетов в воспитательной политике, школьной системе началось сразу после окончания Второй мировой войны. Однако, в работах историков не было результатов критического анализа соответствующих источников, во многом еще не доступных, они носили апологетический характер.

Начиная с 60-х- 70-х годов, когда происходит становление германской исторической науки, появляются первые фундаментальные работы.

Подробно проиллюстрировал характер нацистской культуры Дж. Моссе в исследовании «Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма»[1]. Ценность исследования Дж. Моссе заключается в том, что на основе разнообразных источников, автор раскрывает саму суть национал-социализма, его природу и механизмы идеологического воздействия на массы.

В период 70-х и 80-х гг. возросло внимание западногерманской историографии к социальной истории фашизма. Историков ФРГ волновали проблемы происхождения нацизма, причины его успеха и отношение к нему различных социальных слоев Германии, в том числе и молодежи. Другим направлением исследовательской работы немецких историков стало обращение к проблемам национал-социалистической педагогики и теории воспитания, а также рассмотрение системы школьного образования.

Начиная с 1990-х гг. взгляд немецких исследователей объединяет моральное осуждение нацизма и его преступлений, признание необходимости постоянной борьбы с неонацистской и неофашистской опасностью.

Заслуживает внимания работа немецкого историка Г.Кноппа «Дети» Гитлера», где автор приводит более 1000 свидетельств тех, кто был в гитлеровских организациях[2]. Это рассказы энтузиастов и активистов, которые и сейчас с любовью вспоминают о «прекрасных временах» в Гитлерюгенд и Союзе германских девушек, и воспоминания тех, кто, не задумываясь, выполнял приказы и мечтал об одном - пережить войну, и рассказы тех немногих, кто сомневался и пытался противостоять режиму. На основе свидетельств представителей «потерянного поколения» автор воссоздает всестороннюю картину общественной и политической жизни Германии времен Третьего рейха.

В отечественной историографии интерес к данной проблеме появился, в 30-е годы. Пожалуй, первой работой, посвященной школьной политике Третьего рейха, была монография С.Я. Вольфсона «Культура и идеология загнивающего капитализма», где автор сделал вывод, что идеалом фашисткой педагогики являлась «казарма для малолетних, в которой штурмовики дрессировали бы свою достойную смену»[3].

Среди советских историков, детально изучивших проблемы формирования германского фашизма можно назвать фамилии: Г.Л. Розанова, А.А. Галкина, П.Ю. и др.[4]

Работы отечественных исследователей в 60-е – 80-е г.г. могли публиковаться по проблемам фашизма, если вписывались в общепринятую схему анализа: фашизм - порождение империализма, если сюжеты не вызывали у читателя ненужных параллелей.

Только с 90-х годов начинают меняться исследовательские приоритеты изучения проблем национал-социализма. Важное место занимает рассмотрение Г.Г. Супрыгиной истории возникновения и эволюции национал-социалистической организации Гитлерюгенд. По мнению автора, с первых дней существования фашистского режима работа с молодежью стала одним из направлений внутренней политики, сосредоточенной на полном подчинении системе нацистского господства, через деятельность Гитлерюгенд должна была осуществляться идеологическая унификация подрастающего поколения в духе национал-социалистического мировоззрения[5].

Рассмотрению внутренней логики развития государственных институтов и социальной истории Третьего рейха посвящены работы историка О. Ю. Пленкова, в которых автор анализирует историю создания Гитлерюгенд, ее структуру, деятельность во время Второй мировой войны. Автор приходит к выводу, что, несмотря на особенный характер нацистского молодежного движения, его нельзя представить вне традиции немецкого молодежного движения[6].

Комплексное исследование государственной политики Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи в отечественной историографии отсутствует.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проследить осуществление государственной политики в сфере воспитания и школьного образования молодежи в Третьем рейхе.

Объект курсовой работы - деятельность Гитлерюгенд, элитных школ Третьего рейха и общеобразовательной школы на процесс социализации немецкой молодежи.

Предмет курсовой работы – организация Гитлерюгенд.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом курсовой работы были поставлены следующие задачи:

· проанализировать молодежную политику Третьего рейха;

· изучить возникновение и деятельность различных типов элитарных учебных заведений; вывести иерархию ценностей учащихся, сложившуюся в ходе учебных и внеклассных занятий;

· рассмотреть становление Гитлерюгенд в Третьем Рейхе;

· проследить нацификацию школьного образования; выделить основные этапы в национал-социалистической школьной политике;

· рассмотреть идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики; определить роль пропаганды в формировании мировоззрения немецких юношей и девушек;

· рассмотреть принципы организации и содержание национал-политического обучения.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1922-го по 1945 гг. Нижняя временная граница объясняется предпосылками становления Гитлерюгенд, приходом Гитлера к власти, распространением национал-социалистической идеологии, которая изменила приоритеты в образовании. Прекращение существования Третьего рейха определило верхнюю границу.

Анализ государственной политики в отношении молодежи производится через изучение идеологических составляющих национал-социалистической воспитательной практики, деятельность Гитлерюгенда, элитных школ Третьего рейха, а также через организацию обучения детей в общеобразовательной школе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы и источников.

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

1.1.Становление Гитлерюгенд в Третьем Рейхе

Поколение 18-30-летних, чьё честолюбие и жажда деятельности не могли реализоваться в обстановке массовой безработицы, переживала кризис крайне болезненно. Будучи радикальными и в то же время склонными к бегству от действительности, эти молодые люди презирали своё окружение, родительский дом, учителей, признанных авторитетов, отчаянно тоскующих по старым буржуазным порядкам, из которых молодежь давно уже выросла.

Молодежь была убеждена, что Германия проиграла не только войну, но и революцию и теперь должна всё исправить. Молодёжь в большинстве своём презирала республику, отвергала её материализм социального государства и идеалы, в которых она не находила для себя ничего.

Вместе с республикой молодёжь презирала и традиционный тип партии, который не отвечал пробудившейся в молодёжном движении жажде "органического сообщества", якобы возникшего на фронтах войны.

Недовольство "властью стариков" ещё более усиливалось при виде традиционных центров партий, пребывающих в состоянии частичной оторванности от широких народных масс.

Довольно значительная часть молодёжи вступила в коммунистическую партию, хотя узость классового мышления партии многим затрудняла вступление в её ряды; другая часть пыталась выразить своё мировоззрение в пёстром по своему составу национал - революционном движении.